Система форм педагогического проектирования

Этапы (ступени) педагогического проектирования. Объекты педагогического проектирования
Педагогические системы Педагогические процессы Педагогические ситуации
  1.Педагогическое моделирование Законы, уставы, концепции, положения, ЕТКС и др. Теоретические взгляды, установки, учебные программы и др. Мысленно-чувственные формы: мечта, стремления, представления, личный дневник педагога и др.
2. Педагогическое проектирование Квалификационные харак­теристики, профессиограммы, учебные планы, учебные программы, штатные расписания, должностные инструкции и др. Расписания, графики контроля, графики межпредметных связей, требования к урокам, поурочно-тематический план и др. Конспекты уроков, планы уроков, методические рекомендации, учебные пособия и др.
3. Педагогическое конструирование Правила внутреннего распорядка, планы учебно-воспитательной работы, планы организации работы клубов, кружков и др. Конспекты уроков, планы уроков и другие формы, сценарии, модели нагляд­ных пособий, учебники, учебные пособия и др.  

Так строятся концепции для школьной, профессионально-технической и вузовской систем. Концепции процесса значительно проще. Они включают в себя общие теоретические представления о процессе, его целях, принципах, содержании, методах, формах, а также о материально-техническом и учебно-методическом обеспечении как условиях достижения поставленных целей. Любая педагогическая концепция процесса включает в себя описание пред­полагаемой технологии обучения и внеучебной деятельности учащихся. Кон­цепции педагогического процесса чаще всего существуют в форме теорий или теоретических взглядов (теория развивающего обучения, информационная теория обучения), а также как составная часть концепций систем, в рамках которых тот или иной процесс создается.

Для педагогических ситуаций и их разрешения концепции не создаются, но это не значит, что их нет. Они присутствуют в мысленно-чувственной фор­ме (мечты, стремления, представления). Выход из наиболее острых ситуаций педагог может проектировать в личном дневнике.

Кратко остановимся на особой форме проектирования — меч­те. Мечта — это образ, создаваемый нашим воображением, это предмет наших желаний, стремлений. Мечта — это и инструмент познания. Мечта —это эмоциональная способность к проектирова­нию человеком будущего. Мечта, как правило, связывается с высо­кими нравственными устремлениями. Мечта становится исходной точкой любой модели, проекта или конструкции.

Через мечту в проектирование вовлекается глубинный пласт человеческой жизни, часто бессознательный, интуитивный. "Надо мечтать!" — не приглашение к приятному времяпрепровождению в сладких грезах, а призыв мобилизовать данную только человеку способность предвосхищающего проектирования будущего" (Семенова С.. Федоров Н. Творчество жизни. М., 1990. С. 179.). Мечта — это рабочая гипотеза, проектируемая гипотеза.

План — это документ, в котором дается перечень дел (мероприятий), по­рядок и место их проведения. Планы в процессе проектирования используют­ся очень широко: учебный план, план учебно-воспитательной работы проф­техучилища, план урока и др. Каждый из этих планов имеет свое назначение и свою структуру. Так, учебный план является проектом, в котором дается общий перечень учебных дисциплин, объем часов, отводимых на их изуче­ние, порядок изучения дисциплин. Поурочно-тематический план составля­ется по одной из дисциплин и включает перечень тем, задачи их изучения, количество отводимых на темы часов, межпредметные связи, методическое обеспечение. План урока — это определение задач урока и перечень основ­ных действий педагога и учащихся по освоению содержания учебного мате­риала. Если поурочно-тематический план является проектом педагогическо­го процесса, то план урока — его конструктом.

На этих примерах мы показали, что любую деятельность учащихся и пе­дагогов предваряет документированное проектирование. Знание форм доку­ментированного проектирования позволяет педагогу пользоваться ими про­фессионально, совершенствоватьих или разрабатывать новые.

В настоящее время все чаще говорят о педагогической технологии. Педа­гогическая технология создается всей системой проектирования в единстве всех трех его этапов. Педагогическое проектирование есть механизм разра­ботки технологии в педагогической теории и практики. Этапы проектирова­ния педагогической деятельности наглядно показывают, как производится постепенный переход от возникновения идеи до ее внедрения. В ходе проек­тирования целевые идеи могут так значительно перерабатываться, прибли­жаясь к конкретным условиям, что конечные конструкты начинают сильно отличаться от первоначальной модели. Между краской на палитре художни­ка и законченным художественным произведением Пикассо, думается, суще­ствует такая же разница, как между нашими педагогическими теориями и концепциями и их реальным воплощением, но, к сожалению, чаще с обрат­ным значением. Между тем, все должно быть совсем наоборот, ведь жизнь богаче всяких теорий.

Задания для самостоятельной работы

1. Сравните перечисленные этапы (ступени) педагогического проектиро­вания с теми, которые выделены в техническом проектировании. Что общего и различного в педагогическом и техническом проектировании?

2. Составьте словесный портрет своего будущего учащегося, т. е. разрабо­тайте целевой идеал.

3. Посетите профтехучилище, побеседуйте с педагогами и составьте пол­ный перечень форм проектирования их деятельности в соответствии с табл. 4.

4. Осуществите рефлексию: выделите и проанализируйте этапы и формы проектирования вами личной жизни и деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: