Зависимость формирования индивидуализма от степени средовой психической адаптации. Типы индивидуализма (личностной позиции) в зависимости от культурной среды (лягушки и мыши)

У них залогом и условием психический средовой адаптации выступает утрированный (по нашим меркам) индивидуализм. Как отмечал Э. Дюркгейм в своих лекциях французским студентам на рубеже Х1Х и ХХ у веков, «мы с вами живем в стране, не признающей никакого властелина, кроме общественного мнения. У каждого из нас существует настолько преувеличенное ощущение своего Я, что мы не замечаем границ, сжимающих его со всех сторон. Создавая у себя иллюзию о собственном всемогуществе, мы стремимся стать самодостаточными. Вот почему мы видим свое достоинство в том, чтобы как можно сильнее отличаться друг от друга и следовать каждому своим собственным путем»[1]. Тем самым, возвращаясь к ассоциациям с биологией, следует считать, что в основе адаптации у людей такого склада должна лежать устойчивость (в психологии - способность к отчуждению). Для нас же важнее изменчивость, в основе которой лежит способность к отождествлению, что позволяет без внутреннего сопротивления соглашаться с мнением единодушно ошибающегося большинства. Как отметил А. Зиновьев, суть и сила сталинской пропаганды заключались не в каких-то манипуляциях с аргументами, а в том, что никому не должно было прийти в голову искать им (аргументам) возражения. А поскольку большевики не меняли, как казалось, а продолжали национальную традицию (по А.И. Солженицину, чье мнение никем не оспаривается), подобную манеру самоутверждения можно отнести к базовым установкам российского характера. В природе такое различие существует между теплокровными (которые тратят массу калорий на поддержание температуры тела, зато могут идти, куда хотят) и холоднокровными, чей организм способен жить в широком диапазоне температур, но лишь в привычной среде. Недаром проблемам сосуществования мышей и лягушек (нонконформистов и конформистов) посвящено множество сказок, с помощью которых предки воспитывали подрастающее поколение. В древности преобладали воинственные сюжеты, современники предпочитают толерантность (герой мультипликационного сериала Шрек популярен, без преувеличения, во всем мире), но все приходят к выводу, что с имеющи мися различиями приходится считаться, хотим мы этого или нет. Фатальны они или преодолимы эволюционным путем, мы и рассмотрим на примере среды, системы и семьи.

Первым воспитателем человека является среда. Та община, из которой вышли все ветви цивилизации. Первобытная, когда племя старалось отгородиться даже от соседей пресловутой «ненавистью варвара к чужаку», а затем – участница все более сложных социальных отношений (по А.Герцену). И пока все потребности удовлетворялись «на месте», порядок жизни зависел больше от характера племени (его «синергизма» по Р. Бенедикт), чем от рациональных установок. Когда стремление к расширению жизненного пространства («пассионарность», по Л. Гумилеву) заставило искать более совершенные формы организации социума, появилось государство. Естественно, оно повторило привычный стиль отношений, но на более высоком уровне. Властвующий слой представлял собой управляющий клан, отношения в котором соответствовали неким общим закономерностям такого объединения:

а/ волеизъявление свободно лишь в рамках традиции;

б/ межличностное сцепление эмоционально (аффилиативно), что делает конформизм не зазорным;

в/ самооценка зависит от близости к лидеру;

г/ роли распределены и конкуренция не поощряется;

д/ проникновение в клан извне возможно лишь при наличии вакансий;

е/ поддержка только своих;

ж/ карающая функция изгнания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: