Этапы (ступени) педагогического проектирования. | Объекты педагогического проектирования | ||
Педагогические системы | Педагогические процессы | Педагогические ситуации | |
1.Педагогическое моделирование | Законы, уставы, концепции, положения, ЕТКС и др. | Теоретические взгляды, установки, учебные программы и др. | Мысленно-чувственные формы: мечта, стремления, представления, личный дневник педагога и др. |
2. Педагогическое проектирование | Квалификационные характеристики, профессиограммы, учебные планы, учебные программы, штатные расписания, должностные инструкции и др. | Расписания, графики контроля, графики межпредметных связей, требования к урокам, поурочно-тематический план и др. | Конспекты уроков, планы уроков, методические рекомендации, учебные пособия и др. |
3. Педагогическое конструирование | Правила внутреннего распорядка, планы учебно-воспитательной работы, планы организации работы клубов, кружков и др. | Конспекты уроков, планы уроков и другие формы, сценарии, модели наглядных пособий, учебники, учебные пособия и др. |
Так строятся концепции для школьной, профессионально-технической и вузовской систем. Концепции процесса значительно проще. Они включают в себя общие теоретические представления о процессе, его целях, принципах, содержании, методах, формах, а также о материально-техническом и учебно-методическом обеспечении как условиях достижения поставленных целей. Любая педагогическая концепция процесса включает в себя описание предполагаемой технологии обучения и внеучебной деятельности учащихся. Концепции педагогического процесса чаще всего существуют в форме теорий или теоретических взглядов (теория развивающего обучения, информационная теория обучения), а также как составная часть концепций систем, в рамках которых тот или иной процесс создается.
Для педагогических ситуаций и их разрешения концепции не создаются, но это не значит, что их нет. Они присутствуют в мысленно-чувственной форме (мечты, стремления, представления). Выход из наиболее острых ситуаций педагог может проектировать в личном дневнике.
Кратко остановимся на особой форме проектирования — мечте. Мечта — это образ, создаваемый нашим воображением, это предмет наших желаний, стремлений. Мечта — это и инструмент познания. Мечта —это эмоциональная способность к проектированию человеком будущего. Мечта, как правило, связывается с высокими нравственными устремлениями. Мечта становится исходной точкой любой модели, проекта или конструкции.
Через мечту в проектирование вовлекается глубинный пласт человеческой жизни, часто бессознательный, интуитивный. "Надо мечтать!" — не приглашение к приятному времяпрепровождению в сладких грезах, а призыв мобилизовать данную только человеку способность предвосхищающего проектирования будущего" (Семенова С.. Федоров Н. Творчество жизни. М., 1990. С. 179.). Мечта — это рабочая гипотеза, проектируемая гипотеза.
План — это документ, в котором дается перечень дел (мероприятий), порядок и место их проведения. Планы в процессе проектирования используются очень широко: учебный план, план учебно-воспитательной работы профтехучилища, план урока и др. Каждый из этих планов имеет свое назначение и свою структуру. Так, учебный план является проектом, в котором дается общий перечень учебных дисциплин, объем часов, отводимых на их изучение, порядок изучения дисциплин. Поурочно-тематический план составляется по одной из дисциплин и включает перечень тем, задачи их изучения, количество отводимых на темы часов, межпредметные связи, методическое обеспечение. План урока — это определение задач урока и перечень основных действий педагога и учащихся по освоению содержания учебного материала. Если поурочно-тематический план является проектом педагогического процесса, то план урока — его конструктом.
На этих примерах мы показали, что любую деятельность учащихся и педагогов предваряет документированное проектирование. Знание форм документированного проектирования позволяет педагогу пользоваться ими профессионально, совершенствоватьих или разрабатывать новые.
В настоящее время все чаще говорят о педагогической технологии. Педагогическая технология создается всей системой проектирования в единстве всех трех его этапов. Педагогическое проектирование есть механизм разработки технологии в педагогической теории и практики. Этапы проектирования педагогической деятельности наглядно показывают, как производится постепенный переход от возникновения идеи до ее внедрения. В ходе проектирования целевые идеи могут так значительно перерабатываться, приближаясь к конкретным условиям, что конечные конструкты начинают сильно отличаться от первоначальной модели. Между краской на палитре художника и законченным художественным произведением Пикассо, думается, существует такая же разница, как между нашими педагогическими теориями и концепциями и их реальным воплощением, но, к сожалению, чаще с обратным значением. Между тем, все должно быть совсем наоборот, ведь жизнь богаче всяких теорий.
Задания для самостоятельной работы
1. Сравните перечисленные этапы (ступени) педагогического проектирования с теми, которые выделены в техническом проектировании. Что общего и различного в педагогическом и техническом проектировании?
2. Составьте словесный портрет своего будущего учащегося, т. е. разработайте целевой идеал.
3. Посетите профтехучилище, побеседуйте с педагогами и составьте полный перечень форм проектирования их деятельности в соответствии с табл. 4.
4. Осуществите рефлексию: выделите и проанализируйте этапы и формы проектирования вами личной жизни и деятельности.