Культура вербального поведения в общении

Основные понятия: поведение, вербальное поведение, реальное поведение, этикет, речевой этикет, функции речевого этикета, этикетные нормы речевого поведения, этикетные речевые формулы общения.

Характеризуя культуру поведения, необходимо раскрыть значение понятия «поведение». Поведение «есть превращение внутреннего состояния человека в его поступки по отношению к окружающему миру, людям и тому подобное» [20, с. 192].

В научной литературе, как правило, выделяют два вида поведения: вербальное (словесное) поведение и реальное поведение.

Вербальное поведение (словесное, речевое поведение) – это система высказываний, мнений, суждений, доказательств, которые могут быть зафиксированы как явные признаки психических состояний.

Реальное поведение – это система взаимосвязанных поступков, осуществляемых человеком с целью адаптации к среде [20, с. 193].

Результатом речевого поведения выступают отношения между людьми (доброжелательные, недоброжелательные и другие) и эмоции, вызываемые тем или иным речевым поведением человека.

Основа речевого поведения – гуманное отношение человека к человеку. Нормами речевого поведения людей являются вежливость, соблюдение условных и общепринятых способов выражения доброго отношения друг к другу, формы приветствий, благодарности, извинений, правила поведения в общественных местах, общения мужчин и женщин.

Необходимо отметить, что нормы речевого поведения регулируются этикетом, в частности речевым этикетом.

Под этикетом понимается «установленный порядок поведения, форм обхождения» [5, с. 174].

Речевой этикет – это «система национально-специфических, стереотипных, устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта собеседников, для его поддержания и прерывания» [20, с. 199].

Речевой этикет всегда привлекал внимание всех носителей русского языка, но его научное освоение началось лишь во второй половине ХХ века. Учёные, изучающие речевой этикет (Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Гойхман О.Я., Надеина Т.М., Костомаров В.Г., Формановская Н.И.), указывают на его связь с культурой речи, отмечают, что этикет в поведении людей и речи подчинён историческому процессу.

Основными функциями речевого этикета являются: контактоустанавливающая функция и регулирующая функция:

1) контактоустанавливающая функция (социативная, контактная, фактическая) проявляется в таких речевых актах, когда говорящий обращает на себя внимание собеседника, готовит его к сообщению информации;

2) регулирующая функция (регулятивная) регулирует характер отношений адресата (получателя сообщения) и адресанта (отправителя сообщения).

Говоря о культуре вербального поведения в речевом общении, можно выделить две её составляющие, наличие которых говорит о высоком уровне речевой культуры.

Итак, основными элементами культуры вербального поведения являются:

- соблюдение этикетных норм речевого поведения;

- знание этикетных речевых формул общения, умение использовать их в зависимости от ситуации общения (вежливые слова).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: