Коэффициент мощности определяется соотношением
,
где: P 1, Q 1, S 1 – активная, реактивная и полная мощность двигателя.
P 1= P 2+∆ P,
где: P 2 – мощность на валу (полезная мощность;
∆ P – мощность потерь.
∆ P =∆ P эл+∆ P ст+∆ P мех,
где: ∆ P эл – электрические потери (потери на нагрев обмоток);
∆ P ст – потери в стали (потери на нагрев сердечника);
∆ P мех – механические потери.
Электрические потери ∆ P эл зависят от токов в обмотках и возрастают при увеличении нагрузки на валу. Потери в стали не зависят от нагрузки на валу, а зависят от подведенного к обмотке статора напряжения.
Механические потери относятся к постоянным потерям.
В номинальном режиме cosφн=0,75÷0,95,cosφхх=0,08÷0,15.
Снижение cosφхх объясняется тем, что активная мощность мала (P 1хх=∆ P эл+∆ P ст+∆ P мех), а реактивная мощность Q 1 остается такой же, как и в номинальном режиме.
На рис. 2.28 показана зависимость коэффициента мощности асинхронного двигателя от нагрузки на валу.
При большой недогрузке асинхронного двигателя он имеет низкий коэффициент мощности, что экономически невыгодно.
|
|
Рис. 2.28
Для повышения cosφ при малой нагрузке рекомендуется понижать подведенное к двигателю напряжение. При этом уменьшается реактивная мощность, а коэффициент мощности повышается.