Суд над Содомом

Суд над Содомом начинается со следствия. При двух свидетелях или при трёх свидетелях да умрёт, подлежащий смерти – говорится во второзаконии.

19 гл 1 ст «Пришли же два ангела в Содом вечером». Мужи, посетившие Авраама впервые названы ангелы «хам элохим», «посланцы».

«Пришли же два ангела в Содом вечером. Лот же сидел пред вратами Содома. Увидевши их Лот встал навстречу им и поклонился лицом до земли и сказал: се Господие, уклонитесь в дом раба вашего и почийте и омойте ноги Ваши. И поднявшись утром отойдёте в путь свой.». В точности как Авраам ведёт себя Лот. Вспоминаем. Странноприимство в те древние времена могло быть главным способом делания добрых дел. Этим и заняты были праведники – Авраам с Лотом. И гостя ещё упрашивают, чтобы он позволил оказать ему милость.

Златоуст так рассуждает: общение с праотцем Авраамом возвело Лота на крайнюю высоту добродетели. Авраам сподобился принять ангелов и даже Господа ангелов. А в доме Лота ангелы были приняты и ели.

А Лот ведь жил среди самого развратного народа! Но в доброделании он не уступал Аврааму. «Как же..», восклицает Златоуст. «Как же теперь иные говорят, что живущему среди города невозможно соблюсти добродетель?» Если перевести на современный язык: лучше не жить в Содоме, но если живёшь, то этим не оправдывайся.

Лот по отношению к странникам ведёт себя как Авраам. А странники у Лота ведут себя иначе чем у Авраама. Они же сказали: «нет, но на площади почием». И Лот испугался.

3 ст «И он принуждал их и они уклонились к нему и вошли в дом его и он сотворил им питие и опресноки испёк и они ели». Принуждал. Евр. глагол может обозначать и настойчивое упрашивание в рамках почтительного поведения и насильственное действие, прямое насильственное действие. Так вот, Содомляне «насильствоваша Лота зело» - «принуждали его сильно». Лот едва не применил силу и добился своего. Так вот, что интересно: именно этого хотели от него ангелы. Человек должен быть достаточно настойчив. Лот насильственно удерживая ангелов, первым указал на те времена от дней Иоанна Крестителя, о которых Христос сказал: Царствие Небесное силою берётся. «бе адзетай». И употребляющие усилие «беостай» восхищают, вообще, буквально- похищают его.

Там, где имеется в виду духовное приобретение, говорит Златоуст, там и настойчивость уместна, и усилие. Похвалоно. Мне представляется, говорит Златоуст, что Лот увлекал странников даже силою.

4 ст. События начинают развиваться стремительно:

«Прежде чем уснуть им, мужи города, Содомляне, окружили дом – от юноши до старца, весь народ вместе». «Какое великое согласие во зле» - говорит Златоуст. То есть, народ согрешает.

«И вызвали Лота и сказали ему: где мужи, которые вошли к тебе ночью? Выведи их к нам, да познаем их.». Вот это и есть Содомский грех, Содомия.

«Вышел же Лот к ним в преддверье, дверь же затворил за собою. Сказал же им: никак, братья мои! Не делайте лукавого.»

Как у Авраама мы видим то же сочетание решительности и кротости. Вот, Авраам был такой, кроткий и воинственный, стремительный и терпеливый. И Лот отрезал себе путь к отступлению, затворил за собой дверь, остался один лицом к толпе, и.. какая кротость: братья мои! Обращаться с такими людьми, с такой кротостью, бес сомнения желая уврачевать больного, или образумить беснующегося – никто не делаетс этого с гневом и жестокостью – вот мысль Златоуста. Лот говорит с грешными, как с больными. Это так и есть. Содомляне не были ни богоборцами ни творцами, Содомиты не Каинитяне, Содом не Вавилон, жители Содома утратили человеческий облик, человека в себе потеряли. Не делайте лукавого, говорит Лот. Есть дела злые, а есть такие, что прямо от лукавого. В речи Лота сошлись крайнее смирение и самое острое обличение. «Братья! Не лукавуйте»

8 ст. «есть же у меня две дочери, которые не познали мужа», говорит Лот. Заметим, что он или говорит хитрость, ибо у него были зятья, (мы сейчас увидим), или его дочери были только обручены и у них были женихи, потому что слово «хатан» еврейское означает и зять и жених. «Есть же у меня две дочери, которые не познали мужа. Выведу их к вам и воспользуйтесь ими как угодно вам. Только с мужами сими не сотворите ничего неправедного ради того, что они вошли под сень крова моего». Таков порядок гостеприимства вообще-то говоря. Он обязывал защищать гостя, что Лот и делает, и предлагает насильникам самый дорогой выкуп обеих дочерей. Этот поступок Лота имеет и другой смысл. По мнению Златоуста это поведение врачевателя. «Лот как бы говорит: если вы хотите удовлетворить ваши страсти, то я доставлю вам к этому средство такое, что преступление ваше будет несколько легче. А мы (продолжает Златоуст, обращаясь к слушателям) мы часто видя братий наших падующих, так сказать, в челюсти дьявола, не хотим принять участие в них даже словом и не редко произносим: что общего у меня с ними. Не пренебрегай падшего, Господь для него кровь пролил». Это слова Златоуста.

Что мы видим в поведении Лота? Вот во всём, что мы сейчас здесь читали, Лот ведёт себя точно как Авраам. Он ревностно милостив по отношению к странникам и он милостив также, решительно милостив по отношению к грешникам. Лот оказывает Содомлянам милость. А милость, помните мы говорили, это самое серьёзное испытание. Нет более сурового испытания, чем то, когда тебе оказывают настоящую милость, когда тебя испытывают любовью, когда тебя испытывают доверием. Милость предшествует суду. Кстати, поэтому такое страшное преступление предательство, когда человек предаёт того, кто к нему добр, кто милостив к нему, кто его любит, кто ему верен.

Милость предшествует суду. Мы ещё не видили, как Авраам жертвует самым дорогим. Аврааму это ещё, кстати предстоит. Авраам тоже должен будет пожертвовать самым дорогим – сыном Исааком. Это будет. Но сейчас мы видим, как Лот жертвует своими дочерьми. Вот он такое предложени высказал Содомлянам. Они же сказали:

«От иди отсюда! Ты один пришёл поселиться здесь или и суд судить?». Всё. Жители Содома не подлежать врачеванию. Почему? Потому что они действуют совершенно сознательно и дают себе право на противоестественное насильственное развратное групповое действие, право себе дают, сами произносят слово «суд».

«Ты один пришёл поселиться здесь или и суд судить».

Содомский грех это не просто извращение насильственное, разврат, противоестественное, групповое действие. Извращение, каково бы оно ни было, ещё не Содом. Содом это узаконенное извращение, например когда общество легализует гомосексуальные браки или берёт налоги с проституции. Содом это открытый грех, который себя ещё и пропогандирует. Об этом писал пророк Исайя, когда обличал современников. Как полезно вспомнить эти слова: Грех свой они, содомляне, возвещают не скрывают (Ис 3 гл 9 ст) актуальные слова. Казалось бы, один и тот же грех. Но если его скрывают, это не Содом. А если возвещают, то это уже Содом. Содом это такое состояние общественности, в котором стираются границы между тем, что законно и тем, что противно человеческому естеству. Когда грех возводится в закон, это Содом, превращение самой человеческой природы. В этом смысле слова содомский грех – Каинский. Содомский грех каинский это то, что не от Адама. Лот противится содомлянам, потому что они уже как бы и не от Адама. Они уже отреклись от своей человеческой природы. Лот противится Содомлянам и поэтому в Писании он назван «человек». Это очень высокая похвала. Он назвал «человек Лот».

Содомляне говорят: Ты один пришёл поселиться здесь или и суд судить? Ныне же озлобим тебя более, чем тех. Озлобим, то есть, причиним зло. «Озлобим тебя более чем тех. И они понуждали человека Лота весьма и приблизились разбить дверь». Ной назван «человек». Человек Ной жил среди тех, кто восстал на образ Божий в человеке. Человек Лот жил в обществе, где человека потеряли. Ною было мучение и Лоту было мучение с такими жить. Ап. Пётр это чувствовал. Он пишет, что не только в этот день, но и во всё время день ото дня Лот мучился, живя в Содоме. «Лот был», уитирую второе послание Петра 2 гл «Лот был изнуряем от обращения между людбми в распутстве беззаконными ибо живя среди них праведник день ото дня зрением и слухом дел беззаконных истязал свою праведную душу.».

Конечно, вопрос возникает, а зачем праведник мучил свою душу? А Златоуст отвечает: Лот исполнял служение. Так устроил Господь, чтобы в Содоме поселился праведник, как наилучший врач. Врач же не оставляет больного даже если болезнь не поддаётся его искусству.

И другое служение исполнял Лот. Это важная мысль: его пребывание в Содоме есть теодицея. Теодицея это оправдание Бога. В Книге Бытия названы два случая массового истребления: Потоп и Содом. Как в Потопе – так и в Содоме Бог не виновен. Это суть теодицеи. Бог не виновен ни в Потопе ни в Содоме. И Лот был оставлен как свидетель для суда, что Содом и окрестность истребил поголовно милостивый Господь.

Так Господь, в лице двух ангелов, двух свидетелей, Лот – третий свидетель Так Господь в лице этих трёх свидетелей сошёл и узнал, что мера злодеяния содомлян совершилась. Всё. Следствие закончено. Настаёт суд.

Но когда они уже грозились разбить дверь.. 10 ст «Но мужи, пришедшие к Лоту, простерши руки вовлекли Лота к себе в дом и дверь дома заключили, а мужей, что пред дверью дома поразили слепотой от мала до велика и они ослабели, чтобы искать дверь».

Еврейское слово, обозначающее слепоту жителей Содома, очень редкое. Оно встречается в Писании ещё только один раз. Это в 4 кн. Церств рассказыватся, как целое войско Сирийцев, которое вышло охотиться на пророка Елисея, было порожено таким же недугом. И из контекста следует, что это не было отъятием физического зрения. То есть, Сирийцы различали предметы, но не видели, куда зашли. То есть, это как бы «одно вижу, другого не вижу, и не могу понять где я есть». А ведь это важная мысль, смотрите: слепые думали, что видят. В этом опасность греха. Слепой думает, что видит. Рабы думают, что свободны. Но различие Сирийского войска от жителей Содома в том, что Сирийцы не ведали, что творили и были помилованы, а Содомиты считали себя в праве делать что делали и помиловать их было невозможно.

12 ст «Сказали же мужи Лоту: есть ли у тебя кто здесь, зятья или сыновья или дочери. Или есть кто у тебя иной в ограде – выведи их из места сего. Ибо истребляе Мы место сие ибо воззвысился вопль от них пред Господом». Вопль от них.. строго говоря, написано так: «вопль их». Возвысился вопль их пред Господом. То есть, вопль греха шёл от содомлян до Господа. И не верна интерпретация, она во многих переводах встречается, и в синодальном, «вопль на них возвысился пред Господом», что можно понять как будто это был вопль от жертв. Ничего подобного. Содомиты не обязательно насильники. Не обязательно они такие жестокие убийцы. Они могут жить комфортно и покойно. Но вот, вопль их возвысился, Господь в лице двух ангелов, как Сам третий сошёл и узнал: содомиты совершают по воплю их (это ещё в 21 ст 18 гл сказано). Совершают действительно содомиты по воплю их, который шел к Нему.

13 ст Говорят ангелы Лоту: «..Ибо истребляем мы место сие ибо воззвысился вопль их пред Господом. И послал нас Господь истребить этот вопль». Чисто Библейская тематика – истребить вопль, который идёт от жителей Содома. Истребить то место, на котором они живут.

Согласно Библейскому сировоззрению, есть в человечестве грехи, которые вопиют к Небу. Это особенный вопль чрезмерного греха, который Богу нельзя не услышать, потому что он идёт от мироздания. То есть, грех человеческий так велик, что он колеблет мироздание. Убийство Авеля вызвало такой вопль от земли, как Господь сказал Каину: голос кровей брата твоего, вопиющих ко Мне от земли. «Голос кровей, вопиющих ко Мне от земли».

От жителей Содома шёо такой вопль, как сказал Господь: «Увижу, так ли по воплю их, идущему ко Мне, совершают». Я не знаю, ясно я говорю или нет. Содомляне не кричали, не вопили, и может быть никого так не насиловали и не убивали. А вопль их шёл к Небу и дошёл. Дело было расследовано и Содом погиб. Такой вопль, что от крови Авеля или от жителей Содома или от исполинов пред Потопов, возмущает мироздание. Кто помнит, что означает имя Ной? «Ноах», помните, пророческое это было имя Ной Ноах. Оно означало «покой». Ной, тот, кто упокоет Сынов Божьих от Земли. Земля стенала и человеку, который слышал вопль Земли было очень трудно жить. Допотопное было предано истреблению и забвению и Земля при Ное перестала кричать. Ангелы были посланы в Содом, чтобы истребить вопль, который шёл от жителей Содома и от земли окрестной, и всё мироздание возмущал.

Вопль из Содома прекратится. И чтобы земля не кричала больше, она ведь помнит, Земля, что на ней было. На землю падут огонь, сера и соль.

Каинитяне бывают трёх родов. Возвращаюсь к этой мысли. Каин, Вавилон, Содом. И у каждого из трёх своя судьба. Каин был оставлен жить и проклят от Земли. Строители Вавилона были рассеяны по Земле. Жители Содома и земля окрестная будут истреблена огнём и серой.

Лот должен вывести ближних из Содома. Так ему сказали ангелы

14 ст «Вышел же Лот и сказал зятьям своим (или женихам своих дочерей) и сказал зятьям своим, которые взяли дочерей его, и сказал: встаньте и выйдите из места сего ибо истребляет Господь город. Показалось же, что он шутит перед зятьями своими. Когда же утро настало,..» ясно было для Лота, что никто уже не выйдет из Содома «Когда же утро настало, торопили ангелы Лота, говоря: восстав, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которых имеешь, и выйди, чтобы не погибнуть тебе во грехе града».

Грех Содома назван «авон». Помните, это и грех и наказание на грех. Слово «авон» напоминает о Каине, когда Каин говорил: «грех мой больше, чтобы оставить мне», в другом переводе «наказание моё больше чтобы снести мне». Слова «чтобы не погибнуть тебе во грехе града» могут означать «чтобы не погибнуть тебе в наказание града». Ангелы торопят Лота. Лоту с семьёй нужно спасаться.

16 ст «И они смутились». Это странно. Как решительно Лот действовал и с ангелами, силой, и с Содомлянами смело. И вдруг, в такой момент Лот смутился! Речь идёт о жизни и смерти. Что ему в этом Содоме? Почему он смутился? Ответ может быть такой: у Лота не было откровения от Бога. Лот впервые непосредственно ощутил силу Божью. Она к нему была лично милостивой, но по отношению ко всему окружающему миру это был гнев Божий. И в душе Лота ужас перед величием гнева Божьего. Подавил на время и благодарность за спасение и личное мужество и страх за свою жизнь. Смутился человек. Это смущение Лота есть интереснейший момент, не только в его жизни. В истории человечества к концу времён, сказано, будет, а мы знаем, что он уже есть, будет великий город, последний Вавилон, он же блудница. И Господь скажет.. не многие Его услышат из тех, кто жили в этом городе-блуднице, Господь скажет: выйди от неё народ Мой. (откр 18 гл). «Выйди от неё народ Мой». Как Лот жил в Содоме, так и в Вавилоне будут люди Божьи. Их Господь позовёт выйти. И те, кто услышит этот голос, могут от ужаса, город великий, смутиться. Что будет дальше с жителями Вавилона, когда они услышат этот Глас Божий? Может быть то же самое, что и с семьёй Лота.

16 ст «И они смутились. И схватили ангелы за руку его и за руку жену его и за руки двух дочерей его». Представим картину: два ангела, два мужа, взявши за руки четырёх людей, выводят их из Содома. Два ангела, четыре человека. Руки ангелов заняты спасением человеков. Содому было дано ровно столько спасительных сил, чтобы всех спасти. Спасаемых как маленьких за руки держат, причём это ангельское прикосновение по смыслу текста, была крепкая и удерживающая хватка.

Как это называется у Бога? Это называется «пощада» или «жалость». Редкий термин, сейчас мы его прочитаем.

«И они смутились, и схватили ангелы за руку его и за руку жену его и за руки двух дочерей его, потому, что Господь пощадил его». Пощадил. У Бога есть милость пощады и жалости (по еврейски -«хемла»). Лота вывели из Содома по жалости «хемла» Яхва к нему. И этот термин «хемла», пощада, встречается в еврейском тексте Библии только ещё один раз – у пророка Исайи, когда он говорит о Мессии, о Христе. «По любви своей и по жалости своей Он искупил нас». И по смыслу корня древнееврейского слова «хемла» это «жалость», «пощада». Так дочь Фараона пожалела младенца Моисея, когда нашла его в корзине у реки. Вот так же, как пожалела и спасла Моисея, также ангелы как маленьких в Содоме живущих, спасают. Таких как Лот, настойчивых в добрых делах, ревностно милостивых, кротких и смелых. Таких ангелы берут за руки и спасают чуть ли не против воли. Это у Бога особенная милость пощады и жалости. Может быть из Вавилона последних дней тоже так Господь будет спасать Своих людей.

Спасли Лота. Это, братья и сестры, произошло с Лотом, когда он ещё не явил всей своей доброты. Лот был необыкновенный человек, особенный праведник. Это будет тема следующей беседы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: