Последствия вертикальной интеграции

Важнейшим последствием вертикальной интеграции является усиление рыночной власти фирмы (market power). По мере нарастания интеграционных процессов возрастает рыночная власть активной фирмы на данном отраслевом рынке и сокращается рыночная власть других игроков рынка. Это может проявляться в том, что с образованием монополии на данном отраслевом рынке, механизм рынка вытесняется внутрифирменными властными взаимоотношениями монополиста. Это одна форма проявления рыночной власти, т.е. монопольной власти.

Но есть и другая. Вследствие упрочения позиций определенной крупной компании на отраслевом рынке, она в той или иной мере устанавливает свой контроль, как над поведением участников этого рынка, так и над собственностью их активов. Именно эта вторая форма воздействия крупной фирмы на отраслевой рыночный механизм и является проявлением собственно ее рыночной власти. Это происходит благодаря тому, что они получают существенную экономию на издержках, в результате чего могут снижать цены и увеличивать рыночную долю продаж.

В отрасли, где осуществляется вертикальная интеграция одних предприятий, возрастают барьеры входа для других. Часто стратегией компаний при осуществлении вертикальной интеграции является вытеснение из отрасли не интегрированных конкурентов с помощью отказа в поставках промежуточной или конечной продукции, либо предложении поставок на невыгодных условиях для конкурентов. Это может быть вызвано в частности тем, что для своих подразделений компания устанавливает более низкую внутреннюю цену, чем дляконкурентов на последующих стадиях. В результате цена на конечную продукцию у вертикально интегрированной фирмы ниже, чем у агентов данного отраслевого рынка.

Важным результатом вертикальной интеграции для фирмы является снижение собственных затрат. Основная причина такого преимущества - устранение эффекта «двойной маржинализации», когда при интеграции предприятий устраняются монопольные надбавки на каждой последовательной стадии производства конечного продукта. Кроме того, в рамках объединения предприятий в единую технологическую цепочку появляется возможность оптимизировать движения сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, исключив при этом все лишние операции.

Крупная вертикально интегрированная компания способна проводить эффективную ценовую дискриминацию потребителей, что часто ведет к вытеснению конкуренции на данном рынке товара. Как известно, вертикально интегрированной компании выгодно назначать более высокие цены на рынке А с низкой эластичностью, и низкие – на эластичном рынке В. Однако она может приобрести одну из фирм в отрасли с низкой эластичностью и только для нее назначить более низкую цену, а для всех остальных компаний на рынках А и В назначить цену, по которой реализовался продукт на рынке А. Теперь на рынке В фирмы не смогут покупать товар по столь высокой цене, поэтому они будет вынуждены покинуть рынок, либо также стать звеном вертикальной интеграции.

Кроме этого, интегрированная фирма, имея преимущества в издержках перед разрозненными и неинтегрированными соперниками, может назначать более низкие цены для своих последующих потребителей и заключать с ними долгосрочные контракты на поставку больших объемов продукции. В результате проникновение на такие рынки мелких производителей крайне затруднено. Компания, сохраняющая лидерство при производстве одного товара, может оказывать существенное влияние на конкуренцию в производстве дополнительных товаров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: