Эффект «двойной маржинализации» и вертикальная интеграция

Мотивом вертикальной интеграции служит стремление фирм к увеличению прибыли за счет решения проблемы « двойной надбавки » или « двойной маржинализации ». Проблема «двойной надбавки» возникает в случае, когда и рынок промежуточной, и рынок конечной продукции являются рынками несовершенной конкуренции.

Как показывает теоретический анализ, объединение фирм — несовершенных конкурентов в вертикально интегрированную компанию в данном случае ведет к снижению затрат производи­теля конечной продукции на промежуточный продукт, к росту объема рыночных продаж и к уменьшению цены конечной про­дукции. В случае вертикально интегрированной компании объем прибыли оказывается выше, чем суммарная прибыль производи­телей конечной и промежуточной продукции при отсутствии вер­тикальной интеграции. «Двойная надбавка» служит примером от­рицательного внешнего эффекта в отношениях между производи­телями (рис. 3.1).

Рис. 3.1 Спрос на конечную продукцию, прибыль производителей монополистов и выигрыш потребителей на рынке конечной продукции при отсутствии вертикальной интеграции

В условиях на первый взгляд более конкурентной рыноч­ной структуры оказывается ниже не только прибыль производите­лей конечного продукта А, но и прибыль фирм, производящих промежуточную продукцию В, и выигрыш потребителя на рынке конечной продукции (рис. 2.2).

Рис. 3.2 Спрос на конечную продукцию, прибыль вертикально интегрированной компании и выигрыш потребителей на рынке конечной продукции

Ситуация оказывается более сложной для вертикально интег­рированной структуры на рынке олигополии. С увеличением чис­ла фирм на рынке предельная выручка будет приближаться к ры­ночной цене. Рыночный спрос на промежуточную продукцию бу­дет складываться как сумма индивидуального спроса всех фирм, производящих конечную продукцию. При относительно неболь­шом числе фирм-олигополистов на рынке вертикальная интегра­ция будет сопровождаться большим уровнем прибыли, нежели сумма прибыли самостоятельных компаний. Однако по мере рос­та числа компаний на рынке и приближения рынка к совершенно конкурентному, выигрыш от вертикальной интеграции сокраща­ется. В конце концов при достаточно большом числе фирм на рынке вертикальная интеграция не приносит дополнительной прибыли. Таким образом, на рынке совершенной конкуренции у фирм нет стимулов к вертикальным отношениям.

В-третьих, мотивом объединения фирм в вертикально интегри­рованную компанию может стать стремление предприятий умень­шить давление государственного регулирования, например, сократить объем налоговых отчислений. Вертикальная интеграция позволяет манипулировать объемом полученной прибыли, перераспределяя ее между подразделениями фирмы, что важно в том случае, когда государство вводит ограничения на норму прибыли некоторых продуктов или услуг компании. В рамках вертикально интегрированных компаний сумма уплаченных косвенных налогов (например, налога на добавленную стоимость) будет ниже, чем сумма, которая была бы уплачена самостоятельными компаниями. Вертикальная интеграция зачастую дает возможность обойти установление государством максимальной границы цен на продукцию.

Вывод из-под налогообложения части произведенной продукции возможен не толь в рамках вертикально интегрированной единицы, но и с помощью использования отношения вертикального контроля, в частности, при использовании давальческих схем предоставления сырья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: