Часть 3

ПРОЦЕССУАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Тема 34. Общие положения

об административном процессе

34.1. Сущность административного процесса

Административный процесс представляет собой урегу­лированный законом порядок разрешения определенных индивидуальных дел в сфере государственного управления в целях обеспечения законности и укрепления правопорядка.

Административный процесс - один из способов реали­зации норм материального административного права. Их применение не всегда облекается в форму урегулированной законом процессуальной деятельности, как это имеет мес­то, например, в уголовном праве. Но такая процессуальная форма необходима при решении спорных ситуаций и при применении мер государственного воздействия.

Необходимость в процессуальном порядке применения административно-правовых норм, как правило, возникает при решении вопросов, связанных с рассмотрением пред­ложений, заявлений, жалоб граждан, а также спорных си­туаций между подчиненным данному органу субъектом управления и другой организацией. Вместе с тем админист­ративный процесс полностью охватывает всю деятельность органов управления и некоторых других государственных органов либо должностных лиц (например, судей) по при­менению мер административного принуждения, то есть по осуществлению административной юрисдикции.

Под административной юрисдикцией понимается де­ятельность государственных органов по разрешению в пре­дусмотренных законом случаях спорных вопросов примене­ния норм административного права, оценке действий кон­кретных лиц с точки зрения соответствия их этим нормам и применению в необходимых случаях административных взысканий.

34.2. Задачи и принципы административного процесса

Задачами административного процесса являются за­щита личности, ее прав, свобод и законных интересов, ин­тересов юридических лиц, общества и государства путем быстрого и полного рассмотрения дел об административ­ных правонарушениях, изобличения и привлечения ви­новных к административной ответственности; обеспечение правильного и единообразного применения закона с тем, чтобы каждый, кто совершил административное правона­рушение, был подвергнут справедливому административ­ному взысканию и ни один невиновный не был привлечен к административной ответственности.

Принципы административного процесса:

1. Законность при осуществлении административного процесса означает, что суд, орган, ведущий административ­ный процесс, при ведении административного процесса обя­заны соблюдать требования законодательства. Нарушение положений законодательства при ведении административ­ного процесса влечет установленную законом ответствен­ность и признание решений, принятых по делу об админис­тративном правонарушении, не имеющими юридической силы. Доказательства, полученные с нарушением порядка, установленного законодательством, не имеют юридической силы и не могут являться основанием для принятия реше­ния по делу об административном правонарушении.

2. Обеспечение защиты прав и свобод означает, что суд, орган, ведущий административный процесс, обязаны обес­печить защиту прав, свобод и законных интересов участни­ков административного процесса, создать условия для ее осуществления, своевременно принимать меры по удовлет­ворению их законных требований. Ограничение прав и сво­бод участников административного процесса допускается только по основаниям и в порядке, установленным законо­дательством. Никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не установленных законодательством, либо к отказу от своих прав. Никто не должен принуждаться к даче объяснений против самого себя, членов своей семьи, близ­ких родственников.

3. Неприкосновенность личности означает, что никто не может быть задержан за совершение административного правонарушения при отсутствии на то законных оснований и в нарушение порядка, установленного законодательством. Судья, прокурор, орган, ведущий административный про­цесс, обязаны немедленно освободить всякого незаконно за­держанного, административно арестованного свыше срока, предусмотренного законом или постановлением о наложе­нии административного взыскания. Никто из участвующих в административном процессе физических лиц не должен подвергаться насилию, другому жестокому или унижаю­щему человеческое достоинство обращению. Содержание физического лица, задержанного за административное пра­вонарушение, или административно арестованного, должно осуществляться в условиях, исключающих угрозу для его жизни и здоровья.

4. Уважение чести и достоинства личности, деловой ре­путации означает, что при ведении административного про­цесса запрещаются действия и решения, унижающие честь и умаляющие достоинство личности, либо порочащие дело­вую репутацию физического или юридического лица, либо создающие опасность для жизни и здоровья участников ад­министративного процесса.

5. Неприкосновенность жилища и иных законных владе­ний гарантируется законом. Никто не вправе войти в жилище и иное законное владение лица против его воли. Производс­тво процессуальных действий, связанных со вторжением в жилище и иные законные владения, осуществляется по осно­ваниям и в порядке, установленным законодательством.

6. Презумпция невиновности означает, что лицо не мо­жет быть привлечено к административной ответственнос­ти, пока не будет установлена его виновность в совершении правонарушения, предусмотренного Кодексом об адми­нистративных правонарушениях. Обязанность доказывать виновность лица возлагается на должностное лицо органа, ведущего административный процесс. Лицо, в отношении которого ведется административный процесс, не обязано доказывать свою невиновность. Обстоятельства, излагае­мые в протоколе об административном правонарушении, в постановлении о наложении административного взыска­ния, не могут основываться на предположениях. Сомнения в обоснованности вывода о виновности лица толкуются в его пользу.

7. Обеспечение права на защиту физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, означает, что лицо, в отношении которого ведется админис­тративный процесс, имеет право на защиту. Это право оно может осуществлять как лично, так и с помощью защитни­ка. Судья, должностное лицо органа, ведущего админист­ративный процесс, обязаны разъяснить лицу, в отношении которого ведется административный процесс, предостав­ленные ему права и принять меры к тому, чтобы оно имело фактическую возможность использовать все установленные законодательством средства и способы для своей защиты. Нарушение права лица на защиту является основанием для отмены вынесенного в отношении его постановления о на­ложении административного взыскания.

8. Публичность административного процесса означает, что государственные органы, должностные лица в пределах своей компетенции обязаны принимать меры по обнаруже­нию административного правонарушения, выявлению лиц, его совершивших, для привлечения их к административной ответственности.

9. Всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела означает, что суд, орган, ведущий ад­министративный процесс, обязаны принять все предусмот­ренные законом меры по всестороннему, полному и объек­тивному исследованию обстоятельств административного правонарушения, устанавливая как уличающие, так и оп­равдывающие, как смягчающие, так и отягчающие ответс­твенность обстоятельства, а также другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, за­щиты прав и законных интересов лиц, участвующих в адми­нистративном процессе. Запрещается принуждение к даче объяснений путем насилия, угроз и применения иных неза­конных мер.

10. Участнику административного процесса, не владею­щему или недостаточно владеющему языком, на котором ведется административный процесс, обеспечивается право устно или письменно делать заявления, давать объясне­ния, заявлять ходатайства, подавать жалобы, выступать при рассмотрении дела об административном правонару­шении на родном языке или на языке, которым он владеет.

В этих случаях, а также при ознакомлении с делом об адми­нистративном правонарушении он вправе бесплатно поль­зоваться помощью переводчика.

11. Равенство перед законом, равенство защиты прав, свобод и законных интересов означает, что все лица, учас­твующие в административном процессе, равны перед зако­ном и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту их прав, свобод и законных интересов. Админис­тративный процесс осуществляется на основе равенства физических лиц перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Администра­тивный процесс осуществляется на основе равенства юри­дических лиц перед законом независимо от формы собс­твенности, места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.

12. Независимость судьи и должностного лица органа, ведущего административный процесс, означает, что судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, независимы и принимают решение по делу только в соответствии с законодательством. Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объектив­ному исследованию обстоятельств административного пра­вонарушения либо с целью добиться принятия незаконного решения влечет установленную законом ответственность.

13. Открытое рассмотрение дела об административном правонарушении означает, что дело об административном правонарушении рассматривается открыто. Закрытое рас­смотрение дела об административном правонарушении до­пускается в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни физических лиц, участвую­щих в административном процессе, либо сведений, состав­ляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну. Закрытое рассмотрение дела об админист­ративном правонарушении осуществляется с соблюдением всех правил административного процесса.

14. Прокурорский надзор за исполнением законов при ведении административного процесса означает, что проку­рор осуществляет надзор за исполнением законодательных актов Республики Беларусь при ведении административно­го процесса.

15. Право обжалования процессуальных действий, пос­тановлений означает, что лицо, в отношении которого ведет­ся административный процесс, защитник, потерпевший, за­конный представитель, представитель, свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой, иные лица, участвующие в административном процессе, вправе обжаловать процес­суальное действие или постановление, принятое по делу об административном правонарушении, в порядке, установ­ленном законодательством.

Тема 35. Участники административного процесса

35.1. Понятие и виды участников административного процесса

Всех участников административного процесса можно разделить на три основные группы.

К первой группе относятся так называемые лидирующие субъекты. Это, прежде всего, органы, уполномоченные рас­сматривать дело об административном правонарушении. Перечень этих органов установлен главой 3 Процессуаль­но-исполнительного кодекса об административных право­нарушениях (стст. 3.1-3.27 ПИКоАП). Кроме того, это ор­ганы и лица, уполномоченные на составление протокола об административном правонарушении (ст. 3.30 ПИКоАП), а также государственные органы и должностные лица, испол­няющие постановления о наложении административных взысканий.

Вторую группу составляют лица, лично заинтересован­ные в деле: лицо, в отношении которого ведется админис­тративный процесс, потерпевший, законные представители физического лица, представители юридического лица, за­щитники и представители.

Третью группу составляют лица, содействующие осу­ществлению административного процесса: свидетели, экс­перты, переводчики, специалисты, понятые.

Иногда выделяют еще четвертую категорию субъектов - общественные организации, трудовые коллективы и др., которые могут заявлять ходатайства, либо им могут быть переданы материалы дела для рассмотрения при освобож­дении лица от административной ответственности.

35.2. Участники, наделенные властными полномочиями, их виды

Дела об административных правонарушениях рассмат­риваются:

1) районным (городским) судом;

2) хозяйственным судом;

3) сельским, поселковым исполнительным комитетом;

4) административной комиссией районного (городско­го) исполнительного комитета или администрации района в городе;

5) районной (городской), районной в городе комиссией по делам несовершеннолетних;

6) органами внутренних дел;

7) органами Комитета государственного контроля Рес­публики Беларусь;

8) Государственной инспекцией охраны животного и рас­тительного мира при Президенте Республики Беларусь;

9) органами государственного пожарного надзора Минис­терства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;

10) органами государственного санитарного надзора;

11) органами пограничной службы Республики Беларусь;

12) таможенными органами;

13) налоговыми органами;

14) Департаментом ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь;

15) органами Министерства финансов Республики Бе­ларусь и финансовыми управлениями (отделами) местных исполнительных и распорядительных органов;

16) органами Национального банка Республики Беларусь;

17) органами Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь;

18) органами железнодорожного транспорта;

19) органами Министерства лесного хозяйства Респуб­лики Беларусь;

20) органами Министерства природных ресурсов и охра­ны окружающей среды Республики Беларусь;

21) Департаментом по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь;

22) органами государственного энергетического и газово­го надзора Министерства энергетики Республики Беларусь;

23) органами Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республи­ки Беларусь;

24) органами Министерства сельского хозяйства и про­довольствия Республики Беларусь;

25) органами государственной безопасности;

26) государственными природоохранными учреждения­ми, осуществляющими управление заповедниками и наци­ональными парками;

27) органами Министерства юстиции Республики Бела­русь.

Коллегиальные органы вправе рассматривать дела об ад­министративных правонарушениях при наличии не менее половины членов их состава.

Должностные лица органов, ведущих административный процесс, составляют протоколы об административных пра­вонарушениях, рассматривают дела об административных правонарушениях, налагают предусмотренные Кодексом Республики Беларусь об административных правонаруше­ниях административные взыскания в пределах предостав­ленных им полномочий и только при исполнении служеб­ных обязанностей.

Должностные лица органов, ведущих административ­ный процесс, наделяются полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и под­готовку дел об административных правонарушениях к рас­смотрению решением соответствующего государственного органа.

35.3. Участники, имеющие личный интерес в деле

Лицо, в отношении которого ведется административ­ный процесс, имеет право:

знать, совершение какого административного право­нарушения вменяется ему в вину;

давать объяснения или отказаться от дачи объяснений;

представлять доказательства;

заявлять отводы и ходатайства;

иметь защитника с начала административного процес­са, а в случае административного задержания - с момента объявления ему об административном задержании;

беспрепятственно общаться со своим защитником на­едине и конфиденциально, прекратить полномочия своего защитника, отказаться от защитника, защищать себя само­стоятельно;

пользоваться родным языком или языком, которым оно владеет, либо услугами переводчика;

возражать против действий судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, и требовать внесения своих возражений в протокол об администра­тивном правонарушении или в протокол процессуального действия;

знакомиться с протоколом об административном правонарушении, а также материалами дела об админист­ративном правонарушении по окончании подготовки его к рассмотрению, делать выписки из них, с разрешения органа, ведущего административный процесс, снимать копии с этих материалов;

участвовать в рассмотрении дела об административ­ном правонарушении;

получать от суда, органа, ведущего административ­ный процесс, копию постановления по делу об администра­тивном правонарушении;

подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в том числе обжаловать постановление по делу об администра­тивном правонарушении;

13) получать возмещение вреда, причиненного незакон­ными действиями суда, органа, ведущего административ­ный процесс.

Права несовершеннолетнего лица, в отношении которого ведется административный процесс, осуществляют наряду с ним или вместо него его законные представители.

Лицо, в отношении которого ведется административный процесс, обязано:

1) являться по вызовам судьи, должностного лица орга­на, ведущего административный процесс; уведомлять суд, орган, ведущий административный процесс, которые его вызвали, о наличии уважительных причин, препятствую­щих его явке по вызову;

2) подчиняться законным требованиям судьи, должнос­тного лица органа, ведущего административный процесс, в производстве которых находится дело об административ­ном правонарушении;

3) участвовать в процессуальных действиях.

Индивидуальный предприниматель, в отношении кото­рого ведется административный процесс, обладает правами и обязанностями физического лица, за исключением права иметь защитника, а также обладает правом иметь предста­вителя, прекращать полномочия представителя.

Юридическое лицо, в отношении которого ведется адми­нистративный процесс, реализует свои права и обязанности через своего представителя.

Потерпевшим является физическое лицо, которому ад­министративным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред, а также юридическое лицо, которому причинен имущественный вред или вред де­ловой репутации.

Потерпевший - физическое лицо имеет право:

1) давать объяснения;

2) не свидетельствовать против самого себя, членов сво­ей семьи, близких родственников;

3) представлять доказательства;

4) заявлять отводы и ходатайства;

5) пользоваться родным языком или языком, которым он владеет, либо услугами переводчика;

6) возражать против действий судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, и требовать внесения своих возражений в протокол об администра­тивном правонарушении или в протокол процессуального действия;

7) знакомиться с протоколом об административном правонарушении, а также материалами дела об админист­ративном правонарушении по окончании подготовки его к рассмотрению, делать выписки из них, с разрешения органа, ведущего административный процесс, снимать копии с этих материалов;

8) участвовать в рассмотрении дела об административ­ном правонарушении;

9) получать от суда, органа, ведущего административный процесс, уведомление о принятом решении по делу об ад­министративном правонарушении, а по своему ходатайству бесплатно получить копию постановления по делу об адми­нистративном правонарушении;

10) в случаях, предусмотренных КоАП, примириться с лицом, в отношении которого ведется административный процесс;

11) иметь представителя и прекращать полномочия пред­ставителя;

12) подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в том числе обжаловать постановление по делу об администра­тивном правонарушении.

Потерпевший - физическое лицо обязан:

1) являться по вызовам судьи, должностного лица орга­на, ведущего административный процесс; уведомлять суд, орган, ведущий административный процесс, которые его вызвали, о наличии уважительных причин, препятствую­щих его явке по вызову;

2) давать объяснения суду, органу, ведущему админист­ративный процесс;

3) представлять имеющиеся у него предметы, докумен­ты, а также образцы для сравнительного исследования по требованию судьи, должностного лица органа, ведущего ад­министративный процесс;

4) подчиняться законным распоряжениям судьи, долж­ностного лица органа, ведущего административный процесс.

Потерпевший - юридическое лицо имеет право:

1) получать от суда, органа, ведущего административный процесс, уведомление о принятом решении по делу об ад­министративном правонарушении, а по своему ходатайству бесплатно получить копию постановления по делу об адми­нистративном правонарушении;

2) в случаях, предусмотренных КоАП, примириться с лицом, в отношении которого ведется административный процесс;

3) подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.

Потерпевший - юридическое лицо обязан представлять имеющиеся у него предметы, документы, а также образцы для сравнительного исследования по требованию судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс. Свои права и обязанности он реализует через свое­го представителя.

Представитель потерпевшего - юридического лица вправе примириться с лицом, в отношении которого ведет­ся административный процесс, если он наделен такими пол­номочиями юридическим лицом, интересы которого пред­ставляет.

За отказ либо уклонение без уважительных причин от дачи объяснений или за дачу заведомо ложных объяснений потерпевший - физическое лицо несет ответственность, предусмотренную КоАП.

Законный представитель физического лица, в отно­шении которого ведется административный процесс, по­терпевшего - физического лица представляет в админис­тративном процессе интересы несовершеннолетних или недееспособных участников административного процесса. При отсутствии у лица, в отношении которого ведется ад­министративный процесс либо потерпевшего законного представителя судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, признают законным предста­вителем орган опеки и попечительства.

Законный представитель физического лица пользуется всеми правами лиц, интересы которых он представляет.

Законный представитель физического лица не вправе совершать какие-либо действия против интересов пред­ставляемого им участника административного процесса. Он обязан:

1) предъявлять суду, органу, ведущему административ­ный процесс, документы, подтверждающие его право пред­ставлять в качестве законного представителя интересы по­терпевшего, лица, в отношении которого ведется админист­ративный процесс;

2) являться по вызовам судьи, должностного лица орга­на, ведущего административный процесс, для защиты инте­ресов представляемого лица;

3) представлять имеющиеся у него предметы, докумен­ты, а также образцы для сравнительного исследования по требованию судьи, должностного лица органа, ведущего ад­министративный процесс;

4) подчиняться законным распоряжениям судьи, долж­ностного лица органа, ведущего административный процесс.

Не могут участвовать в административном процессе:

1) в качестве законного представителя физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, - законный представитель потерпевшего;

2) в качестве законного представителя потерпевшего - законный представитель лица, в отношении которого ведет­ся административный процесс.

Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осу­ществляют их представители, действующие в пределах прав, предоставленных им законодательством Республики Бела­русь, учредительными документами либо доверенностью.

Полномочия представителя юридического лица под­тверждаются доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь, или докумен­тами, удостоверяющими его служебное положение и даю­щими право представлять интересы юридического лица без доверенности.

Оказание юридической помощи, защиту прав, свобод и законных интересов физического лица, в отношении которо­го ведется административный процесс, может осуществлять защитник, а оказание юридической помощи потерпевшему, а также физическому лицу - индивидуальному предприни­мателю, в отношении которого ведется административный процесс, - представитель.

В качестве защитника в административном процессе мо­гут участвовать адвокаты, являющиеся гражданами Респуб­лики Беларусь; адвокаты, являющиеся гражданами других государств, - в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. По ходатайству физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, в качестве защитника по постановлению органа, ведуще­го административный процесс, может быть допущен один из близких родственников либо законных представителей лица, в отношении которого ведется административный процесс. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяют­ся доверенностью, оформленной в соответствии с законода­тельством.

В качестве представителя потерпевшего, физического лица - индивидуального предпринимателя в администра­тивном процессе могут участвовать адвокаты и иные лица, которым они доверили представлять свои интересы.

Защитник и представитель допускаются к участию в административном процессе с начала административного процесса. В случае административного задержания физи­ческого лица в связи с административным правонарушени­ем защитник допускается к участию в административном процессе с момента задержания.

Защитник и представитель, участвующие в администра­тивном процессе, имеют право:

1) знать, по какому административному правонаруше­нию ведется административный процесс;

2) присутствовать при опросе лица, в отношении которо­го ведется административный процесс;

3) представлять доказательства;

4) заявлять отводы и ходатайства;

5) участвовать в рассмотрении дела;

6) знакомиться с протоколом и другими материалами дела об административном правонарушении, делать выпис­ки из них, с разрешения органа, ведущего административ­ный процесс, снимать копии с этих материалов;

7) подавать жалобы на процессуальные действия и ре­шения, принятые по делу об административном правона­рушении;

8) пользоваться родным языком или языком, которым они владеют, либо услугами переводчика;

9) совершать иные действия, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов лица, в отношении кото­рого ведется административный процесс.

Защитник также вправе иметь с лицом, в отношении ко­торого ведется административный процесс, свидания наеди­не без ограничения их количества и продолжительности.

Защитник и представитель обязаны:

1) представлять судье, должностному лицу органа, веду­щего административный процесс, документы, подтвержда­ющие их полномочия;

2) являться по вызовам судьи, должностного лица орга­на, ведущего административный процесс, для защиты инте­ресов представляемого лица;

3) подчиняться законным распоряжениям судьи, долж­ностного лица органа, ведущего административный процесс.

35.4. Участники, содействующие осуществлению процесса

Свидетелем является лицо, в отношении которого имеют­ся основания полагать, что ему известны какие-либо обстоя­тельства по делу об административном правонарушении.

Свидетелем не может быть:

1) лицо, в отношении которого ведется административ­ный процесс;

2) лицо, которое в силу возраста, физических либо пси­хических недостатков не способно правильно восприни­мать обстоятельства, подлежащие установлению по делу об административном правонарушении, и давать о них объяс­нения;

3) защитник и представитель потерпевшего, лица, в от­ношении которого ведется административный процесс, - относительно обстоятельств, которые им стали известны в связи с исполнением обязанностей защитника или предста­вителя;

4) священнослужитель - относительно обстоятельств, известных ему из исповеди.

Свидетель имеет право:

не свидетельствовать против самого себя, членов сво­ей семьи и своих близких родственников;

пользоваться родным языком или языком, которым он владеет, либо услугами переводчика;

представлять имеющиеся у него материалы, относя­щиеся к делу об административном правонарушении;

заявлять отвод переводчику;

собственноручно письменно давать свои объяснения для приобщения к делу об административном правонару­шении;

заявлять ходатайства и подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административ­ный процесс;

получать возмещение расходов, понесенных им в свя­зи с участием в административном процессе.

Свидетель обязан:

1) являться по вызовам судьи, должностного лица орга­на, ведущего административный процесс; уведомлять суд, орган, ведущий административный процесс, которые его вызвали, о наличии уважительных причин, препятствую­щих его явке по вызову;

2) правдиво и полно рассказать обо всем, что ему извест­но по делу об административном правонарушении, ответить на поставленные вопросы;

3) подчиняться законным распоряжениям судьи, долж­ностного лица органа, ведущего административный процесс.

За отказ либо уклонение без уважительных причин от дачи объяснений или за дачу заведомо ложного объяснения свидетель несет ответственность, предусмотренную КоАП.

Экспертом является не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении лицо, обладающее специальными знаниями в науке, технике, искусстве, ремес­ле и иных сферах деятельности, которому судьей, должнос­тным лицом органа, ведущего административный процесс, поручено производство экспертизы.

Эксперт имеет право:

1) знакомиться с материалами, относящимися к предмету экспертизы, и выписывать из них необходимые сведения;

2) заявлять ходатайства о предоставлении ему дополни­тельных материалов, необходимых для дачи заключения, о привлечении к проведению экспертизы других экспертов;

3) с разрешения судьи, должностного лица органа, веду­щего административный процесс, участвовать в производс­тве отдельных процессуальных действий, задавать участ­никам процессуальных действий вопросы, относящиеся к предмету экспертизы;

4) давать заключения как по поставленным вопросам, так и по входящим в его компетенцию обстоятельствам, вы­явившимся при проведении экспертизы;

5) подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, ограни­чивающие его права при проведении экспертизы;

6) получать возмещение расходов, понесенных им при проведении экспертизы, и вознаграждение за выполненную им работу, не входящую в круг его прямых служебных обя­занностей.

Эксперт не вправе вести переговоры с участниками ад­министративного процесса по вопросам, связанным с про­ведением экспертизы, самостоятельно собирать материалы для исследования, проводить исследования, которые могут повлечь за собой полное или частичное уничтожение объ­ектов экспертизы либо изменение их внешнего вида или основных свойств, если на это не было специального раз­решения судьи, должностного лица органа, ведущего адми­нистративный процесс.

Эксперт обязан:

1) являться по вызовам судьи, должностного лица орга­на, ведущего административный процесс;

2) давать обоснованное и объективное заключение по поставленным вопросам;

3) отказаться от дачи заключения, если представленные материалы недостаточны или поставленный вопрос выхо­дит за пределы специальных знаний эксперта;

4) представить судье, должностному лицу органа, веду­щего административный процесс, документы, подтвержда­ющие его специальную квалификацию;

5) сообщить по требованию судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, сведения о своем профессиональном опыте и отношении к лицам, учас­твующим в административном процессе;

6) без разрешения суда, органа, ведущего администра­тивный процесс, не разглашать сведения об обстоятельствах дела и иные сведения, ставшие ему известными в связи с проведением экспертизы, в случае, если он был предупреж­ден об этом судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс.

За дачу заведомо ложного заключения, отказ либо укло­нение без уважительных причин от исполнения возложен­ных на него обязанностей эксперт несет ответственность, предусмотренную КоАП.

Специалистом является не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении лицо, облада­ющее специальными знаниями в науке, технике, искусстве, ремесле и иных сферах деятельности, вызванное судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, для участия и оказания содействия в производстве процессуальных действий. Педагог или психолог, участву­ющие при даче объяснений несовершеннолетних потерпев­шего, лица, в отношении которого ведется административ­ный процесс, также считаются специалистами.

Лицо, участвующее в деле в качестве специалиста, в даль­нейшем может участвовать в этом деле в качестве эксперта.

Специалист имеет право:

1) знать цель вызова;

2) с разрешения судьи, должностного лица органа, веду­щего административный процесс, задавать вопросы участ­никам процессуального действия;

3) подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;

4) получать возмещение понесенных им расходов и воз­награждение за выполненную им работу, не входящую в круг его прямых служебных обязанностей.

Специалист обязан:

1) являться по вызовам судьи, должностного лица орга­на, ведущего административный процесс;

2) представить судье, должностному лицу органа, веду­щего административный процесс, документы, подтвержда­ющие его специальную квалификацию;

3) участвовать в производстве процессуальных действий, используя специальные знания, навыки и научно-техничес­кие средства в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств;

4) удостоверить своей подписью факт совершения про­цессуальных действий, их содержание и результаты;

5) давать пояснения по поводу выполняемых им дейс­твий;

6) подчиняться законным распоряжениям судьи, долж­ностного лица органа, ведущего административный про­цесс;

7) соблюдать порядок при производстве процессуальных действий и во время рассмотрения дела об административ­ном правонарушении;

8) отказаться от участия в производстве процессуально­го действия или рассмотрении дела об административном правонарушении, если он не обладает необходимыми зна­ниями.

Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении совершенно­летнее лицо, владеющее языками, знание которых необхо­димо для перевода, и участвующее в процессуальных дейс­твиях в случаях, когда лицо, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевший, их защитники, а также свидетели и иные участники административного процесса не владеют языком, на котором ведется процесс, а равно для перевода письменных документов. Переводчи­ком считается также лицо, понимающее знаки глухого или немого и способное изъясняться с ними знаками.

Иные участники административного процесса не вправе принимать на себя обязанности переводчика, хотя бы они и владели необходимыми для перевода языками.

Переводчик имеет право:

1) задавать вопросы лицам, участвующим в процессу­альном действии, в целях уточнения значения переводимых слов, выражений и знаков;

2) знакомиться с документами и другими материалами дела об административном правонарушении, которые были составлены с его участием, делать замечания, подлежащие внесению в соответствующий документ;

3) подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;

4) получать возмещение понесенных им расходов и воз­награждение за выполненную им работу, не входящую в круг его прямых служебных обязанностей.

Переводчик обязан:

1) являться по вызовам судьи, должностного лица орга­на, ведущего административный процесс;

2) отказаться от участия в административном процессе, если он не обладает знаниями, необходимыми для перевода;

3) при необходимости представить судье, должностному лицу органа, ведущего административный процесс, доку­менты, подтверждающие его квалификацию переводчика;

4) точно и полно выполнить порученный ему перевод;

5) удостоверить правильность перевода своей подписью;

6) соблюдать порядок при производстве процессуальных действий с его участием;

7) подчиняться законным распоряжениям судьи, долж­ностного лица органа, ведущего административный процесс.

За заведомо неправильный перевод, отказ либо уклоне­ние без уважительных причин от выполнения возложенных на него обязанностей переводчик несет ответственность, предусмотренную КоАП.

Понятым является не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении совершеннолетнее лицо, участвующее в производстве процессуального дейс­твия для удостоверения его факта, хода и результатов.

Понятой имеет право:

1) знать, в проведении какого процессуального действия он участвует, кто руководит его проведением и кто в нем участвует;

2) делать по поводу процессуального действия, в кото­ром он участвует, заявления и замечания, подлежащие зане­сению в протокол процессуального действия;

3) знакомиться с протоколом процессуального действия, в котором он участвовал, и требовать внесения в него ис­правлений и дополнений;

4) подписывать протокол процессуального действия лишь в той части, которая отражает воспринятые им лично обстоятельства;

5) получать возмещение понесенных им расходов, свя­занных с участием в производстве процессуального дейс­твия.

Понятой обязан:

1) сообщить по требованию должностного лица органа, ве­дущего административный процесс, сведения об отношениях с лицами, участвующими в административном процессе;

2) удостоверить своей подписью в протоколе процессу­ального действия факт производства этого действия, его ход и результаты;

3) соблюдать порядок при производстве процессуально­го действия;

4) подчиняться законным распоряжениям должностного лица органа, ведущего административный процесс.

Понятой может быть опрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, связанных с производством процессуаль­ного действия, в котором он участвовал.

Тема 36. Обстоятельства, исключающие возможность участия в административном процессе

Судья, должностное лицо органа, ведущего админис­тративный процесс, секретарь судебного заседания под­лежат отводу:

если они участвовали ранее в этом же деле в качестве потерпевшего или лица, в отношении которого велся адми­нистративный процесс, представителя или законного пред­ставителя потерпевшего, законного представителя лица, в отношении которого велся административный процесс, а также защитника, свидетеля, эксперта, специалиста или пе­реводчика;

если они являются родственниками потерпевшего, лица, в отношении которого ведется административный процесс, или их представителей;

если имеются иные обстоятельства, дающие основа­ния полагать, что они лично (прямо или косвенно) заинте­ресованы в исходе данного дела.

Эксперт, специалист, переводчик, понятой не вправе участвовать в административном процессе, если они участ­вовали ранее в этом же деле, а также ввиду служебной или иной зависимости от кого-либо из лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт, специалист, переводчик подлежат от­воду также в случае обнаружения их некомпетентности.

Не является основанием для отвода эксперта его участие в данном деле в качестве специалиста.

Представитель, защитник подлежат отводу, если ра­нее они участвовали в этом же деле в качестве иных участ­ников процесса.

При наличии обстоятельств, исключающих возможность участия в административном процессе, соответствующие лица обязаны устраниться от участия в административном процессе, заявив самоотвод. Если они не заявили самоотвод, им по тем же основаниям может быть заявлен отвод другими участниками административного процесса, защищающими свои или представляемые права и интересы. Судья, долж­ностное лицо органа, ведущего административный процесс, вправе при обнаружении обстоятельств, исключающих воз­можность участия соответствующего лица в администра­тивном процессе, отстранять его от участия в администра­тивном процессе по собственной инициативе.

Самоотвод и отвод должны быть мотивированы и заяв­лены до принятия решения по делу об административном правонарушении.

Тема 37. Доказывание. Доказательства. Оценка доказательств

Доказывание состоит в собирании, проверке и оценке до­казательств в целях установления обстоятельств, имеющих значение для законного, обоснованного и справедливого разрешения дела об административном правонарушении.

Обязанность доказывания наличия оснований для ад­министративной ответственности, вины лица, в отношении которого ведется административный процесс, и обстоя­тельств, имеющих значение для дела об административном правонарушении, лежит на должностном лице органа, веду­щего административный процесс.

Доказательствами являются любые фактические дан­ные, полученные в предусмотренном законом порядке, на основе которых суд, орган, ведущий административный про­цесс, устанавливают наличие или отсутствие административ­ного правонарушения, предусмотренного КоАП, виновность или невиновность лица, привлекаемого к административной ответственности, и иные обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по делу.

К источникам доказательств относятся объяснения лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшего, свидетеля, заключение эксперта, ве­щественное доказательство, протокол об административном правонарушении, протокол процессуального действия, доку­мент и другой носитель информации, полученные в порядке, установленном ПИКоАП и УПК Республики Беларусь.

Собранные по делу об административном правонаруше­нии доказательства подлежат всесторонней, полной и объ­ективной проверке судом, органом, ведущим администра­тивный процесс.

Проверка доказательств состоит в установлении их источников, получении других доказательств, подтвержда­ющих или опровергающих проверяемое доказательство, в их анализе, сопоставлении с другими доказательствами, имею­щимися в деле об административном правонарушении.

Каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собран­ные доказательства в их совокупности - с точки зрения их достаточности для принятия решения по делу об админист­ративном правонарушении.

Относящимися к делу об административном правонару­шении признаются доказательства, посредством которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для данного дела. Не являются относящимися к делу доказа­тельства, которые не способны устанавливать или опровер­гать подлежащие доказыванию обстоятельства.

Допустимыми признаются доказательства, полученные в установленном законом порядке и из предусмотренных за­коном источников.

Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в ос­нову вынесения решения по делу.

Достоверными признаются доказательства, если они со­ответствуют действительности. В основу процессуальных решений, принимаемых судом, органом, ведущим админис­тративный процесс, могут быть положены только достовер­ные доказательства.

Достаточными признаются доказательства, когда их со­вокупность позволяет установить обстоятельства, подлежа­щие доказыванию по делу об административном правона­рушении.

Тема 38. Обжалование действий

и решений судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс

Действия и решения судьи, должностного лица органа, ве­дущего административный процесс, кроме постановления по делу об административном правонарушении, могут быть об­жалованы в установленном порядке участниками админист­ративного процесса, а также иными юридическими и физи­ческими лицами, если производимые процессуальные дейс­твия и решения затрагивают их права и законные интересы.

Действия и решения должностного лица органа, ведуще­го административный процесс, могут быть обжалованы вы­шестоящему должностному лицу, в вышестоящий государс­твенный орган, прокурору или в суд. Жалоба, поступившая после направления дела об административном правонару­шении в суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные его рассматривать, рассматривается вмес­те с делом об административном правонарушении.

Действия и решения судьи могут быть обжалованы пред­седателю суда. Действия и решения председателя суда мо­гут быть обжалованы председателю вышестоящего суда.

Административное задержание физического лица, в от­ношении которого ведется административный процесс, мо­жет быть обжаловано прокурору или в районный (городс­кой) суд.

Жалоба на действия и решения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, может быть подана в течение срока ведения административного процесса и до вынесения постановления по делу об адми­нистративном правонарушении. Запрещается передавать жалобу для рассмотрения должностному лицу, действия которого обжалуются. Жалоба рассматривается с участием заинтересованных лиц. Неявка по уважительной причине указанных лиц в суд, орган, ведущий административный процесс, не препятствует рассмотрению жалобы. Должнос­тное лицо, рассматривающее жалобу, обязано в пределах своих полномочий немедленно принять меры по восстанов­лению нарушенных прав и законных интересов участников административного процесса, а также иных заинтересован­ных лиц.

При рассмотрении жалобы может быть принято решение о полном или частичном ее удовлетворении с отменой или изменением обжалуемого решения либо об отказе в удов­летворении жалобы.

Жалоба на действия и решения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, рас­сматривается в пятидневный срок со дня ее поступления. О результатах рассмотрения жалобы сообщается лицу, подав­шему жалобу. Решение по жалобе является окончательным и обжалованию не подлежит.

Тема 39. Меры обеспечения

административного процесса

В целях пресечения административных правонарушений, установления личности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, составления протокола об административном правонарушении, обеспе­чения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановлений по делу об административном правонарушении допускается применение следующих мер обеспечения административного процесса:

1. Административное задержание физического лица. Оно состоит в фактическом кратковременном ограничении свободы физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, за совершение им админист­ративного правонарушения, в доставлении его в орган, ве­дущий административный процесс, и содержании в данном органе.

Административное задержание физического лица приме­няется в целях: пресечения противоправной деятельности; составления протокола об административном правонаруше­нии, если составление его на месте выявления (совершения) административного правонарушения не представляется возможным; установления личности; обеспечения участия при рассмотрении дела об административном правонаруше­нии; пресечения сокрытия или уничтожения доказательств; обеспечения исполнения административного взыскания в виде административного ареста или депортации.

По просьбе физического лица, задержанного за совер­шение административного правонарушения, о месте его на­хождения в течение трех часов уведомляются совершенно­летние члены его семьи, близкие родственники, защитник, наниматель, с которым задержанный состоит в трудовых отношениях, администрация учреждения образования, уча­щимся или студентом которого он является. О задержании несовершеннолетнего уведомление родителей или лиц, их заменяющих, обязательно.

Иностранные граждане или лица без гражданства, за­держанные за совершение административного правонару­шения, без промедления должны быть информированы на понятном им языке о причинах их задержания и правах, ко­торые они имеют.

Административное задержание не допускается в отношении:

1) лица, занимающего высшую государственную долж­ность Республики Беларусь, и лица, должность которого включена в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь;

2) члена Совета Республики, депутата Палаты предста­вителей Национального собрания Республики Беларусь и депутатов местных Советов депутатов;

3) судьи;

4) народного заседателя.

Административное задержание физического лица, в от­ношении которого ведется административный процесс, по общему правилу может длиться не более трех часов. Срок административного задержания физического лица исчисля­ется с момента его фактического задержания.

2. Личный обыск задержанного. Он проводится в целях обнаружения орудий и средств административного право­нарушения, предметов, документов и ценностей, имеющих значение для административного процесса. Личный обыск задержанного проводится лицом того же пола, что и задер­жанный, с участием двух понятых того же пола. В исклю­чительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для при­чинения вреда жизни и здоровью других лиц, личный обыск может быть произведен без понятых.

3. Наложение ареста на имущество. Проводится в це­лях обеспечения исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа, конфиска­ции или взыскания стоимости предмета административного правонарушения. Наложение ареста на имущество заклю­чается в объявлении его собственнику или лицу, у которого имущество находится, запрета на распоряжение им, а в не­обходимых случаях - и на пользование этим имуществом.

Арест имущества проводится в присутствии собственни­ка или лица, у которого имущество находится, а при отсутс­твии этих лиц - в присутствии двух понятых.

О наложении ареста на имущество выносится мотиви­рованное постановление и составляется протокол описи арестованного имущества. Арест не может быть наложен на предметы первой необходимости, перечень которых содер­жится в приложении к ПИКоАП.

4. Изъятие вещей и документов. Обнаруженные при административном задержании физического лица, личном обыске, осмотре или в других случаях при осуществлении служебных полномочий документы, имеющие значение для принятия решения по делу об административном право­нарушении, орудия или средства совершения администра­тивного правонарушения; вещи, изъятые из оборота; иму­щество или доходы, полученные вследствие совершения административного правонарушения, а также предметы ад­министративного правонарушения, за совершение которого предусмотрена их конфискация, изымаются должностным лицом органа, ведущего административный процесс, на срок до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

5. Задержание и принудительная отбуксировка (эва­куация) транспортного средства. Работник ГАИ вправе производить задержание и принудительную отбуксировку транспортного средства и доставлять его на охраняемую сто­янку, если лицом, управляющим транспортным средством, совершено административное правонарушение, предусмот­ренное ст. 18.16 и 18.19 КоАП, при отсутствии иной возмож­ности доставить транспортное средство к месту хранения. При совершении водителем административного правона­рушения, предусмотренного частями 1 и 2 ст. 18.22 КоАП, в результате которого создано препятствие для дорожного движения или возникла угроза безопасности граждан, ра­ботники ГАИ вправе произвести принудительную отбукси­ровку (эвакуацию) таких транспортных средств на охраня­емую стоянку, если водитель не находится в транспортном средстве или в непосредственной близости от него.

Принудительная эвакуация транспортного средства при наличии в нем пассажира (пассажиров) запрещена.

6. Отстранение от управления транспортным средс­твом. Физическое лицо, управляющее транспортным средс­твом, которое не имеет права управления этим транспортным средством либо в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии алкоголь­ного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или дру­гих одурманивающих веществ, отстраняется от управления транспортным средством до устранения причины отстране­ния от управления транспортным средством.

7. Блокировка колес транспортного средства

При совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 3 и 4 ст. 18.22 КоАП, сотрудник Государственной автомобильной инспекции вправе приме­нить блокировку колес транспортного средства, если води­тель не находится в транспортном средстве или в непосредс­твенной близости от него.

О применении блокировки колес транспортного средства немедленно информируется оперативно-дежурная служба территориального органа внутренних дел по месту совер­шения административного правонарушения.

Снятие блокировки колес транспортного средства осу­ществляется в присутствии собственника (владельца) транс­портного средства или уполномоченного им лица по первому требованию.

8. Привод. В случае неявки по вызову без уважительной причины физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевший - физическое лицо, свидетель могут быть подвергнуты приводу по пос­тановлению судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс. О наличии уважительных при­чин, препятствующих явке по вызову в назначенный срок, лицо, получившее повестку, обязано уведомить суд, орган, ведущий административный процесс, которые его вызвали.

Привод не может производиться в ночное время. Не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до шес­тнадцати лет, беременные женщины, больные, которые по состоянию здоровья не могут или не должны оставлять мес­то своего пребывания, что удостоверено врачом, либо лица, имеющие явно выраженные признаки заболевания, пре­пятствующего их приводу.

9. Удаление из помещения, в котором рассматрива­ется дело об административном правонарушении. За нарушение порядка при рассмотрении дела об администра­тивном правонарушении, неподчинение законным распо­ряжениям судьи или должностного лица органа, ведущего административный процесс, участник административного процесса может быть удален из помещения, в котором рас­сматривается дело об административном правонарушении. Удаление не может быть применено в отношении защитни­ка. Несовершеннолетний, в отношении которого ведется административный процесс, может быть удален из помеще­ния, в котором рассматривается дело об административном правонарушении, на время рассмотрения обстоятельств этого дела, обсуждение которых может отрицательно пов­лиять на него.

Тема 40. Начало административного процесса

40.1. Поводы и основания к началу административного процесса

Поводами к началу административного процесса явля­ются:

1) заявление физического лица;

2) сообщение должностного лица государственного орга­на, общественного объединения, иной организации;

3) непосредственное обнаружение признаков админист­ративного правонарушения судом, органом, ведущим адми­нистративный процесс.

Основаниями для начала административного процесса являются достаточные данные, указывающие на признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей Особенной части КоАП, если при этом отсутствуют обстоятельства, исключающие административный процесс.

Заявление физического лица об административном пра­вонарушении может быть устным или письменным.

Устное заявление заносится в протокол, который под­писывается заявителем и лицом, принявшим заявление. Протокол устного заявления должен содержать сведения о заявителе. Если заявитель не может представить документ, удостоверяющий его личность, должны быть приняты меры для проверки сведений о его личности.

Заявитель предупреждается об административной от­ветственности за заведомо ложное заявление, о чем распи­сывается в протоколе.

Письменное заявление должно быть подписано заяви­телем.

Анонимное заявление не может служить поводом к нача­лу административного процесса.

При передаче дела об административном правонаруше­нии в суд, орган, ведущий административный процесс, за­явитель письменно уведомляется об этом.

Сообщение должностного лица государственного орга­на, общественного объединения, иной организации об ад­министративном правонарушении должно быть сделано в письменной форме и подписано руководителем. К нему мо­гут прилагаться документы и иные материалы, подтвержда­ющие достоверность сообщения об административном пра­вонарушении.

Административный процесс о правонарушениях, предус­мотренных статьями 9.1-9.3, 9.6, 10.6-10.9, ч. 1 и 3 ст. 18.17, ч. 4 ст. 18.23, 22.13 КоАП, начинается только по требованию потерпевшего либо его законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности. Оно выражается в форме заявления и подлежит прекращению в случае при­мирения с лицом, в отношении которого ведется админист­ративный процесс.

При наличии поводов и оснований для начала админис­тративного процесса административный процесс считается начатым с момента:

1) составления протокола об административном право­нарушении;

2) составления протокола о процессуальном действии;

3) вынесения постановления о мерах обеспечения адми­нистративного процесса;

4) вынесения постановления о наложении администра­тивного взыскания в случаях, когда протокол об админист­ративном правонарушении не составляется.

40.2. Обстоятельства, исключающие административный процесс

Обстоятельствами, исключающими административный процесс в отношении физического лица, являются:

1) отсутствие события административного правонару­шения;

2) отсутствие в деянии состава административного пра­вонарушения;

3) истечение сроков наложения административного взыскания;

4) принятие законодательного акта Республики Бела­русь, устраняющего административную ответственность, либо акта законодательства, устраняющего противоправ­ность деяния;

5) недостижение лицом на день совершения деяния, пре­дусмотренного статьей Особенной части КоАП, возраста, с которого наступает административная ответственность;

6) невменяемость лица, совершившего деяние, предус­мотренное статьей Особенной части КоАП;

7) отсутствие заявления потерпевшего или его законно­го представителя, либо примирение потерпевшего с лицом, в отношении которого ведется административный процесс, либо отказ потерпевшего от освидетельствования по адми­нистративному правонарушению, предусмотренному ст. 9.1 КоАП;

8) смерть физического лица, в отношении которого был начат административный процесс, за исключением случа­ев, установленных КоАП, а также случаев, когда админис­тративный процесс необходим для реабилитации физичес­кого лица;

9) наличие по тому же факту в отношении физическо­го лица, в отношении которого ведется административный процесс, постановления о наложении административного взыскания (за исключением неисполненного постановле­ния о наложении административного взыскания, состав­ленного в соответствии с ч. 3 ст. 10.3 КоАП) либо неотме- ненного постановления о прекращении дела об администра­тивном правонарушении, за исключением постановления о прекращении дела об административном правонарушении при неустановлении лица, подлежащего привлечению к ад­министративной ответственности, а также наличие по дан­ному факту уголовного дела;

10) недоказанность виновности лица, в отношении кото­рого ведется административный процесс, в совершении ад­министративного правонарушения.

Обстоятельствами, исключающими административный процесс в отношении юридического лица или индивиду­ального предпринимателя, являются:

1) те же обстоятельства, которые предусмотрены пункта­ми 1-4 для физических лиц;

2) ликвидация юридического лица, либо прекращение деятельности индивидуального предпринимателя, либо признание их экономически несостоятельными (банкрота­ми), имевшие место ко дню вынесения постановления по делу об административном правонарушении;

3) смерть индивидуального предпринимателя, в отноше­нии которого был начат административный процесс;

4) наличие по тому же факту в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении которых ведется административный процесс, постановле­ния о наложении административного взыскания либо неот- мененного постановления о прекращении дела об админис­тративном правонарушении;

5) недоказанность виновности юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении которых ведется административный процесс, в совершении адми­нистративного правонарушения.

При наличии указанных обстоятельств судом, органом, ведущим административный процесс, выносится постанов­ление о прекращении дела об административном правона­рушении с изложением оснований, исключающих админис­тративный процесс, о чем сообщается заявителю, органу, ведущему административный процесс и составившему про­токол об административном правонарушении, и лицу, в от­ношении которого ведется административный процесс.

40.3. Протокол об административном правонарушении

О совершении административного правонарушения, предусмотренного Особенной частью Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, долж­ностным лицом органа, ведущего административный про­цесс, составляется протокол об административном право­нарушении. Полномочия должностных лиц по составлению протокола закреплены в ст. 3.30 ПИКоАП.

Протокол об административном правонарушении дол­жен содержать дату и место его составления, должность, фамилию, имя и отчество лица, составившего протокол; све­дения о лице, в отношении которого ведется администра­тивный процесс; время, место и обстоятельства совершения административного правонарушения с указанием на часть статьи, статью Особенной части КоАП, предусматриваю­щую ответственность за данное правонарушение; фамилии, имена и отчества, адреса потерпевших и свидетелей, если они имеются; отметку о том, что лицу, в отношении кото­рого ведется административный процесс, разъяснены его права и обязанности; перечень материалов, прилагающихся к протоколу об административном правонарушении; иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол подписывается лицом, его составившим, физи­ческим лицом, в отношении которого ведется административ­ный процесс, представителем юридического лица, в отноше­нии которого ведется административный процесс. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола или неявки в орган, ведущий административный процесс, для подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическое лицо, в отношении которого ведется адми­нистративный процесс, либо представитель юридического лица вправе делать замечания и давать объяснения по со­держанию протокола, которые вносятся в протокол. Копия протокола вручается им под расписку.

В случае неявки физического лица, в отношении кото­рого ведется административный процесс, представителя юридического лица, в отношении которого ведется адми­нистративный процесс, извещенных надлежащим образом, в ор


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: