Священная война

Испытание, которое ожидает Авраама - участие в политике вынужденное через боевые действия и последующие переговоры. Мы видели семью Церковь, на которой исполнились заповеди блаженства. «Блаженны, кроткие, блаженны миротворцы…». Сейчас увидим первые в Св. Писании боевые действия – священную войну. А в ней увидим, что кротость Авраама абсолютно уравновешенна воинственностью. Авраам на время из главы семьи, а семья была Церковь, превращается в полководца. Но, чтобы у нас не возникла мысль, что это хорошо, одному человеку быть и в Церкви главой и в политике главным, Аврааму – полководцу будет дана встреча со священником. Обстоятельства, предшествующие войне, в которой принимал участие Авраам таковы: четыре царя с Востока во главе с Кедор Лаамером пошли войной на цветущую окрестность иорданскую, куда переселился Лот, и встретили сопротивление царей пяти городов этой земли – Содома, Гоморры и других. Событие относит ко времени еламитского владычества над Вавилоном. Елам – государство со столицей в Сузах находилось на северо-восток от долины Сеннаар. Царь Елама завоевал Вавилон и обложил данью соседние народы, в том числе и пятиградие в низовьях Иордана – Содом, Гоммору и ещё три други города.

В 14 главе Книги Бытия названо имя царя Елама – Кедор Лаамер. Это имя представляет собой гиброизированное «Кудур» - «слуга» и «Лагамар» - Еламское божество. Воссалами Кедор Лаамера были Аморафел, царь Вавилона, царь Синаарский, далее – царь Ларсы, город недалеко от Ура (это Библейский Еласар), царь Ларсы Археох и некий царь Тидал.

1 ст 14 гл «И было в царство Амрафела, царя Сеннаарского, Ариоха, царя Елласарского, Кедорлаомера, царя Еламского, и Тидал, царь народов. Сотворили брань с Берой, царем Содома и с Бирши, царем Гоморрского и с Шинавом, царем Адмы и с Шемевером, царём Севоима, и с царем Белы, которая есть Сигор.». Такой насыщенный именами собственными текст. Перед нами второй после таблицы народов собственно исторический памятник в Библии. Авраам выходит на политическую арену. Необходим становится исторический документ. И мы находим в нём достаточно полное описание обстановки, когда интересы огромного региона: Елам, Сеннаар, Ларс, Палестина, сконцентрировались вокруг пяти городов в низовьях Иордана. И возможно Еламиты и Кедорлаомер, они искали дорогу в Египет. Ханаанские царьки, которые до того платили дань Кедорлаомеру, объединяются. Третий стих – говорится об этих 5ти царях. Все они согласились в долине Сиддим. Это море солёное. Долина Сиддим – нижняя часть иорданской долины, в последствии – южная мелкая часть Мертвого моря. Долина Сиддим может обозначать «долина борозд» или «долина полей». Это обработанная, проборонованная долина в последствии стала Мертвым морем.

4 ст «Двенадцать лет они (это цари 5ти городов включая Содом) двенадцать лет они были в порабощении у Кедорлаомера, на 13й год отступились. В 14й год пришёл Кедорлаомер и цари, которые с ним». И далее описывается рейд, быстрый и победоносный рейд этих пришедших царей. Они двигались с севера от Сирии на Юг по восточной стороне генисаретского озера, по современным голландским высотам вдоль восточного берега Иордана. Поразили четыре племени, потом ещё три племени, двигались очень успешно. Из описаний, которые мы находим в Библии, мы видим, что нападавшие сделали широкий победный обходной марш. Они обошли весь Иордан кругом. Из Сирии вдоль восточного берега Иордана на Юг до страны Сиир, оттуда на Завад до пустыни Фаран, оттуда на северо-восток до побережья Мертвого моря, обход закончен. Пятиградие с Содомом и Гоморрой в низовьях Иордана оказалась в петле. Все соседи побиты.

8 ст 14 гл «И вышли царь Содома и царь Гоморры и царь Адмы и царь Сивоима и царь Белы, которая есть Сигор и ополчились против них на брань в долине Сиддим на Кедорлаомера, царя Еламского и Тидала, царя народов, и Аморафела, царя Сеннаарского и Ариоха, царя Елласарского – четыре царя против пяти.Долина же Сиддим – ямы ям смолы». Вот, ямы ям смолы. Имеется в виду – асфальта. Речь вероятно идёт о глубоких копях а не о количестве ям, потому что долина Сиддим это цветущая пробарановенное поле. «И побежал царь Содома и царь Гоморры и упали туда». Имется в виду в ямы. «Оставшиеся же в горы убежали», а победители, как сказано, «взяли всю конницу Содома и Гоморры и все съестные припасы их и ушли, взяли же и Лота, сына брата Авраама, и имущество его и отошли, ибо он, Лот, был насельник в Содоме».

Вспоминаем. Проблема раздела имуществ вызвала необходимость для Авраама и Лота разлучиться. Лот избрал в себе жить в цветущей окрестности иорданской, и на эту богатую землю нашлись охотники, Лот попал в плен, имуществ у него было много – всё забрали. Что начит неправильный выбор, даже самый выбор, когда выбирать не нужно было? Какая нам предлагается экспозиция – громоздкий трудный текст, огорчение для всякого, кто хотел бы быстро ознакомиться со Священным Писанием. Не получается быстро. А если не спешить, то спросим: зачем такая обстоятельность? Почитаем далее и характеристику Авраама. Это тоже будет документ, официальное сообщение – новый неожиданный, отстранённый, но Авраама взгляд. Так, значит цари Содома и Гоморры побиты.

13 ст «Пришёл же один из спасшихся и возвестил Аврааму еврею. Он же селился у дуба Мамре, который Аморрей, брат Эшколу, брат Анеру. Они – участники союза Авраама.». Вот встречается нам термин «эври». Авраам – «ха эври». Это переводят как еврей в синодальном переводе, в частности, что говорит о его народе. На греческий перевели «го перратес» - пришелец, что говорит о его странничестве. Есть, вообще, такая теория, что здесь термин «еври» соответствует акатскому «хапиру» - «изгой, странник, бродяга», этот термин служил для обозначения лиц, стоявших за пределами социальной организации. Это такая теория была в ходу, но уже к середине 20 века она попала под серьезную научную критику, потому что «хапиру» это были выходцы из общин самого различного происхождения, такая волница. Так что, Авраам всё-таки «ха еври» в значении Авраам еврей. Авраам еврей, понятно.

Где его земля? У него нет своей. Он селится близ Хеврона, у дубравы Мамре.

А у кого он селится? У самого Мамре, у того, что из амореев, но тот, у кого братья Эшкол и Анер.

А в каких отношениях они состоят друг с другом, Авраам, Мамре с братьями? Они, в евр. тексте названы «ба алле берит Авраам» - «господа завета Авраама». Здесь впервые термин «берит» - «завет» потребляется в значении союза между людьми. Мамре, Эшкол и Анер были равнаправными членами союза с Авраамом, за каждым из четырёх стоял свой род, и сами они были господа, состоявшие в этом союзе, в этом Завете.

То, что мы сейчас прочли о военно-политической обстановке в Палестине, весьма своеобразно изложено. Для того, чтобы понять на сколько язык Священного Писания пластичен, сопоставим данные о походе Кедорлаомера с историей Вавилонского столпотворения. О том первом Вавилоне, которого значение для всемирной истории огномно, символ которого сохранится до последних глав Священного Писания, о Вавилоне что нам было рассказано в плане исторического изложения? Да почти ничего. Пришли с Востока, в Синаар, башню строили, смешалсь, потому он «бавель», по-нашему – Вавилон. Всё. Вавилон это событие всемирной истории, а поход Кедорлаомера как бы не концентрировались интересы Элема, Шумара, Ларсы и Хетов возле Содома, соседями – то была стычка, событие регионального значения. О Вавилоне в Книге Бытия имеем 9 стих писания, 2 географических названия и никаких исторических реалий. А писание того как Авраама втянули в местный Палестинский конфликт, Писание уделяет 13 стихов, называет 40 различных собственных имён, а самого Авраама, знакомьтесь, рекомендуют нам как чужого. Таково значение Вавилона для Всемирной истории, что будь он описан в исторической своей плоти, его бы не опознали через тысячи лет. Нельзя было описывать Вавилон подробно без ущерба для его сквозного для мировой истории символического значения, как явления духовной жизни.

В житии Авраама всё строго наоборот. Мы видели Авраама, созидателя Церкви, в нём ожило сознание Церкви, и он участвует в Её созидании, это был первый этап его жизни – то был один человек. Теперь, перед нами другой человек, потому что Авраам вступает на новое поприще. Это действительно поприще, и действительно новое. Писание рекомендует нам во всех подробностях познакомиться с той исторической обстановкой, а Авраама представляет как одного из участников ближневосточного конфликта.

14ст «Услышав же Авраам, что пленён Лот, брат его…». А вот это интересно. В историческом описании конфликта было дано точное определение родства между Лотом и Авраамом. Лот – сын брата его (это 12 ст), а здесь сказано «брат». В церкви они браться. Авраам встанет за брата. «Услышав же Авраам, что пленён Лот, брат его, сосчитал воспитаннивос своих, рождённых в доме его 318..». Вот сложное это место для перевода с еврейского, потому что.. «сосчитал» тот глагол, он имеет значение «опусташать», «опорожнять», «извлекать», подразумевается меч. То есть, Авраам как бы извлёк из общей массы свих домочадцев, как и меч, извлёк его боеспособную малую часть. Получился отряд небольшой, отбрный. В этом смысле, Авраам его высчитал, вычислил. Вот, «воспитанников своих рождённых в доме его» это вскормленники. Здесь говорится о рождённых в доме. Это рабы не купленные – они свои, личные, особенные, близкие. Авраам идёт на войну с отборным маленьким отрядом, как впоследствии гидион. Он взял всего 300 человек. Гидион.. взял так мало, чтобы не сказать «рука моя спасла меня» (кн. Судей 7 гл 2ст).

Итак, маленький отряд высчитал, извлёк себе Авраам. 318 человек. И погнался вслед их, неприятелей, до Дана. Дан – будет обозначать крайний северный пункт Израиля. Авраам вышел из Хеврона, дошёл до Дана – это около двухсот километров. Авраам поднялся на первую в церковной истории священную войну.

Во-первых, он освобождает брата своего по вере. А для того, чтобы освободить его, Аврааму пришлось ещё раз пройти всю землю, которую Господь обещал его потомкам. Пройти в долготу её. Но теперь не с севера до юга, а от юга до севера.

Число бойцов Авраам ограничил верными. Извлёк, высчитал ближайших своих, которых знал от рождения – 318 человек. Такой малый отряд мог только на Бога надеяться, чтобы именно в своей малости одолеть неприятеля, который сделал внушительный круг победы по Палестине, вышел из Сирии и вернулся туда, обогнул весь Иордан, нигде его не переходя. В истории Иакова и Исава, мы увидим, что Исав, (Иаков и Исав – братья близнецы), был зачинатель царской власти в потомках Авраама. Исав был воинственен и стремителен в походах, а Иаков – он был приемник благодати. Через него пошла линия преемства в церковной жизни. Иаков наоборот был крайне медлителен и осторожен. Об этом можно прочесть в 33 гл Книги Бытия. Как водитель Церкви, Авраам всегда осторожен и кроток. И вот, он в буквальном смысле, он вступает на новое поприще, выходит на дистанцию и делает бросок на Север, преследуя противника, который лично ему ни чем не угрожал. В лице Авраама и его отряда в 318 человек Церковь вышла на войну. Их этого сделаем первый вывод:

1. Умозрение, которое отрицает всякую войну, ставит себя вне Церкви. Важный вывод. Церковь подражает Аврааму и в духовной брани. Как только возникает насущная потребность ответить на духовный запрос, дать отпор смуте, отсечь ерсь, еретиков, Церковь собирается на собор, который мыслит себя воинственно, точно как отряд Авраама. В дни, когда совершается память отцов первого Вселенского собора, это 325 год, Микея, на этом соборе присутствовало 318 епископов. В Церкви читается отрывок в этот день, когда совершается память этого собора, из Книги Бытия о воинском подвиге Авраама. Как Авраам с отрядом бойцов в 318 человек спас брата Лота и его семью, так Церковь собирается и возвращает своих братьев из плена заблуждений и ереси.

15 ст. Говорится об отряде Авраама, что Авраам следал: «Распределился против них ночью сам и отроки его.». Распределился, разделился. То есть Авраам ночью напал несколькими отрядами, производя панику. То же сделает Гидион в своей священной войне (кн Судий 7 гл).

«И р аспределился против них ночью сам и отроки его и поразил их и погнал их до Ховы, которая слева от Дамаска». Слева от Дамаска что означает: левая сторона, если мы смотрим на Восток, левая сторона это Север. Хова располагалась к Северу от Дамаска, а Дамаск километрах в 70ти к Северу-Востоку от Даана. Авраам таким образом прошёл всё поприще, если считать – 270 с лишним километров. «поразил их и погнал их до Ховы, которая слева от Дамаска и возвратил всю конницу Содома и Лота, брата своего возвратил и имение его и женщин и народ». Авраам прошёл поприще. И кем он стал теперь. Кто он теперь? Раньше он был патриархом и водителем Церкви. Теперь он лидер Палестины. Раньше его власть ограничивалась семьёй. Не подумать ли о церстве? Момент удобный. И Авраам вёл себя вполне прилично для царя. Отряд поднял, победу одержал, в бою сам сражался, то есть был готов убивать, и наверняка убивал, можно ведь и не отказываться от прежней роли. Можно быть в одном священником и царём. Вот такая мысль проходит на фоне изложения бибилейского сюжета. Авраам на время из главы семьи, а семья была Церковь, превращается в полководца, но, чтобы у нас не возникла мысль, что это хорошо одному человеку быть и в Церкви главой и в политике главным, Аврааму – полководцу будет дана встреча со священником Мелхиседеком.

В первый раз в Книге Бытия встаёт этот вопрос об отношении священства и царства. Вопрос о властях важный, и он ещё будет обсуждаться в Книге Бытия. Обратим внимание, как в первый раз этот вопрос рельефно поставлен: Авраам возвращается с битвы и его ожидает встреча и переговоры. Это уже тема будет нашей следующей беседы, но я хочу предворить. Авраам возвращается с битвы, и его ожидате встреча и переговоры с царём Содома и со священником Бога Всевышнего.

Отметим сейчас, что Аврааму не быть и верховным священником ни царём. В одном лице всетская и духовная власть не могут быть представлены. Это важная мысль. Это мысль лежит на поверхности. Труднее понять, что и в Церкви человек, праведник, святой, первый из равных, авторитет – человек не главный. Глава в Церкви Бог. И первый священник в Церкви – Бог. Бог в Раю принёс первую жертву, от неё люди облеклись в хитоны кожаные (3 гл Кн. Быт. 21 ст). Бог на Голгофе принёс последнюю кровавую жертву – она искупила человечество и вернула ему Рай. Христианство – религия таинств. Их совершитель и первосвященник – Господь Бог. Если в церковной организации возникает претензия лица на первосвященство и светскую власть, она находится в противоречии с Библейским мировоззрением. Авраама ожидает встреча со священством - Мелхиседеком.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: