Тема 26. Административное правонарушение

26.1. Понятие и признаки административного правонарушения

Понятие административного правонарушения сформу­лировано в ст. 2.1 КоАП Республики Беларусь. Им призна­ется противоправное, виновное (умышленное или неосто­рожное), а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными Кодексом, деяние (действие или без­действие), за которое установлена административная от­ветственность.

Анализ этой нормы позволяет выявить общие признаки, присущие всем административным правонарушениям, от­личающие последние от правомерного поведения, а также от иных правонарушений (преступлений, дисциплинарных проступков и пр.).

К числу таких признаков следует отнести следующие: 1) общественная опасность, 2) административная противо­правность, 3) административная наказуемость и 4) винов­ность.

Сущностным признаком, присущим административному правонарушению, является его общественная опасность. Как административное правонарушение поведение челове­ка может быть оценено тогда, когда оно представляло угро­зу охраняемым общественным отношениям. Термин «обще­ственная опасность» прямо не включен в определение ад­министративного проступка, содержащееся в ст. 2.1 КоАП. Однако в этой норме говорится о том, что деяние, призна­ваемое административным правонарушением, посягает на государственный или общественный порядок. Сам термин «посягательство» свидетельствует о наличии угрозы на­рушения общественных отношений, охраняемых законом. Правомерность вывода о признании общественной опас­ности в качестве признака административного правонару­шения подтверждается и анализом нормы, содержащейся в ст. 1 УК, в которой говорится, что «Уголовный кодекс Рес­публики Беларусь определят, какие общественно опасные деяния являются преступными...», то есть уголовный закон оценивает как преступления не все общественно опасные деяния, а лишь их определенную часть.

Юридическим выражением признака общественной опасности административного правонарушения является его административная противоправность. Административ­ным проступком может быть признано только такое поведе­ние, которое запрещено нормами административного права (противоречит содержащимся в них предписаниям).

Если общественная опасность является качеством, объ­ективно присущим определенным деяниям, то их противо­правность устанавливается законодателем (иным компетен­тным органом) в нормах, запрещающих совершение подоб­ных деяний. Общественная опасность деяния не означает его обязательной противоправности. Законодатель не всегда реагирует на существование общественно опасных деяний установлением правового запрета на их совершение.

Неотъемлемым признаком административного правона­рушения является административная наказуемость. Обще­ственно опасное деяние, запрещенное законом, признается административным проступком лишь в том случае, когда за его совершение предусмотрена административная ответс­твенность.

Обязательным признаком административного правона­рушения является виновность совершенного деяния. Вина выражает психическое отношение лица к содеянному и его последствиям. Для признания деяния (действия или без­действия) правонарушением надо установить, что оно яви­лось проявлением воли и разума, продуктом психической деятельности здравомыслящего лица. Не может оценивать­ся как административное правонарушение общественно опасное противоправное и административно наказуемое деяние, совершенное помимо воли человека, то есть лицом, не способным руководить своими действиями, отдавать в них отчет.

Любое административное правонарушение характеризу­ется наличием совокупности названных признаков. Отсутс­твие любого из них означает, что рассматриваемое деяние не является административным правонарушением.

26.2. Отличие административных правонарушений от иных видов правонарушений

Все правонарушения являются опасными (вредными) для общества, государства и граждан. Любое из них наруша­ет требования (предписания) тех или иных правовых норм. Однако они различаются по иным признакам.

По основному, материальному, признаку - степени обще­ственной опасности все правонарушения подразделяются на преступления и проступки (административные, дисцип­линарные, гражданско-правовые). Преступление в отличие от административного проступка обладает более высокой степенью общественной опасности, которая определяет­ся объектом посягательства, характером деяния, способом его совершения, наступившими последствиями (размером ущерба), мотивом, целью, формой вины, юридическими признаками лица, совершившего правонарушение, и др.

Формальным признаком, положенным в основу разгра­ничения преступления от административного проступка, является характер их противоправности и наказуемости. Преступление - деяние, запрещенное уголовным законом, за совершение которого предусмотрено уголовное наказание. Административное правонарушение - деяние, предусмот­ренное нормами административного права, содержащимися как в законе, так и в подзаконных нормативных актах, за ко­торые установлена административная ответственность.

Следует иметь в виду, что названные признаки разграни­чения преступления и административного проступка не яв­ляются неизменными. На разных этапах развития общества одни и те же деяния могут оцениваться законодательством как более или менее общественно опасные, а, следователь­но, признаваться либо преступлениями, либо администра­тивными проступками.


Административные проступки следует отличать от иных непреступных правонарушений и, прежде всего, от дисцип­линарных проступков. Административные и дисциплинар­ные проступки по степени общественной опасности сущес­твенно не различаются. Различия между ними обнаружи­ваются при анализе характера общественных отношений, которым причиняется вред в результате их совершения. Дисциплинарные проступки посягают на внутренний тру­довой распорядок, установленный в конкретных организа­циях (учреждениях, предприятиях), на отношения трудовой (служебной, воинской) дисциплины. Указанные отношения объектами административных правонарушений по общему правилу не являются.

Административные проступки - деяния, предусмотрен­ные административно-правовыми нормами, содержащими описание их важнейших юридических признаков. Дисцип­линарные проступки лишь в самом общем виде определены нормами трудового, административного, аграрного права. Описания конкретных признаков таких деяний эти нормы не содержат.

Кроме того, если административное правонарушение за­ключается в нарушении общеобязательных правил, норм, регулирующих поведение всех граждан независимо от их принадлежности к той или иной организации, трудовому коллективу, то дисциплинарный проступок - это неиспол­нение лицом обязанностей, которые на него возложены как на работника определенного предприятия (учреждения, ор­ганизации).

И, наконец, в отличие от административных правона­рушений дисциплинарные проступки влекут применение к лицам, их совершившим, дисциплинарных взысканий. Последние отличаются от административных взысканий характером содержащихся в них лишений (правоограниче- ний), правовыми последствиями применения, порядком их нормативного регулирования и кругом субъектов, имеющих право применять их. Дисциплинарные взыскания устанав­ливаются нормами трудового, аграрного и некоторых дру­гих отраслей права. Они налагаются и действуют в пределах иных давностных сроков (по сравнению с административ­ными взысканиями). Виды и размеры дисциплинарных взысканий, которые могут быть применены к нарушителям, нормативно не предопределены конкретными видами со­вершенных дисциплинарных проступков. Дисциплинарные взыскания по общему правилу налагаются руководителями организаций (предприятий, учреждений), в подчинении которых находится нарушитель. Административные взыс­кания налагают суд и иные указанные в законе органы ад­министративной юрисдикции.

Административные правонарушения по ряду признаков отличаются от гражданско-правовых деликтов. Круг обще­ственных отношений, на которые посягают последние, зна­чительно уже (это имущественные и связанные с ними лич­ные неимущественные отношения). Гражданско-правовой деликт - это нарушение субъективных прав лица (физичес­кого или юридического), а административный проступок, как правило, представляет собой нарушение объективного права.

Гражданско-правовой деликт - деяние, нарушающее предписания, содержащиеся в нормах гражданского права, в то время как административным проступком признается административно-противоправное деяние.

Гражданско-правовым нарушением в некоторых случаях признается невиновное деяние, в то время как вина является неотъемлемым свойством административного проступка.

Субъектами гражданско-правового деликта могут быть как физические, так и юридические лица. Административ­ный проступок - деяние физического лица[1].

Совершение гражданско-правового нарушения влечет ответственность, предусмотренную нормами гражданского права. Эта ответственность носит обычно имущественный характер. Административный проступок - деяние, за ко­торое предусмотрена административная ответственность (административное взыскание), состоящая как в имущес­твенных (штраф, конфискация), так и в неимущественных ограничениях правонарушителя (предупреждение, арест, лишение специального права).

26.3. Классификация административных правонарушений

Классификация административных правонарушений представляет собой научную основу для кодификации зако­нодательства об административной ответственности, повы­шения эффективности правоприменительной практики ор­ганов исполнительной власти и их должностных лиц. Ввиду огромного разнообразия и значительной распространеннос­ти административных правонарушений единого критерия их классификации не существует. Поэтому применяется комплексный критерий, объединяющий совокупность при­знаков, характеризуемых единством правового регулирова­ния, относительной устойчивостью и повторяемостью воз­никающих при этом административных правоотношений.

Комплексный критерий классификации видов админис­тративных правонарушений включает родовой объект пося­гательства (например, собственность, порядок управления) и отраслевую направленность правонарушения, т. е. конкрет­ную область государственного управления (например, про­мышленность, строительство, энергетику, торговлю и т. д.).

На основе данного критерия все виды административ­ных правонарушений объединены в КоАП в определенные классификационные группы (главы): административные правонарушения в области охраны труда и здоровья насе­ления; административные правонарушения, посягающие на собственность; административные правонарушения в сельском хозяйстве; административные правонарушения на транспорте, в области дорожного хозяйства и связи; адми­нистративные правонарушения в области жилищных прав граждан, строительства, жилищно-коммунального хозяйс­тва и благоустройства и т. д.

Данная классификация позволяет органам исполнитель­ной власти, должностным лицам и гражданам четко и пред­метно ориентироваться во всем многообразии правовых за­претов и обязанностей в сфере реализации исполнительной власти, нарушение или неисполнение которых влечет адми­нистративную ответственность.

26.4. Состав административного правонарушения

Состав административного правонарушения можно счи­тать своеобразной правовой моделью проступка, включаю­щей в себя совокупность объективных и субъективных при­знаков.

Объективные признаки характеризуют объект противо­правного посягательства и внешнее выражение такого де­яния. В субъективных признаках отражаются юридическая характеристика личности и психическое отношение лица к содеянному и его последствиям.

В свою очередь среди объективных и субъективных при­знаков состава административного правонарушения име­ются как обязательные, так и факультативные признаки.

Обязательные признаки присущи всем без исключения составам. Отсутствие в фактически совершенном деянии одного из обязательных признаков означает отсутствие со­става административного проступка.

Факультативными именуются признаки, которые ха­рактерны лишь для некоторых составов административных правонарушений и, следовательно, не имеют юридического значения для правовой оценки (квалификации) других пра­вонарушений.

26.5. Объективные признаки административного правонарушения

Объектом административного правонарушения являют­ся охраняемые правом общественные отношения, на кото­рые посягает правонарушение.

Государство посредством права регулирует и охраняет не все общественные отношения, а лишь те из них, которые являются наиболее важными, значимыми для его нормаль­ного функционирования, сохранение и развитие которых отвечает интересам общества, государства и его граждан.

В качестве объекта административного проступка мо­гут выступать отношения, урегулированные нормами раз­личных отраслей права: административного, финансового, гражданского, трудового и т. д. Так, санкция ст. 9.19 КоАП, устанавливая административную ответственность за на­рушение законодательства о труде, защищает от противо­правных посягательств общественные отношения, урегули­рованные трудовым правом. Нормами гражданского права регулируются отношения собственности, являющиеся объ­ектом административного правонарушения, предусмотрен­ного ст. 10.1-10.4 КоАП. Значительная часть общественных отношений, выступающих в качестве объектов администра­тивных проступков, регулируется нормами административ­ного права (главы 17, 18... КоАП).

В юридической науке принято выделение общего, родо­вого и непосредственного объекта.

В качестве общего объекта административного право­нарушения рассматривается вся совокупность указанных в ст. 1.2 и 2.1 КоАП общественных отношений.

Родовым объектом признается группа однородных, близких по содержанию или сфере (отрасли) возникнове­ния и существования общественных отношений. Такая от­носительно самостоятельная группа общественных отно­шений является частью общего объекта административного правонарушения.

Выделение родовых объектов необходимо законодателю для систематизации составов административных правона­рушений, которые группируются им по признаку родового объекта. Так, в нормах глав 17, 18 КоАП родовыми объекта­ми признаны общественный порядок, правосудие, порядок управления.

В отличие от уголовного законодательства, где содержа­ние охраняемых общественных отношений является единс­твенным основанием систематизации составов преступле­ний, административное право использует для этого и такой критерий, как отрасль существования общественных отно­шений, на которые посягает проступок. Этот критерий ис­пользован законодателем для систематизации составов ад­министративных правонарушений, содержащихся в главах 9, 10 и др. Кодекса об административных правонарушениях. Родовыми объектами этих правонарушений являются соот­ветственно общественные отношения, существующие в про­мышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте и т. д.

Каждый отдельный административный проступок при­чиняет вред не всей группе общественных отношений, со­ставляющих родовой объект, а отдельному конкретному общественному отношению или нескольким отношениям, которые могут быть и неоднородными по содержанию. То конкретное общественное отношение, на которое посягает административный проступок, именуется непосредствен­ным объектом правонарушения.

В ряде случаев при конструировании составов админист­ративных правонарушений законодатель называет предмет правонарушения или его отдельные характеристики, что имеет значение для квалификации административных про­ступков. Так, в качестве предмета правонарушения, предус­мотренного ст. 17.10 КоАП («Пропаганда и (или) публичное демонстрирование, изготовление и (или) распространение нацистской символики или атрибутики»), названы флаг, гимн, эмблема, вымпел, галстук, нагрудный и опознаватель­ный знак Национал-социалистической рабочей партии Гер­мании или их копии. Следовательно, распространение иных материалов или предметов не образует состава рассматри­ваемого правонарушения.

Определяющее значение для квалификации админист­ративных правонарушений в ряде случаев имеют указанные в правовой норме признаки предмета: его качества, свойс­тва, размер, стоимость и др. Так, в ст. 10.5 КоАП (мелкое хищение) называется максимальная стоимость имущества (10 базовых величин для юридического лица, 2 базовых ве­личины для физического лица), хищение которого может быть признано мелким. Часть 1 ст. 12.27 КоАП, называя в качестве предмета правонарушения табачные изделия, ука­зывает, что административным проступком признается их ввоз в Республику Беларусь, перевозка по ее территории, хранение на ней (не для коммерческих целей) физическими лицами более двухсот граммов табака или иных табачных изделий на одного человека, достигшего восемнадцатилет­него возраста, не маркированных в установленном порядке акцизными и (или) специальными марками Республики Беларусь, а также более тысячи сигарет либо более тысячи граммов табака или иных табачных изделий без докумен­тов, подтверждающих легальность их приобретения. Соот­ветственно такие действия, совершенные юридическими лицами или в коммерческих целях, образуют состав другого правонарушения.

Предмет правонарушения в ряде случаев имеет опреде­ляющее значение для разграничения административных правонарушений и преступлений. Так, если предметом мел­кого хищения государственного имущества явились нар­котические средства или огнестрельное оружие, то оно не может быть квалифицировано по ст.10.5 КоАП, так как уго­ловное законодательство оценивает хищения таких предме­тов, как преступления.

Объективная сторона состава административного пра­вонарушения - это совокупность указанных в администра­тивно-правовой норме признаков, характеризующих вне­шнее проявление правонарушения.

Любой административный проступок - акт внешнего поведения человека. Административное право, как и иные отрасли права, не признает правонарушениями мысли и внутренние переживания, психическое состояние человека. Административно-правовые нормы предусматривают взыс­кания за совершение запрещенных действий или за невы­полнение лицом своих правовых обязанностей.

В связи с этим обязательным признаком (элементом) объективной стороны состава административного правона­рушения является деяние человека, которое может выра­жаться в действии либо бездействии.

В зависимости от конструкции состава административ­ного проступка его объективная сторона может выражаться в совершении однократного (простого) действия (напри­мер, срыв пломб или печати) или в совершении нескольких действий (сложное действие). В последнем случае объек­тивная сторона проступка может включать в себя два или более тождественных действия (например, систематичес­кое без производственной необходимости использование на холостом ходу электродвигателей, электропечей и т. д.). Совершение нескольких таких действий является обяза­тельным признаком соответствующего состава. Единичное действие не признается правонарушением.

В отличие от действий бездействие выражается в пас­сивном поведении лица, в невыполнении возложенных на него обязанностей. Причем бездействие (как объективная сторона состава административного правонарушения) не тождественно физическому бездействию человека. Укло­няясь от выполнения обязанностей, лицо может вести себя весьма активно. Однако если его деятельность направлена не на выполнение обязанности, а на уклонение от ее испол­нения, то юридически лицо признается бездействующим. Например, не выполняя законного требования работника милиции - пройти освидетельствование на определение состояния опьянения, водитель транспортного средства убегает от него. Тем самым он уклоняется от освидетельс­твования, совершая административное правонарушение, предусмотренное ст. 18.16 КоАП.

Бездействие признается противоправным лишь в том случае, если лицо обязано совершить какое-либо действие в силу своего служебного, семейного положения либо по пря­мому правовому предписанию. Так, родители обязаны вос­питывать своих несовершеннолетних детей. Невыполнение этих обязанностей образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.4 КоАП. Лица, ответственные за техническое состоя­ние или эксплуатацию транспортных средств, обязаны от­странить от работы водителей, находящихся в состоянии опьянения. Невыполнение ими этой обязанности образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 18.25 КоАП.

Помимо названных, в административном праве встреча­ются еще так называемые длящиеся правонарушения. Это правонарушения, которые начинаются с какого-то одного действия или бездействия и осуществляются потом непре­рывно путем неисполнения обязанности либо связаны с пребыванием лица в противоправном состоянии (прожива­ние без прописки, нарушение санитарных, противопожар­ных правил). В случае указания в правовой норме на сис­тематичность тех или иных действий, объективная сторона признается выполненной при совершении третьего тождес­твенного действия. Если после наложения административ­ного взыскания лицо не изменило своего поведения, то оно совершает новое длящееся правонарушение.

Факультативными признаками объективной стороны со­става административного проступка являются: последствия совершенного деяния, причинная связь между деянием и его последствиями, место, время, способ и средства совер­шения деяния.

26.6. Субъективные признаки административного правонарушения

Субъективная сторона правонарушения характеризует внутреннее, психическое отношение правонарушителя к противоправному деянию и его последствиям.

Обязательным признаком субъективной стороны адми­нистративного правонарушения является вина - психичес­кое отношение лица к своим деяниям и их последствиям, которое может проявляться в формах умысла или неосто­рожности. Эти формы вины различаются соотношением ин­теллектуальных и волевых моментов, характеризующих внут­реннее отношение лица к содеянному и его последствиям.

Интеллектуальные критерии отражают процессы, проис­ходящие в сфере сознания правонарушителя - понимание общественной опасности совершенного деяния и предвиде­ние его вредных последствий.

Волевой критерий характеризует состояние воли лица - его желание наступления указанных последствий.

Административное правонарушение признается совер­шенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознава­ло противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допуска­ло наступление этих последствий.

Административное правонарушение признается совер­шенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последс­твий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Факультативным признаком субъективной стороны со­става административного правонарушения является цель, т. е. существующее в сознании правонарушителя представ­ление о ценности или интересе, которые он желает полу­чить, совершая правонарушение.

Понятие субъекта административного правонарушения включает в себя совокупность указанных признаков, кото­рые должно иметь лицо, чтобы совершенное им деяние было признано административным правонарушением.

Эти признаки подразделяются на общие и специальные.

Общие признаки являются обязательными для субъек­та любого административного правонарушения. К их числу относятся возраст и вменяемость лица.

В соответствии со ст. 4.3 КоАП административной от­ветственности подлежат лица, достигшие к моменту совер­шения административного правонарушения 16-летнего воз­раста, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи. Следовательно, обязательным признаком субъекта административного правонарушения является до­стижение лицом, совершившим деяние, возраста 16 лет.

Вменяемость лица - это его способность отдавать отчет в своих действиях и (или) руководить ими. Вменяемость лица, совершившего противоправное деяние, является не­обходимой предпосылкой вины. Только вменяемое лицо способно сознавать характер своих деяний, предвидеть их вредные последствия и относиться к ним сознательно (же­лать, допускать или рассчитывать на их предотвращение).

Статья 4.4 КоАП определяет, что лицо, которое во вре­мя совершения противоправного деяния находилось в со­стоянии невменяемости, не подлежит административной ответственности. Это значит, что совершенное таким лицом противоправное деяние законодателем не рассматривается как административное правонарушение.

Специальные признаки субъекта административного правонарушения присущи лишь некоторым составам, поэ­тому по отношению к общим признакам субъекта они мо­гут рассматриваться как факультативные. Так, нарушение правил по стандартизации и качеству продукции является правонарушением в случае, если эти правила нарушены должностным лицом, ответственным за выпуск продукции. Совершение того же деяния рабочим, техником, инжене­ром-конструктором предприятия не образует состава на­званного правонарушения.

Ответственность за ненадлежащее отношение к вос­питанию детей несут родители или лица, их заменяющие (опекуны, попечители). Уклонение иных родственников от воспитания несовершеннолетних не образует состава этого правонарушения. Следовательно, субъектами некоторых правонарушений могут быть не любые вменяемые лица, до­стигшие 16 лет, а лишь те, кто обладает дополнительными специальными признаками.

26.7. Оконченное и длящееся административное правонарушение. Покушение на административное правонарушение. Соучастие в административном правонарушении

Административным правонарушением может быть де­яние в виде:

1) оконченного административного правонарушения;

2) покушения на административное правонарушение. Административное правонарушение считается окон­ченным с момента совершения деяния, то есть если в со­вершенном лицом деянии содержатся все признаки состава правонарушения: объект, объективная сторона, субъектив­ная сторона, субъект правонарушения, а административное правонарушение, связанное с наступлением последствий, признается оконченным с момента фактического наступле­ния этих последствий. Момент окончания правонарушения зависит от вида состава правонарушения. В материальных составах правонарушений для признания правонарушения оконченным необходимо наступление общественно опас­ных последствий, в формальных - достаточно совершения общественно опасного деяния независимо от наступления последствий такого деяния.

Покушением на административное правонарушение признаются умышленные действия (бездействие) лица, не­посредственно направленные на совершение правонаруше­ния, то есть на выполнение объективной стороны правона­рушения, но при этом правонарушение не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам. Раз­личают два вида покушения на правонарушение: окончен­ное и неоконченное. Оконченное покушение характеризует­ся выполнением всех необходимых действий (бездействия) для достижения противоправного результата, но противо­правный результат не наступает по независящим от лица об­стоятельствам. Неоконченное покушение может быть в том случае, когда лицо не успевает выполнить всех действий, необходимых для завершения правонарушения, по незави­сящим от него обстоятельствам. Негодное покушение - это покушение, при котором противоправный результат не на­ступает вследствие фактической ошибки. Различают также покушение на негодный объект (предмет) и покушение с негодными средствами. Под покушением на негодный объ­ект (предмет) понимается посягательство, которое по оши­бочному представлению лица направлено на причинение вреда конкретному объекту. В действительности объект или предмет отсутствует. При покушении с негодными средс­твами применяются такие средства совершения правонару­шения, которые заведомо не могут привести к наступлению противоправного результата. Не относится к покушению на административное правонарушение так называемое обна­ружение умысла, т. е. высказанные в той или иной форме мысли о намерении совершить правонарушение. Админис­тративная ответственность за покушение на администра­тивное правонарушение наступает только в случаях, прямо предусмотренных статьями Особенной части КоАП.

Длящимся административным правонарушением при­знается деяние, предусмотренное КоАП, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на физическое или юридическое лицо зако­ном под угрозой административного взыскания. Длящееся административное правонарушение начинается со дня со­вершения указанного деяния и заканчивается вследствие действий лица, его совершающего, свидетельствующих о прекращении им продолжения административного право­нарушения, или с наступлением событий, препятствующих дальнейшему совершению административного правонару­шения.

Соучастием в административном правонарушении при­знается умышленное совместное участие двух или более физических лиц в совершении административного право­нарушения. Соучастниками могут быть: исполнители, орга­низаторы и пособники.

Исполнителем признается лицо, непосредственно совер­шившее правонарушение, либо непосредственно участво­вавшее в его совершении совместно с другими лицами, либо совершившее правонарушение посредством использования других лиц, не подлежащих в силу закона административ­ной ответственности.

Организатором признается лицо, организовавшее совер­шение правонарушения или руководившее его совершением.

Пособником признается лицо, содействовавшее совер­шению правонарушения советами, указаниями, предостав­лением информации, орудий или средств для совершения правонарушения, устранением препятствий или оказанием иной помощи либо заранее обещавшее скрыть лицо, совер­шившее правонарушение, орудия или средства совершения правонарушения, следы правонарушения либо предметы, добытые противоправным путем, а равно заранее обещав­шее приобрести или сбыть такие предметы.

26.8. Множественность административных правонарушений

Под множественностью понимается ситуация, при ко­торой каждое совершенное лицом деяние образует состав правонарушения и квалифицируется по самостоятельной статье КоАП. При этом имеются в виду правонарушения, за которые лицо не подвергалось административному нака­занию и сроки давности привлечения к административной ответственности по которым не истекли.

Множественность административных правонарушений имеет две формы: совокупность и повторность.

Под совокупностью понимается совершение двух или бо­лее административных правонарушений, предусмотренных различными статьями Особенной части КоАП, ни за одно из которых физическое или юридическое лицо не было при­влечено к административной ответственности. При этом не учитываются административные правонарушения, за кото­рые физическое или юридическое лицо было освобождено от административной ответственности по основаниям, предус­мотренным КоАП, либо в связи с истечением срока, по окон­чании которого физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.

При совершении лицом двух и более административных правонарушений взыскание налагается за каждое отдельно. Таким образом, в отличие от уголовного административное законодательство не предусматривает возможности сложе­ния взысканий.

Под повторностью понимается совершение двух или бо­лее административных правонарушений, предусмотренных одной и той же статьей Особенной части КоАП.

Совершение административного правонарушения не признается повторным, если за ранее совершенное админис­тративное правонарушение лицо, его совершившее, было освобождено от административной ответственности, либо в связи с истечением срока, по окончании которого лицо счи­тается не подвергавшимся административному взысканию.

При назначении административного взыскания повтор- ность может служить отягчающим обстоятельством или квалифицирующим признаком.

Тема 27. Обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением

1. Необходимая оборона - это насильственные действия, совершенные при защите жизни, здоровья, прав обороняю­щегося или другого физического лица, интересов общества, государства или юридического лица от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда.

Каждое лицо имеет право на защиту от противоправного посягательства. Это право принадлежит ему независимо от возможности избежать посягательства либо обратиться за помощью к другим лицам или уполномоченным государс­твенным органам.

2. Причинение вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административ­ное правонарушение

Не является административным правонарушением при­чинение вреда физическому лицу, совершившему преступ­ление или административное правонарушение, при его за­держании для передачи уполномоченным государственным органам и пресечения возможности совершения им новых преступлений или административных правонарушений, когда оно пытается или может скрыться от органа уголов­ного преследования, суда или органа, ведущего админист­ративный процесс, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным.

3. Крайняя необходимость - это действие, совершенное для предотвращения или устранения опасности, непосредс­твенно угрожающей личности, правам и законным интере­сам данного лица или других лиц, интересам общества или государства, если эта опасность при данных обстоятельс­твах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред не является более значительным, чем предотвращенный.

Состояние крайней необходимости признается также в случае, если действия, совершенные с целью предотвра­щения опасности, не достигли своей цели и вред наступил, несмотря на усилия физического лица, добросовестно рас­считывавшего его предотвратить.

4. Обоснованный риск

Риск признается обоснованным, если совершенное де­яние соответствует современным научно-техническим зна­ниям и опыту, а поставленная общественно полезная цель не могла быть достигнута не связанными с риском дейс­твиями и физическое или юридическое лицо, допустившее риск, предприняло все возможные меры для предотвраще­ния вредных последствий.

5. Иные обстоятельства, исключающие признание де­яния административным правонарушением

Не являются административными правонарушениями при условии устранения нарушений и (или) возмещения причиненного государству или иным лицам вреда в тече­ние трех рабочих дней со дня подписания акта проверки, проведенной в соответствии с законодательными актами, определяющими единый порядок проведения контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь, следую­щие деяния индивидуального предпринимателя или юри­дического лица:

- неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом налогов, сборов (пошлин) в размере не более одного процента от исчисленных такими лицами сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществля­ется налоговыми органами, по итогам каждого календарно­го года (его части, если проверке подлежала часть календар­ного года);

- неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обя­зательств, повлекшие причинение имущественного вреда, в том числе завышение стоимости таких обязательств перед бюджетом, в размере не более одного процента от подлежав­ших исполнению обязательств за проверенный период, а также использование денежных средств и товарно-матери­альных ценностей с нарушением требований законодатель­ства на сумму не более десяти базовых величин.

Тема 28. Административно-правовое принуждение как средство борьбы с совершением административных правонарушений

28.1. Понятие административно-правового принуждения

Административное принуждение является разновиднос­тью государственного принуждения. Оно используется как средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере госу­дарственного управления, т. е. выполняет карательную фун­кцию. Кроме того, оно применяется для предупреждения и пресечения правонарушений.

Административное принуждение характеризуется рядом специфических черт:

1. Оно применяется в государственном управлении для охраны складывающихся в этой сфере общественных отно­шений, регулируемых, как правило, нормами администра­тивного права.

2. Применение административного принуждения - ре­зультат реализации государственно-властных полномо­чий. Лицо, применяющее административное принуждение, должно иметь статус представителя власти, ибо применение административно-принудительных мер невозможно внут­ри той или иной ведомственной системы управления. Оно должно обладать соответствующими полномочиями вне своего органа управления, в отношениях с «внешней сре­дой». Закон строго определяет круг лиц, имеющих подоб­ные полномочия.

3. Административное принуждение состоит в понужде­нии к исполнению гражданами и должностными лицами установленных правовыми нормами юридических обязан­ностей.

4. Административное принуждение применяется с целью: а) прекращения противоправных действий; б) привлечения к ответственности нарушителей; в) обеспечения обществен­ной безопасности, когда наступление экстраординарных условий определяет необходимость принудительных мер в целях предупреждения возникновения тех или иных опас­ных последствий, их локализации.

5. Основанием применения административного принуж­дения являются: 1) совершение административного пра­вонарушения, 2) наступление особых условий, предусмот­ренных правовой нормой (например, стихийных бедствий, катастроф техногенного характера, эпидемий и других чрез­вычайных обстоятельств). В данных случаях меры адми­нистративного принуждения используются при отсутствии правонарушения и вины человека.

6. Административное принуждение осуществляется, как правило, в рамках административно-процессуальных норм.

Таким образом, административное принуждение пред­ставляет собой средство психологического, физического, материального или организационного воздействия, осно­ванное на нормах административного права, применяемое специально уполномоченным субъектом в определенных процессуальных формах с целью обеспечения обществен­ного порядка и общественной безопасности.

Принуждение может быть психическим, физическим, материальным. Психическое принуждение воздействует на психику личности путем применения насилия или других мер воздействия, влекущих невыгодные для него последс­твия (например, требование прекратить противоправные деяния). Физическое принуждение выражается в непос­редственном воздействии на личность, ограничивая свобо­ду ее действий (например, применение физической силы и специальных средств, задержание правонарушителя). Материальное принуждение заключается в ограничении владения и пользования имуществом, а также в лишении некоторых материальных благ (например, взыскание с пра­вонарушителя штрафа).

28.2. Виды административно-правового принуждения

Меры административного принуждения многочисленны и разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создает объективные предпосыл­ки для их классификации.

Наиболее распространено деление мер администра­тивного принуждения на три группы: 1) административ­но-предупредительные меры, 2) меры административного пресечения, 3) меры административной ответственности (взыскания).

Можно выделить меры обеспечения административно­го процесса и административно-восстановительные меры, применяемые с целью восстановления нарушенного права.

28.3. Административно-предупредительные меры

Административно-предупредительные меры - спосо­бы и средства, направленные на предупреждение и предо­твращение правонарушений и обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельнос­ти государственных органов, предприятий и организаций.

Основания применения административно-предупреди­тельных мер - наступление особых условий, как связанных, так и не связанных с действием человека (несчастные слу­чаи, стихийные бедствия и т. д.).

Цели применения административно-предупредительных мер: предупреждение правонарушений в сфере государс­твенного управления, предотвращение обстоятельств, угро­жающих общественной безопасности.

Несмотря на ярко выраженный профилактический ха­рактер, меры подобного рода осуществляются в принуди­тельном порядке, т. е. в процессе односторонней реализации юридически властных полномочий компетентных исполни­тельных органов (должностных лиц). Выражаются они, как правило, в виде определенных ограничений и запретов, что достаточно показательно характеризует их принудитель­ную природу.

Административно-предупредительные меры не связаны с совершением правонарушений. Они их предотвращают и в этом смысле предшествуют применению иных мер принуж­дения, направленных против виновных в совершении адми­нистративных правонарушений.

Меры такого рода многообразны, применяются в различ­ных областях общественной жизни и различными субъекта­ми с компетенцией контрольно-надзорного характера (спе­циальные государственные инспекции и т. п.).

Наиболее типичными являются следующие виды адми­нистративно-предупредительных мер: проверка докумен­тов; прекращение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности; регис­трация транспортных средств, регистрация и перерегистра­ция оружия; надзор за техническим состоянием транспор­тных средств; досмотр ручной клади и багажа пассажиров гражданских воздушных судов; надзор за соблюдением пра­вил дорожного движения; надзор за соблюдением правил пожарной безопасности и т. д.

28.4. Меры административного пресечения

Меры административного пресечения - способы и средства принудительного воздействия, применяемые в це­лях прекращения противоправных действий и предотвра­щения наступления общественно опасных последствий.

Суть подобных мер состоит в принудительном прекра­щении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организа­ций, нарушающих установленный порядок.

Основание применения мер административного пресе­чения - совершение административного правонарушения. Они также могут применяться и для прекращения преступ­ных действий. Кроме того, основанием применения указан­ных мер может послужить совершение объективно проти­воправных деяний или наступление представляющих опас­ность противоправных состояний или событий. Например, органы, осуществляющие государственный санитарный надзор, имеют право выносить постановления об уничтоже­нии, переработке или ином использовании продуктов пита­ния, признанных негодными к употреблению, несмотря на то, что непригодными продукты могут стать как в силу пра­вонарушения, так и в силу естественных причин.

При применении мер пресечения установление вины не требуется, так как в процессе осуществления этих мер от­сутствует всесторонняя оценка нарушения с точки зрения предстоящего привлечения к ответственности. Их примене­ние не влечет для субъекта состояния наказанности. Указан­ными особенностями объясняется то, что меры пресечения могут применяться и для прекращения объективно-проти­воправных деяний, совершенных невменяемыми, душевно­больными.

Среди средств административного принуждения меры административного пресечения наиболее многочисленны и разнообразны.

В зависимости от цели и способа воздействия меры пре­сечения подразделяются на обычные и специальные.

К обычным мерам пресечения относятся, например: тре­бование прекратить противоправное деяние; превентив­ное задержание: помещение в медицинский вытрезвитель, приемник-распределитель; неотложная принудительная госпитализация лица, нуждающегося в психиатрическом лечении; задержание нарушителей комендантского часа и др.; запрещение эксплуатации транспортных средств, тех­ническое состояние которых не отвечает установленным требованиям; запрещение или ограничение ремонтно-стро­ительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по общественной безопасности и т. п.

Специальными мерами административного пресече­ния являются применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники. Цель при­менения специальных мер административного пресече­ния - прекращение противоправного деяния. Они приме­няются только тогда, когда иными способами прекратить такое деяние не представляется возможным.

При применении специальных мер пресечения могут ис­пользоваться:

- средства простого физического воздействия (боевые приемы борьбы, использование служебных собак);

- технические средства (наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные химические вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, уст­ройства для вскрытия помещений и принудительной оста­новки транспорта, водометы, бронемашины и другие специ­альные и транспортные средства);

- огнестрельное оружие.

Применению специальных мер административного пре­сечения, когда это возможно, должны предшествовать пре­дупреждения о намерении их использовать. Специальные средства не применяются против женщин с видимыми при­знаками беременности (а огнестрельное оружие - против всех женщин), малолетних, а также инвалидов с явными признаками инвалидности, за исключением случаев совер­шения ими вооруженного нападения или иных действий, угрожающих жизни и здоровью людей.

Во всех случаях, когда избежать применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники невозможно, специально уполномоченные на то должностные лица обязаны стремиться причинить мини­мальный вред здоровью, чести, достоинству и имуществу граждан, а также обеспечить предоставление пострадавшим медицинской и иной помощи.

28.5. Принудительное лечение

Принудительное лечение, как и иные виды администра­тивного принуждения, осуществляется в административ­ном порядке.

Оно не связано с правонарушением. Цель принудитель­ного лечения: во-первых, оказание помощи больным, защи­та их интересов; во-вторых, защита интересов общества и здоровья населения.

Принудительное лечение - это помещение в лечебное учреждение и лечение против воли и желания человека.

Безусловно, каждый гражданин имеет право на медицин­скую помощь и лечение. Однако при определенных заболе­ваниях такое право является его обязанностью. К подобным заболеваниям относятся те, которые представляют угрозу для окружающих людей.

Порядок принудительной госпитализации и лечения за­висит от вида заболевания.

Так, граждане, имеющие венерические заболевания или больные туберкулезом с бактериовыделением подвергают­ся принудительной госпитализации и лечению лишь в слу­чаях избегания от добровольного осмотра и лечения. Избе­ганием от лечения считается: отказ принять приглашение явиться на лечение; нарушение больничного режима, отказ от лечения или самовольный уход с приема врача или ста­ционара; неявка без уважительных причин в установленное время для контрольного осмотра; самолечение.

Вопрос о принудительной госпитализации и лечении решает суд в течение 5 дней со дня поступления заявления лечебно-профилактического учреждения с обязательным присутствием лица, в отношении которого возбуждено дело. В случае уклонения от явки оно может быть подвер­гнуто приводу.

В Республике Беларусь существует принудительное ле­чение и лиц, страдающих психическими заболеваниями.

Общими основаниями для госпитализации в психичес­кий стационар являются:

1) наличие у гражданина психического расстройства (за­болевания);

2) решение врача-психиатра территориального органа охраны здоровья о проведении обследования или лечения в стационарных условиях или решение суда;

3) необходимость проведения психиатрической эксперти­зы в случаях и порядке, установленных законодательством.

Вопрос о принудительном лечении лиц, страдающих пси­хическими заболеваниями, ставится в тех случаях, когда лицо представляет непосредственную опасность для себя или окружающих, или беспомощно, то есть неспособно самостоя­тельно удовлетворять основные жизненные потребности.

Лицо, принудительно помещенное в психиатрический стационар, подлежит обязательному освидетельствованию в течение суток, за исключением выходных дней, комиссией врачей-психиатров, которая принимает решение об обосно­ванности госпитализации.

Все пациенты стационара являются обладателями спе­циального административно-правового статуса.

В частности, они вправе:

S обращаться непосредственно к главврачу или зав. отде­лением по вопросам лечения, обследования, выписки и т. п.;

S встречаться с адвокатом и священнослужителем на­едине;

S подавать без цензуры жалобы и заявления в государс­твенные органы;

S исполнять религиозные обряды;

S выписывать газеты и журналы;

S получать образование, если пациент не достиг 18 лет.

К принудительному лечению относятся также меры принудительного воздействия, применяемые в отношении хронических алкоголиков, систематически нарушающих общественный порядок или права других лиц. Порядок на­правления таких лиц на принудительное лечение опреде­ляется Законом Республики Беларусь от 4 января 2010 г. «О порядке и условиях направления граждан в лечебно- трудовые профилактории и условиях нахождения в них».

Направлению в лечебно-трудовые профилактории под­лежат:

- граждане, больные хроническим алкоголизмом, нарко­манией или токсикоманией, которые в течение года три и более раза привлекались к административной ответствен­ности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вы­званном потреблением наркотических средств, психотроп­ных, токсических или других одурманивающих веществ, были предупреждены о возможности направления в лечеб­но-трудовые профилактории и в течение года после дан­ного предупреждения привлекались к административной ответственности за совершение административного право­нарушения в состоянии алкогольного опьянения или в со­стоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;

- граждане, обязанные возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на госу­дарственном обеспечении, в случае систематического на­рушения этими гражданами трудовой дисциплины по при­чине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурмани­вающих веществ.

Не подлежат направлению в лечебно-трудовые профи­лактории:

1) граждане, не достигшие возраста восемнадцати лет;

2) мужчины старше шестидесяти лет;

3) женщины старше пятидесяти пяти лет;

4) беременные женщины;

5) женщины, воспитывающие детей в возрасте до одного года;

6) инвалиды I и II группы;

7) граждане, у которых выявлены заболевания, препятству­ющие их нахождению в лечебно-трудовом профилактории.

Гражданин может быть направлен судом в лечебно-тру­довой профилакторий на срок двенадцать месяцев.

Нахождение гражданина в лечебно-трудовом профилак­тории может быть продлено по решению суда на срок до шести месяцев по следующим основаниям:

- наличие у него нескольких взысканий;

- отсутствие его без уважительных причин в лечебно- трудовом профилактории свыше одних суток;

- отсутствие его без уважительных причин в лечебно- трудовом профилактории менее одних суток повторно в те­чение трех месяцев;

- несвоевременное возвращение его из социального от­пуска по неуважительным причинам.

Тема 29. Сущность административной ответственности

29.1. Понятие и особенности административной ответственности

Под административной ответственностью понимается такая разновидность юридической ответственности (на­ряду с уголовной, дисциплинарной, материальной), кото­рая выражается в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административно-пра­вовых санкций (административных взысканий) к лицам, совершившим административные правонарушения.

Административная ответственность характеризуется следующими основными чертами:

1. Она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют само­стоятельный институт административного права.

2. Основанием административной ответственности яв­ляется административное правонарушение.

3. За административные правонарушения предусмотре­ны административные взыскания.

4. Административные взыскания применяются широким кругом органов и должностных лиц.

5. Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им нарушителей.

6. Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы.

7. Меры административной ответственности применя­ются в соответствии с административно-процессуальным законодательством.

29.2. Принципы административной ответственности

Административная ответственность основывается на принципах законности, равенства перед законом, неотвра­тимости ответственности, виновной ответственности, спра­ведливости и гуманизма.

Привлечение и освобождение от административной от­ветственности осуществляются не иначе как по постановле­нию (решению) компетентного органа (должностного лица) и на основании закона.

Физические лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом и подлежат адми­нистративной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объ­единениям, а также других обстоятельств.

Юридические лица, привлекаемые к административной ответственности, равны перед законом и подлежат админис­тративной ответственности независимо от формы собствен­ности, места нахождения, организационно-правовой формы и подчиненности, а также других обстоятельств.

Каждое физическое лицо, признанное виновным в совер­шении административного правонарушения, а также юри­дическое лицо, вина которого по отношению к совершенно­му административному правонарушению установлена, под­лежат привлечению к административной ответственности.

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отноше­нии которых установлена его вина.

Административная ответственность должна быть спра­ведливой и гуманной, то есть административное взыскание должно назначаться с учетом характера и вредных последс­твий совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения, личности физического лица, совершившего административное правонарушение.

Физическому лицу, совершившему административное правонарушение, должно быть назначено административ­ное взыскание, необходимое и достаточное для его воспи­тания. Административное взыскание не имеет своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, со­вершившего административное правонарушение, или при­чинение ему физических страданий.

Административное взыскание, налагаемое на юридичес­кое лицо и индивидуального предпринимателя, не имеет це­лью причинение вреда их деловой репутации.

29.3. Субъекты административной ответственности

Субъект административной ответственности - это фи­зическое или юридическое лицо, подлежащее привлечению к административной ответственности за совершенное адми­нистративное правонарушение. Административная ответс­твенность отличается большой численностью субъектов с различным правовым статусом.

Субъектами административной ответственности могут быть лица, обладающие способностью осознавать фактичес­кий характер и общественную опасность (вредность) своих действий (бездействия) либо руководить ими, то есть вме­няемые лица.

Способность осознавать свои действия и руководить ими возникает у психически здоровых лиц не с момента рождения, а по достижении определенного возраста. Такой оптимальный возраст, по мнению специалистов, наступает в 16 лет. В то же время, за некоторые деяния законодатель­ством предусмотрена ответственность с 14 лет. Это, напри­мер, умышленное причинение телесного повреждения; мел­кое хищение; умышленное уничтожение либо повреждение имущества; жестокое обращение с животными; мелкое ху­лиганство и некоторые другие. На несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет не может налагаться администра­тивное взыскание в виде административного ареста, а на не­совершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет не могут нала­гаться также административные взыскания в виде штрафа (за исключением случаев, когда они имеют свои заработок, стипендию и (или) иной собственный доход) или исправи­тельных работ.

Находящиеся на территории Республики Беларусь инос­транные граждане и лица без гражданства подлежат ответс­твенности на общих основаниях с гражданами Республики Беларусь. Вопрос об ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории Республи­ки Беларусь иностранными гражданами, которые согласно действующим законам и международным договорам поль­зуются дипломатическим иммунитетом, разрешается дип­ломатическим путем.

Лица, на которых распространяется статус военнослу­жащего, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследова­ний, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям несут ответственность за совершение административных правонарушений на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные взыскания в виде исправительных работ или административного ареста, а к военнослужащим срочной военной службы - и штраф.

Физическое лицо подлежит административной ответс­твенности как индивидуальный предприниматель, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части КоАП.

Юридическое лицо может нести ответственность толь­ко за административные правонарушения, прямо предус­мотренные статьями Особенной части КоАП. При этом наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственнос­ти за данное правонарушение виновное должностное лицо юридического лица, равно как и привлечение к администра­тивной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Тема 30. Административные взыскания

30.1. Понятие и цели административного взыскания

Административное взыскание - мера ответственности, применяемая в установленном законом порядке к лицу, со­вершившему административное правонарушение.

Административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонару­шение, так и другими физическими лицами.

Административное взыскание, налагаемое на юридичес­кое лицо, применяется в целях предупреждения соверше­ния новых административных правонарушений. При этом применение административного взыскания призвано спо­собствовать восстановлению справедливости и является ос­нованием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном зако­нодательством Республики Беларусь.

30.2. Виды административных взысканий

В ст. 6.2 Кодекса Республики Беларусь об администра­тивных правонарушениях закреплены следующие виды ад­министративных взысканий:

1) предупреждение;

2) штраф;

3) исправительные работы;

4) административный арест;

5) лишение специального права;

6) лишение права заниматься определенной деятель­ностью;

7) конфискация;

8) депортация;

9) взыскание стоимости предмета административного правонарушения.

Предупреждение является наиболее мягкой мерой взыскания и состоит в письменном предостережении лица о недопустимости противоправного поведения. Оно приме­няется в качестве самостоятельной меры наказания за со­вершение незначительных административных нарушений, а также по отношению к лицам, которые впервые соверши­ли правонарушение и при этом хорошо характеризуются на работе и в быту. Как и всякое иное взыскание, предупрежде­ние является основанием повторности. Устные предупреж­дения, которые должностные лица делают гражданам, не могут рассматриваться как взыскания.

Штраф - это мера имущественного характера. Штраф является денежным взысканием, размер которого опреде­ляется исходя из базовой величины, установленной законо­дательством на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, а в случаях, предусмотрен­ных статьями Особенной части КоАП, - в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки.

Минимальный размер штрафа, налагаемого на физичес­кое лицо, не может быть менее одной десятой базовой вели­чины, на индивидуального предпринимателя - менее двух базовых величин, а на юридическое лицо - менее десяти ба­зовых величин.

Максимальный размер штрафа, налагаемого на физичес­кое лицо, не может превышать пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - двухсот базовых величин, а на юридическое лицо - тысячи базовых величин при исчислении штрафа в базовых величинах.

Штраф за нарушение законодательства о труде, в облас­ти финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпри­нимательской деятельности, порядка налогообложения и управления, налагаемый на физическое лицо, может быть установлен с превышением указанного размера, но не мо­жет превышать двухсот базовых величин.

Исправительные работы устанавливаются на срок от од­ного до двух месяцев и отбываются по месту работы физи­ческого лица, освобожденного от уголовной ответственнос­ти с привлечением к административной ответственности в порядке, предусмотренном статьей 86 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Из заработка лица, которому назначены исправительные работы, производится удержание в доход государства в раз­мере двадцати процентов.

Административный арест состоит в содержании физи­ческого лица в условиях изоляции в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взыс­каний, и устанавливается на срок до пятнадцати суток.

Лишение специального права, предоставленного физичес­кому лицу, применяется за грубое нарушение порядка пользо­вания этим правом на срок от трех месяцев до трех лет.

Существует две разновидности лишения специального права: лишение права управления транспортным средством и лишение права на охоту.

Лишение права управления транспортными средствами не может применяться к физическому лицу, которое поль­зуется этими средствами в связи с инвалидностью, за ис­ключением случаев управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения либо состоянии, вы­званном потреблением наркотических средств, психотроп­ных, токсических или других одурманивающих веществ, отказа от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состоя­ния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, ток­сических или других одурманивающих веществ, или упо­требления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ до прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурмани­вающих веществ.

Лишение права заниматься определенной деятельнос­тью применяется на срок от шести месяцев до одного года с учетом характера совершенного административного право­нарушения, связанного с занятием видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), если будет признано невозможным сохранение за физическим или юридическим лицом права заниматься таким видом деятельности.

Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, получен­ного в результате противоправной деятельности, предме­та административного правонарушения, а также орудий и средств совершения административного правонарушения, принадлежащих лицу, его совершившему, либо находящих­ся в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления юридического лица, подлежаще­го административной ответственности, независимо от того, в чьей собственности они находятся.

Независимо от назначенного административного взыс­кания применяется специальная конфискация, которая состоит в


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: