Общая характеристика педагогического процесса

Для того чтобы воспитательные отношения приводили растущего челове­ка к развитию, их необходимо определенным образом организовать. С этой целью и создается педагогический процесс.

Педагогический процесс есть способ организации воспитательных от­ношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников.

Процессом принято называть явления, протекающие во вре­мени и пространстве, внутри которых происходит смена состояний, приводящая в свою очередь к смене стадий развития. Понятие "пе­дагогический процесс" соответствует этому определению. Как мы увидим далее, педагогический процесс имеет свою структуру, про­текает в определенное время, в определенных пространственных условиях. Педагогический процесс неповторим: это движение, ко­торое, возникнув, продолжается и "уходит".

Педагогический процесс создается педагогом. С его помощью педагог ор­ганизует взаимно приемлемые отношения с воспитанником, направляет и сти­мулирует развитие воспитанника, защищает от вредных воздействий среды.

В известном смысле педагогический процесс есть способ защиты расту­щего организма от неблагоприятных воздействий. Не зря издательство "Пе­дагогика" сделало своей эмблемой защищенный руками человека молодой росток (рис. 3).

Рис. 3. Эмблема издательства "Педагогика"

Параллельно с понятием "педагогический процесс" сущест­вует и другое — "воспитательный процесс". Второе понятие значи­тельно шире первого, оно обозначает все виды организации воспи­тательных отношений, возникающих без посредства педагога. Так, возможен воспитательный процесс в семье, при посещении учащи­мися театра, музея и т. д. Не удивляйтесь, когда встретите понятие "воспитательный процесс", употребленное идентично понятию "пе­дагогический процесс". Подобное употребление допускается, т. к. понятия имеют единую природу: оба подразумевают организацию воспитательных отношений.

Существует также понятие "производственный процесс". Если производственный процесс организуется в целях воспитания, обра­зования и обучения учащихся, например в учебном цехе завода, в мастерских школы или училища, то тогда понятие "производствен­ный процесс" тоже относится к числу педагогических и становится производственно-педагогическим.

Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни со­здавался, он будет иметь одну и ту же структуру (таблица 4).

Таблица 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: