Кроткие наследуют Землю

Братья и сестры, мы дали развёрнутый комментарий к богословскому сюжету «Авраам и Сарра в Египте», привлекли два Библейских сюжета о Моисее и Сепфоре, о богоборчестве Иакова, затем заговорили о св. Писании и церковном Придании и сопоставили в этом отношении христианство и иудаизм. В чём была нужда для такого развёрнутого в разные стороны комментания. Семья Авраама стала Церковь. И мы можем сказать, что Авраам имеет, вот с того момента, когда он позволил жене себя спасти, позволил Церкви себя спасти, Авраам имеет самочувствие Церкви. В Аврааме произошло самочувствие Церкви, оно стало верным как обещал ему Бог: «благословлю тебя, и будешь благословен». Авраама ожидают новые испытания.

Вся жизнь Авраама это восхождение по ступеням веры, путь от силы к силе, поэтому после событий в Египте, когда Авраам был спасён, Авраам должен пройти испытание новое. Следующий эпизод в его жизни это будет испытание богатством. Это будет новая глава в сотериологии, учении о спасении.

«Богатство есть мерило успеха» - таково убеждение представителей западной цивилизации. Тот, кто представляет общий характер западной цивилизации, понимает, что это убеждение для неё естественно. В библейском мировоззрении и в жизни Авраама находим иное отношение к богатству. Это испытание, которое можно пройти, а можно и не пройти.

Когда семья Авраама стала Церковь, стало понятно, что верующий человек должен освоить какие-то важнейшие жизненные реальности, присоединить их к Церкви. Это сейчас называется «воцерковить». И первое будет что? Очень важный вопрос. Какая из реальностей нашей жизни достойна стать первой и первенствующей, чтобы о ней Церковь имела неусыпное попечение, освоило, признало своей и сама стала для неё родной? Это земля. Первое, что должен освоить верующий человек это найти своё место на Земле.

В Библейском мировоззрении Земля – нравственный спутник человека, вернейший показатель его действительного состояния. Земля это обязательное церковное достояние. Что я имею в виду? Церковь может быть гонимой и странствующей, но Церковь не может быть экстерриториальным образованием. Земля, с которой так связана Церковь это место на Земле то, что имеет границы, следовательно – живое. Живое это то, что имеет границы. Земля, с которой так связана Церковь это место на Земле. На языке св. Писания, безместное (есть такой термин) означает злое. Безместное это глобальное, точнее глобалистское.

Когда возникнет и будет оформлена Вселенская Церковь, она не будет глобальной, но составится из местных поместных церквей. А глобализм это часть антицерковной идеологии. Экстерриториальное образование больше соответствует духу Каина, поскольку он бегает от лица Божия.

Земля, которую опекает Церковь, это земля родная, в неё Церковь может пустить корни. Эту землю нельзя завоевать. Она Богом даётся. И тогда она называется Библейским словом «наследие». Это важнейший богословский термин – «наследие» - то, что отец передаёт сыну, то, что Бог даёт своим людям. В земле Церковь имеет то, чего навсегда лишён Каин. Церковь имеет отечество.

Опыт Авраама показывает, а Писание нас этому учит, что прежде чем осваивать землю нужно устроиться как Церковь. Вот важнейшее положение и учение о Церкви, учение о Спасении. Прежде чем осваивать Землю, нужно устроиться как Церковь. Начинаем читать 13гл Книги Бытия 1 ст.

«И поднялся Авраам из Египта сам, жена его, и всё что было с ним, и Лот в пустыне. (поднялись и вышли из Египта). Авраам же был богат весьма скотом и серебром и золотом.» Из пустыни, области Негеф Авраам вошёл в Египет, назад и вернулся. Он уже вернулся не гибнущим от голода, а богатым. Впервые называет Писание это понятие «богат». По-еврейски также «тяжел» «кавед». Авраам тяжел. Хорошее определение богатства: это тяжесть, которую нужно таскать.

Здесь, кстати встречаем первое упоминание металлических ценностей. Авраам мог познакомиться с ними в Египте.

Куда пойдёт Авраам? Каждый шаг его важен, потому что дойти до конца трудно, а сбиться с пути можно на каждом шагу.

3 ст «И пошёл туда откуда пришёл в пустыню до Вефиля, до места, где был шатёр его прежде между Вефилем и между Гаем на место жертвенника, где сотворил его сперва, и призвал там Авраам имя Господне». Когда он ещё только входил в Палестину Авраам прошёл всю землю с Севера на Юг до пустыни Негеф, и на этом пути он построил два жертвенника в Сихеме и в Вефиле. Так вот, возвращаясь из Египта Авраам идёт на место второго жертвенника, там впервые совершилась молитва во имя Господа.

Авраам дошёл до места, которое является в каком-то смысле центральным в его странствии. Это не Сихем, где Аврааму явился Господь, место первого жертвенника. Это окрестность Вефиля, где при жертвеннике совершилась первая молитва во имя Господа, потому что в жизненном пути Авраама молитва при жертвеннике с именем Господа это был первый важный самостоятельный шаг. Господь уже не говорил Аврааму что ему делать, Авраам должен был сам находить верное решение.

Из Египта семья Авраама вернулась в ином качестве, как Церковь Божья, и Авраам целенаправленно переносил свои стоянки до того места где прозвучало имя Господне.

Авраам дошёл до места, которое является центральным в его странствии, и здесь встала вот эта проблема - богатство. Кончился голод – начался делёж. Вместе с Авраамом ходил его племянник Лот, и Лот тоже был богат.

5 ст: «и у Лота, который ходил с Авраамом, были овцы и волы и шатры и невмещала их земля, чтобы селиться им вместе, ибо имение их было многое, и они не могли селиться вместе». Хорошо братьям, жить (по-еврейски селиться) вместе. (псалом 133). Однако земля уже не вмещала такого множества стад как у Авраама и у его племянника.

Златоуст говорит: «избыток богатства становится причиной разделения». Значит, нужно быть готовым к тому, чтобы делиться и разойтись по земле.

7 ст «и был спор между пастухами скота Авраама и между пастухами скота Лотова. Хананеи же и феризеи тогда населяли землю ту». Златоуст говорит: полинно, где моё и твоё там все виды вражды. А враждавать к тому же было просто опасно, потому что Авраам и Лот пасли стада в земле, где жили чужие племена – хананеи и феризеи.

Авраам справедливыми словами мог вразумить своего племянника.

Иоанн Златоуст пересказывает смысл его речи:

1. Ты, Лот, позволил быть дерзости. Как домашние твои осмелились открыть и уста против моих пастухов? Как они не подумали какое расстояние между нами?

2. Не ты ли сам решился идти со мной, ведь ты мог остаться в Хоране.

3. Откуда взялось твоё богатство? Кто тебя в люди вывел? Не я ли ходил вместе с тобой, водил тебя всюду с собой?

4. Не я ли спас тебя от голодной смерти? Что ради тебя в Египте я претерпел?

5. Не постыдиться ли тебе хотя и моей старости?

Вот примерно такими словами пересказывает Иоанн Златоуст речь человека, который потерпел обиду от младшего родственника. Это естественно, и ничего этого Авраам не сказал.

8 ст: «сказал же Авраам Лоту: да не будет распря между мною и тобою и между пастухами твоими и между пастухами моими ибо человеки братья мы». Авраам совсем не так говорит, как можно было подумать. «Человеки братья» – это буквальный перевод с еврейского на греческий и славянский. Допустим перевод, что «мы родственники». Так в нашем синодальном переводе. Однако такой перевод не выражает настоящего отношения Авраама к Лоту. Лот, сказано, сын брата Авраама, но в Церкви Авраам и Лот братья. Мы – Церковь, говорит Авраам, а в Церкви не должно быть раздора, тем более ради имущества. Между Авраамом и Лотом установлены братские отношения как в Церкви, а в Церкви соблюдается иерархия и чин, взвешенное справедливое решение должно быть таким. Авраам должен поставить так: «я старший в Церкви, послушай моё предложение. Поделим землю поровну, каждый возьмёт свою часть. Бросим жребий кому что достанется.». Вот слова разумные. Что же Авраам предлагает Лоту.

Вот что говорит Авраам: 9 ст «Вот, не вся ли земля пред тобою? Отделись от меня. Если ты налево – я направо. Если ты направо – я налево.» Поведение Авраама превышает естественные нормы поведения. Оно сверх естества. Иоанн Златоуст говорит: «Авраам не допустил и дать росток корню зла». Авраам и Лот стоят на возвышенности в окрестностях Вефиля и осматриваются. И Авраам сказал: не вся ли земля пред тобою.

Лот обозревает землю, что-то он видит с этой возвышенности, что-то представляет и вспоминает. Я земля перед ним. У Лота конечно есть варианты поведения – уступить выбор патриарху. Да. Можно самому выбрать лучшее. Но можно не сомневаться, что Лот понял благородство Авраама и проникся его кротостью.

10 ст: «И поднял Лот очи свои, увидел всю окрестную страну Иорданскую». Страна окрестная это «кикар», округлость, одно из значений «каравай». То есть окрестность Иорданская – каравай иорданский. Это была долина овальной формы, позднее затопленная водами южной частью Мертвого моря. Лот не посмотрел на все 4 стороны, его взгляд сразу на беду повлёкся к Югу, к Юго-Востоку. И поднял Лот очи свои, увидел всю окрестную страну Иорданскую, что вся она была напоена, прежде чем низверг Бог Содом и Гоморру, как Рай Божий и как Земля Египетская до вхождения в Сигор.

Ну, Сигор это «Цоар», позднейше название «град кабелы». В Сигоре будет спасаться Лот. Окрестность иорданская орошалась как Рай Божий. Как орошался Рай? Давайте вспомним. Согласно греческому тексту, источник их исходил, здесь имеется в виду Иордан. Может быть отводные каналы, то есть орошение Иорданской долины сопоставляется с орошением Египта. Согласно еврейскому тексту, где речь идёт о Рае, в Раю пар поднимался. То есть, это понятно что имеется в виду. Низовья Иордана лежат примерно на 400 метров ниже уровня моря. Воздух мог быть прогрет и насыщен влагой.

11 ст «И избрал себе Лот всю окрестную страну Иорданскую». Прельстился Лот и выбрал. В Книге Бытия дважды упоминается это действие человеческой воли: выбор. И оба раза последствия были катастрофические.

В первый раз - для всего человечества, когда Сыны Божии брали за себя дочерей человеческих ото всех каких они выбирали (Быт. 6гл ст.1). Результатом таких выборов был Потоп.

Второй раз – выбор обернулся катастрофой для семьи Лота, который ко времени истребления Содома оказался в Содоме.

Ещё раз 11 ст «И избрал себе Лот всю окрестную страну Иорданскую и отошёл Лот от Востока, и отделились каждый от брата своего». От Востока в евр. тексте «миккедем» и в греческом «аппу анаталон» сказано, что Лот отошёл от Востока. В переводах исправляют, что Лот отошёл на Восток, к Востоку, как в синодальном, в частности, переводе. Но это не правильно. Откуда куда двинулся Лот?

Осмотр земель происходит с возвышенности около Вефиля. Вефиль расположен севернее Иерусалима. Лот пошёл в направлении к Содому, то есть он двигался с Севера на Юг, незначительно смещаясь к Востоку. Почему же сказано, что он отошёл от Востока? Если стоять лицом к Востоку. Восток это восприятие Библейского человека – то, что «перед», то, что «впереди». Если стоять лицом к Востоку, то Лот повернулся и пошёл направо, на Юг от Востока. Но Восток это не только географическое понятие: где присутствие Божие, там Восток. Сейчас Авраам удостоился посещения Божьего. Сейчас, где Авраам – там Восток. А Лот несчастный пошёл от Востока, польстился на каравай заиорданский. Итак, Лоту дали и он взял. Лот взял данное ему право, присвоил дарёное, сделал свой выбор. Лот выбрал как думал лучшее – самую богатую землю, но поселился Лот в городе.

12 ст «Авраам же поселился в земле Ханаанской, Лот же поселился в городе окрестных Иордану мест и вселился в Содоме». В патриархальный период Священной Истории жизнь в городе это тревожный знак. Первым градостроителем был Каин. Лот отошёл от Востока и сразу присоединился к грешникам, потому что жители Содома уже тогда были вот каковы:

13 ст «человеки же, которые в Содоме, были лукавы и грешны пред Богом весьма.». Лот будет жить в Содоме, и Лот в Содоме будет жить праведно. У жителей Содома была возможность сравнить свои нравы с нравами семьи Лота, чего Содомляне не сделали. Участь семьи Лота – частичная гибель, кровосмешение, затем полное вырождение. Выводы из этого эпизода в жизни Авраама касаются основных положений учения о Церкви. Авраам, проникший в самую суть жизни Церкви, ведёт себя так, как Христос заповедал с обещанием в одной из 10 заповедей блаженств: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют Землю». Церковь Ветхого Завета и Нового Завета едина. Ветхозаветная Церковь в жизни своих праведников отчётливо несёт на себе черты будущей Церкви Нового Завета. Авраам проявил неестественную кротость. И как только она явилась на деле, после того, как Лот отделился, Господь сразу даёт Аврааму обетование, согласно третьей заповеди блаженств: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют Землю».

14 ст «Бог же сказал Аврааму после того как Лот отделился от него.» Слова «Лот отделился» означают, что Лот и его потомки уже не будут иметь участия в наследии Авраама. «Бог же сказал Аврааму после того как Лот отделился от него: подними очи твои и виждь от места где ты на ней еси к Северу и Югу и Востоку и морю, ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам её и семени твоему навек». Со значением сказано: подними очи твои. Ранее, Лот поднял очи свои и самовольно выбрал богатую землю, которая станет мёртвой. Авраам ничего не выбирал, Аврааму Бог говорит: подними очи твои. Сказано также: «всю землю тебе дам». Иоанн Златоуст замечает, что Господь начинает с тех же слов, с каких патриарх сделал уступку Лоту «се не вся ли земля пред тобой».

16 ст «И сотворю семя твоё как песок земли. Если кто может исчислить песок земли и семя твоё исчислится. Восстав, пройди землю в долготу её и в широту, ибо тебе дам её. И двинул шатры Авраам и пошёл и поселился у дуба Мамре, который был в Хевроне, и построил там жертвенник Господу». Двигать шатры – редкий глагол. Авраам вероятно исполнил сказанное, ходил по земле, и наконец, вселился в Хевроне. Там он долго будет жить.

У дуба Мамре «елоне мамре». Дубы Мамре. Мамре союзник Авраама – аммариянин. Хеврон у современных арабов кстати называется в память об Аврааме «эль халиль» - «друг Божий». Авраам надолго поселился в Хевроне в виду той земли, которую избрал Лот. В Хевроне Авраам построил третий жертвенник Богу.

Итак. Авраам удивительным образом прошёл испытание богатством. Кротостью Авраам решил проблему раздела имуществ. Тут же он был удостоверен от Бога, что его потомки получат эту землю.

Авраам, Моисей, Давид были кроткие люди. Кротким Господь обещал не землю, не владение землёй, не завоевание земли. «Блаженные кроткие ибо они наследуют Землю» сказано в Евангелии. Наследует сын отцу. Авраам, Моисей, Давид – сыны Божии, они наследуют Землю. Авраам не владел Землёй, только получил обетование. Моисей тоже не владел землею, даже не вошёл в Землю Обетования, но привёл к ней еврейский народ. Только цаство Давида стало прочно на Земле, но всё началось от Авраама.

Авраам должен был приступить к новому служению – пройти новое испытание. Вот кротостью он стал наследовать землю, и после этого непосредственно после этого, он должен был пройти новое испытание. Он должен воевать, потому что где земля – там война. По времени эти два события - наследования земли и война - могли далеко отстоять друг от друга, но в Священном Писании между ними нет зазора. Где земля – там война. Однако, Авраам воюет не за землю, а за унаследованное от Бога. Это война священная, это мы увидим. Это война человека кроткого. Кроткие наследуют землю. И кротостью Авраам вышел на новое поприще истории и политики. Церковный человек должен быть готов к войне, кроткий человек должен быть готов к войне. Отрицание войны в мире сем это вредная утопия. Пацифизм это составная часть антицерковной идеологии. И жизнь Авраама даёт нам урок. Когда наш долг призывает нас к воинственности, не забудем, что в духовном отношении предшествует настоящей воинственности. Нужно пройти испытание богатством, кротостью наследовать землю отцов, данную от Бога. Настоящий воин тот, кто знает кротость, не прельщается богатством и бьётся за наследованную землю, родную, освящённую, Божью. Вот, я думаю, с таким чувством нужно современной России встречать россии претензии западных стран разделить ресурсы планеты, их интернационализировать. Выставляется даже суждение, что несправедливо одной стороне, а именно нашей, Российской Федерации, владеть таким объёмом полезных ископаемых. Никаких разговоров о справедливости на эту тему быть не может. За унаследованное от Бога война священна. Это - несомненно. Другое важно: если мы Сыны Божии, мы наследуем отцу, если мы не Сыны Божии, то как и кого тогда мы будем наследовать? Вера даётся вместе с обетованием. Но если утрачена вера, то обещаное просто некому принять.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: