Тренеры

«Очевидно, что способность объяснять вещи такими терминами, чтобы маленькие дети все поняли – это дар. Именно поэтому ”Аякс” принял осознанное решение использовать молодого тренера с преподавательскими навыками работы с детьми. Он должен быть молод, чтобы разница в возрасте не была слишком большой. Тренер групп до 10 и до 12 лет должен быть способен постичь мир своих подопечных. Только в этом случае он сможет придумать упражнения, которые смогут достучаться до 7-10-летних игроков, одновременно соответствуя целям философии развития молодёжи ”Аякса”. Тренеры должны быть ментально и физически в отличном состоянии. Они должны быть в состоянии лично продемонстрировать прекрасный пример. Согласно философии ”Аякса”, гораздо большего можно добиться по упражнениям Вила Курвера, демонстрируя, что ты имеешь в виду, нежели объясняя – хороший пример может добиться большего, нежели тысяча слов.

Собрать вместе команду тренеров с таким уровнем квалификации очень важная для меня задача. Главный принцип – каждый тренер молодёжной команды должен чувствовать себя счастливым на своей позиции в клубе. Он не должен думать что-то вроде: «Сейчас я тренирую команду до 12 лет, но лучше бы я тренировал группу с 14 до 16 лет, такая работа более заметна для окружающих». Внутри ”Аякса” нет места тем, кто хочет протиснуться вперёд. Каждый тренер должен быть доволен своей позицией и понимать, как его работа очень важна. По мнению совета директоров ”Аякса”, тренер группы от 8 до 10 лет настолько же ценен для клуба, как и тренер 16-18-летних игроков. Тренер группы до 18 лет должен уметь рассказать красивую историю, быть убедительным, способным анализировать игру. Он должен уметь, подбирая слова, объяснить, почему игрок продолжает допускать одну и ту же ошибку. Он должен также думать об упражнениях, которые помогли бы эту ошибку исправить. Это просто требует другого набора качеств, нежели у тренера, работающего с группой до 10 лет. Потому в ”Аяксе” немыслимо, чтобы тренер младшей группы обладал амбициями через пару лет занять должность тренера с ребятами постарше, или чтобы тренер более возрастных игроков считал, что с лёгкостью сможет тренировать малышей. Все вместе они образуют одну команду, хотя каждый по-своему остаётся амбициозен. Аналогичный подход применим и к другим отделам клуба: совет директоров, медицинский персонал, тренерский штат, капитаны команд, скаутская команда.

У каждого молодёжного тренера ограничена свобода действий в пределах системы ”Аякса”. Во-первых, он всегда должен думать о полной картине. Пунктом отправления является матч, базой - ”аяксовская” модель игры, которая нитью проходит через весь клуб. Это одно из главных отличий в сравнении с другими коллективами. Другие профессиональные клубы имеют тенденцию думать отделами. Их объединяют в надежде сформировать полную картину, то есть первую команду. До начала строительства рабочие просто не знают, как будет выглядеть их финальное сооружение.

В ”Аяксе” тренеры и игроки знают, что будет на выходе, вместе со стартовым свистком: желаемая модель игры совершенно знакома. Тренеры и футболисты постоянно думают в рамках системы игры. Тренеры всегда придумывают упражнения с ориентиром на систему игры и ассоциативные расстановки.

Тренерам ставятся и другие задачи. Каждая тренировка должна нести в себе цель, но, несмотря на сложность, игроки должны получать от неё удовольствие. Молодёжные тренеры должны быть опытны в ситуационном коучинге. Что в свою очередь требует относительный талант к импровизации, чтобы они могли во время тренировки мгновенно среагировать на всевозможные возникающие ситуации. Согласно философии ”Аякса”: вы можете наизусть выучить прекрасную книгу, полную футбольных упражнений, но способность действовать в нужный момент, сделать точный анализ и показать, что и как должно быть, является намного более ценным. В этом вся суть! Настолько же важно, чтобы игроки всех возрастов понимали и принимали факт, что тренер знает лучше. Тренер может потерять уважение к себе, если остановит игру в неподходящий момент или будет говорить какую-то ерунду. Аналогичная картина будет, если инструкций будет слишком мало. Лишь выбирая грамотные моменты и давая конструктивные замечания можно добиться прогресса игроков. Эта тема широко обсуждается между членами тренерского штата ”Аякса”. Любой, кто не соответствует таким тренерским качествам, никогда не окажется в ”Аяксе”. Молодые игроки должны быть всегда начеку, как в психологическом, так и в физическом плане. Это возможно только когда аналогичных принципов придерживаются и тренеры.

Раз в неделю в назначенное время я провожу встречу с каждым из тренеров молодёжных команд. Я наблюдаю за играми каждой команды по меньшей мере раз в две недели. На совещаниях обычно идут обсуждения индивидуальных игроков. Например, я могу консультироваться с тренером, не считает ли он, что определенный игрок более не должен играть на такой-то позиции? Команда, возможно, и будет сильнее, если его позицию не менять, но будущее футболиста согласно модели ”Аякса” может быть на другом участке поле, именно это и берётся в расчёт. В таких случаях в ”Аяксе” интересы команды должны всегда подчиняться интересам индивидуального игрока.

Дважды в год все игроки оцениваются по 40 элементам. Полученные оценки приводят к одной из трёх рекомендаций:

· А – игрок остаётся

· В – ещё неизвестно (А/В = остаётся/ещё неизвестно)

· С – выгнать (В/С = ещё неизвестно/выгнать)

Я принимаю решение, которое потом обсуждается с молодым игроком (в случае, если это группы от 8 до 10, от 10 до 12 и от 12 до 14 лет, родители присутствуют на встрече)».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: