Для того чтобы воспитательные отношения приводили растущего человека к развитию, их необходимо определенным образом организовать. С этой целью и создается педагогический процесс.
Педагогический процесс есть способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников.
Процессом принято называть явления, протекающие во времени и пространстве, внутри которых происходит смена состояний, приводящая в свою очередь к смене стадий развития. Понятие "педагогический процесс" соответствует этому определению. Как мы увидим далее, педагогический процесс имеет свою структуру, протекает в определенное время, в определенных пространственных условиях. Педагогический процесс неповторим: это движение, которое, возникнув, продолжается и "уходит".
Педагогический процесс создается педагогом. С его помощью педагог организует взаимно приемлемые отношения с воспитанником, направляет и стимулирует развитие воспитанника, защищает от вредных воздействий среды.
|
|
В известном смысле педагогический процесс есть способ защиты растущего организма от неблагоприятных воздействий. Не зря издательство "Педагогика" сделало своей эмблемой защищенный руками человека молодой росток (рис. 3).
Рис. 3. Эмблема издательства "Педагогика"
Параллельно с понятием "педагогический процесс" существует и другое — "воспитательный процесс". Второе понятие значительно шире первого, оно обозначает все виды организации воспитательных отношений, возникающих без посредства педагога. Так, возможен воспитательный процесс в семье, при посещении учащимися театра, музея и т. д. Не удивляйтесь, когда встретите понятие "воспитательный процесс", употребленное идентично понятию "педагогический процесс". Подобное употребление допускается, т. к. понятия имеют единую природу: оба подразумевают организацию воспитательных отношений.
Существует также понятие "производственный процесс". Если производственный процесс организуется в целях воспитания, образования и обучения учащихся, например в учебном цехе завода, в мастерских школы или училища, то тогда понятие "производственный процесс" тоже относится к числу педагогических и становится производственно-педагогическим.
Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь одну и ту же структуру (таблица 4).
Таблица 4