Создание интегрированных систем управления (ИСУ) повышает требования к структуризации систем управления, т.е. к представлению ИСУ в виде совокупности взаимосвязанных подсистем или отдельных относительно автономных систем со своим специфическим кругом задач.
Отличительными чертами ИСУ являются соединения в единое целое отдельных, обладающих известной автономией, частей системы, причем это объединение должно обеспечить новое качество, расширить возможности системы и повысить ее эффективность. Конкретный набор объединяемых в рамках организации (подразделения) подсистем различного) назначения определяется исходя из размеров организации, сложности производства.
В промышленности под ИСУ понимают многоуровневую систему управления промышленными объектами (объединение, комбинат, предприятие, цех), которая содержит системы (подсистемы) различного назначения, обеспечивающие выполнение выбранных функций управления на основе взаимного согласования целей, состава и регламента задач, взаимодействие совместных средств технического, программного, информационного и других видов обеспечения.
ИСУ должна обеспечить управление системами различного путем рационального распределения ресурсов, установления графиков и режимов работы управляемых объектов контроля их работы, а также решения организационно-хозяйственных задач с учетом социальных, психологических и физиологических факторов.
Процесс интеграции ( взаимодействие) различных звеньев на уровне предприятия и его подразделений в процессе управления проявляется в обмене данными, выступающими как результат решения задач управления в этих подразделениях. Взаимодействие в организации обеспечивается путем сопряжения, согласованности и совместимости систем. Причем сопряженность понимается как взаимное соответствие граничных элементов, позволяющих соединить систему объединением их входов и выходов, а согласованность - как возможность функционирования системы в условиях, обеспечивающих их объединение в единую интеграционную совокупность. Совестимость при определении условий взаимодействия рассматривают в функциональном, организационно-правовом и технологическом аспектах.
Значение интеграционных процессов на предприятии заключается в углублении взаимосвязи между всеми элементами процесса управления производством и управления экономикой предприятия для повышения устойчивости и эффективности функционироваия предприятия в различных режимах. При этом выделяются три направления интеграции:
- внутрифирменная или горизонтальная, включающая интеграцию организационную, инвестиций, персонала, информации, технологии, культуры и др. Интеграция системы обеспечивается сопряжением задач управления между технологическими и функциональными подразделениями (внутренняя интеграция задач планирования, анализа);
- интеграция в рамках корпорации (вертикальная межуровневая), включающая интеграцию внутри корпорации, интеграция между корпорацией и обществом. она обеспечивается вертикальным (межуровневым) взаимодействием систем;
- интеграция приобретенных или присоединяемых предприятий, включающая структурную, организационную культуру и кадровую.
С точки зрения организации производства вертикальная интеграция (называемая иногда вертикальной диверсификацией) означает освоение фирмой производства товаров разной степени обработки (полный цикл от производства отдельных элементов до готового изделия и его реализации). Горизонтальная интеграция связана с расширением номенклатуры производства путем освоения выпуска родственных товаров.
В современных условиях очень важным направлением выступает интеграция приобретаемых (объединяющихся) предприятий в компанию. Этот процесс связан с созданием холдингов, финансово-промышленных групп. Под интеграцией приобретенного предприятия совокупность задач, цель которых — объединить предприятия — участников интеграционного процесса таким образом, чтобы создать эффективную хозяйственную единицу. В этом процессе возникает рад проблем, главные из которых следующие:
Интеграция как структурная проблема включает развитие управленческих связей между купленным предприятием и компанией-покупателем (уровень централизации или автономии организационно-структурное включение его в состав базового предприятия, объединение систем контроля, координация действий); согласование управленческого инструментария, включая систему управления.персоналом; определение роли, задач, компетентности и ответственности персонала; консолидацию отдельных функциональных областей; разрешение конфликтов.
Интеграция как кадровая проблема. Кадровый аспект интеграции предприятий рассматривается в первую очередь как проблема сотрудника и в меньшей мере — как стратегическая задача кадрового менеджмента.
Конкретными проявлениями проблемы персонала могут быть потеря доверия к предприятию, деструктивное поведение, осложнение коммуникаций, снижение производительности труда и увольнения. Решения в этой области должны исходить из того, что соответствующие проблемы — неизбежное следствие интеграционных мероприятий. В качестве контрмер следует назвать программы сокращения кадров, индивидуальное обеспечение потребностей сотрудников и особенно соответствующие коммуникации и поведение руководящего персонала.
• Интеграция как культурная проблема. Недостаточная культурная интеграция может привести к активному сопротивлению персонала мероприятиям по реализации стратегических и структурных изменений, увольнению ключевых сотрудников, недостаточно полному разрешению конфликтов адаптационного характера. Для решения проблемы необходимы систематический учет культурных феноменов в процессе присоединения предприятия; действия в направлении создания новой культуры, обмен ключевым персоналом.
В целом интеграционная стратегия при присоединении предприятия должна учитывать комплекс управленческих решений, касающихся:
а) экономических вопросов интеграции (повышение конкурентоспособности объединенных предприятий, снижение издержек производства, оптимизация загрузки производственных мощностей, положительное соотношение; «затраты-выгода» и т.п.);
б) интеграционных структур (инструментарий процесса объединения); интеграционной культуры (мероприятия по поддержке культуры объединенного предприятия); человека как ключевого фактора интеграции (распределение персонала, система стимулирования и т.п.).
На начальных этапах интеграция управления должна проходить на основе создания местных информационных сетей общего пользования на базе ЭВМ, банков данных, путем контролирования, диспетчеризации по различным уровням систем управления на основе анализа и оценки возможных вариантов и определения технико-тактических и стратегических задач производства.
Интеграция персонала может идти по следующим направлениям: коллективность труда (сквозные бригады), синтез знаний и опыта (комплексные бригады), слияние профессий (технолог-аналитик-организатор), эргономика рабочего места, непрерывность совершенствования подготовки кадров и обмен опытом.
Направления интеграции могут осуществляться параллельно и в любой последовательности в зависимости от состояния данного предприятия.
Назначение интеграции состоит в том, чтобы рационализировать процессы сбора, обработки и поиска информации, необходимой для разных звеньев управления.
Основными механизмами (инструментами) интеграции в современных условиях деятельности предприятия выступают:
- руководство, реализующее интеграционные процессы в организации через властные полномочия путем использования различных типов координации (превентивной, устраняющей, регулирующей и стимулирующей);
- плановая деятельность (стратегическое и текущее планирование деятельности предприятия), объединяющая, интегрирующая всю последующую деятельность предприятия; определяющая основные системные показатели деятельности предприятия;
- инвестиционная деятельность предприятия, обеспечивающая через разумную финансовую политику целостное развитие предприятия;
- оперативное управление (регулирование) производством, выступающее как основной рычаг реализации стабильной, ритмичной деятельности предприятия, обеспечивающий контроль и регулирование хода производственных процессов, реализацию согласованной, сбалансированной деятельности предприятия;
- социальная деятельность на предприятии, которая через основной элемент деятельности предприятия — человека, реализует единство, целеустремленную деятельность коллектива интеграцию его усилий. Эта деятельность реализуется прежде всего через повышение социальной ответственности предприятия и корпоративную культуру.
Для эффективной интеграции организации руководство должно постоянно иметь в виду общие цели организации и концентрировать усилия всех сотрудников на их реализации. Эффективная работа отдельных подразделений еще не означает эффективной работы всей организации.
В настоящее время в практике управления выработан ряд методов эффективной интеграции деятельности организации, выбор (использование) которых определяется внешней средой организации. Для интеграции организаций, действующих в устойчивой окружающей среде и использующих технологии массового производства, используются методы, связанные с разработкой и установлением соответствующих правил/ и процедур иерархическими структурами управления. В этом случае используются запрограммированные решения, которые подходят для повторяющихся ситуаций. Для организаций, действующих в изменчивой окружающей среде и использующих разнообразные, гибкие технологические процессы, более эффективный способ интеграции состоит в установлении индивидуальных взаимодействий, личных связей, временных рабочих групп, различных комитетов и проведении совещаний между отделами.
Интеграция производства требует повышения координации деятельности производственников, технологов, энергетиков, администраторов; разработки технологических процессов; планирования и графиков работы.
Основные критерии оценки успеха интеграции:
- рост производительности технологического оборудования;
- повышение надежности и ритмичности работы систем увеличение периода безотказной работы;
- эффективность работы диагностических систем;
- сокращение простоев оборудования и систем, минимизация экономических потерь, информационная обеспеченность всех процессов управления, гармонизация человеческих отношений и как итог — повышение экономических показателей работы (прибыли) и социальной ответственности предприятия.