Праведность Лота

Два ангела схватили за руки четырёх спасаемых из Содома – Лота, его жену и двух дочерей, чтобы их из Содома вывести. По отношению к семье лота Господь явил особую милость, которая называется жалость или пощада «хемла». Такое действие Божьей милости как-то соответствует особенной правдности Лота, особенной праведности. И в этом нам предстоит убедиться. И чтобы понять – следующий эпизоа священной истории. Вспомним, что истребление Содома в чём-то подобно Великому Потому, а именно в том, что Ной был из тех, кто болел за землю, слышал крик и плач, который шёл от Земли. Ной болел за Землю и Лот тоже болел за землю, хтой замечательной округлой долины с пятью городами, где он жил. И Лот ходатайствует пред Богом, чтобы от неё уцелела хоть какая-то часть. Этот эпизод, мы сегодня разбираем.

17 ст «И было, когда вывели (ангелы) их вон и сказали: спасая спасай свою душу, не озирайся вспять и не оставайся во всей окрестности этой. На гору спасайся, чтобы не быть тебе взятому вместе с другими». Лоту сказали спасая спасай. Оборот внутреннего содержания может означать, что теперь, когда за руку вывели, ты вполне можешь всё сам. Тебы вывели, поставили на путь, сказали чего не делать и куда бежать. Беги, можешь. Не оставайся во всей окрестности этой. Окрестность имеется в виду «кикар» (по-еврейски это круглик или каравай, каравай иорданский, овальная долина Иорданская с пятью городами – Содом, Гомора, Адма, Севаим, Бела). Всё, спасая спасай свою душу – можешь. Лот может бежать. Нет.

«Лот же сказал им: молю, Господи».. так по гречески, а на еврейском резче: нет же, господа мои. Говорят, беги, спасай.. нет же, господа мои. Какая дерзновенность. Дерзновенно говорит Лот, опять-таки как Авраам.

«Нет же, господа мои, по скольку обрёл раб твой благодать пред Тобою, и ты воозвеличил милость Твою..» в истории Лота употреблены все три термина, обозначающие милость «хемла» - жалость «хен» - благодать и «хесет» - милость.

«По скольку обрёл раб Твой благодать пред Тобою, и Ты возвеличил милость Твою, таковое творишь на мне, чтобы жить душе моей. Я же не могу спастись на гору. Да не прилепется мне злое и умру. Вот город сей близок, чтобы бежать мне туда. Он мал. Там спасусь. Не мал ли он и жива будет душа моя» Мал по-еврейски мелочь (мицар) отсюда его название «Цоар». В чём смысл поведения Лота? Ему ангелы сказали, что он должен бежать за пределы круглой долины с 5ю городами, и что он добежит до горы, сможет… А он говорит «не смогу спастись». Ведь это хитрость. Это предлог. Разве Лот не понимает с Кем говорит? В чём смысл такого поведения? Сам чуть спасся, да ещё не спасся, а уже о других печётся. Бог ему лично оказал пощаду, а Лот просит милости «хен» «хесет» не для себя. Большой Содом Господь ради Лота не пощадит, это понятно. Но может быть самый маленький из 5ти городов равнины «не мали ли он есть». Может быть его Господь помилует? Только что Лот был смутившийся человек. И вот, его поставили и он выправился весь.

И понятно становится, как Лот жил среди большого Содома, если он просит помиловать маленький Содом. Милостивая душа, жалеет он их. Вот как Лот выжил в Содоме. Содомиты были люди гордые, пресыщенные, праздные, немилостивые. Лот был ревностно милостив, как Авраам. И он ходатайствует о спасении кого только возможно из Содомской области. Точно так же ходатайствует, смело, дерзноменно, как Авраам. Что скажет Господь

21 ст «и сказал ему Господь: вот Я удивлён лицу твоему».

И конечно вопрос. Как может Бог удивляться на человека? Я удивлён. Так по-гречески. В еврейском тексте идеома «почтить лицо», буквально «поднять лицо». Вот эта идеома «поднять лицо» может означать высшую степень одобрения. И в этом качестве эта идеома встречает всего трижды. Давид почтил лицо мудной женщины Авигеи, которая уберегла его от пролития невинной крови и мщения. Давид признал, что это Бог послал к нему Авигею и впоследствии Давид женился на этой женщине. Так человек почтил лицо человека. Это одно. Когда же говорится, что Бог поднял лицо человека это только о двух праведниках было сказано: эти праведники Лот и Иов. И нам предстоит понять, в чём логика такого сближения: Лот, Иов. Итак, с греческого «Господь говорит: вот Я удивлён лицу твоему». А по еврейски: «Я поднимаю лицо твоё».

«Сказал ему Господь: вот Я удивлён (поднимаю) лицу твоему и слову этому, чтобы не ниспровергать города, о котором ты сказал». Бог удивлён Лоту, что он вытребовал у Него один из пяти городов. Вытребовал, спас от уничтожения. Лот преуспел и удостоился от Бога высшей похвалы. Как Бог может удивляться человеку? А как Бог допускает, что человек в разговоре с Ним торгуется, как Авраам? А как может Бог бороться с человеком, как Он боролся с Иаковым? А как могло быть, что Бог преступал, чтобы убить Моисея, а потом отступил перед женщиной? Как может быть, что Бог терпит гневные, на грани богоборчества речи Иова? Бог торгуется с человеком, борется с человеком, отступает перед человеком, терпит от человека, удивляется на человека. Во всех перечисленных случаях человек есть соучастник спасения. Когда человек Богу сотрудник, он - личность. Если человек таков как Авраам, то Бог допускает, что с Ним торгуются. Если человек таков как Иаков, то Бог с ним борется. Если жена такова, как Сепфора, Бог меняет решение. Если человек таков как Иов, Бог называет его истинным человеком. Если человек таков как Лот, то Бог удивляется. Это всё о Христе. О том, что такое человек во Христе. Когда Бог примет на Себя человеческую природу, все эти необыкновенные события, разные судьбы, покажут единый смысл: Авраам, Лот, Иаков, Сефора, Иов… О каждом можно сказать: это человек. «Милости хочу» сказал Бог человеку в Ветхом Завете. А Богочеловек повторил эти слова. «Если бы вы знали, что значит милости хочу».

Христос сказал: испытывайте Писание. Они свидетельствуют о Мне. Вот рассказ о Лоте, как Господь удивился «этаумаса», удивился о его милостивой душе. Господь удивился как Лот милостив и тут же выполнил просимое. Этот рассказ Писания именно такой, свидетельствующий о Христе. И мы исследует этот рассказ о Лоте, как велел Господь, исследовать Писания, что они свидетельствовали о Мессии.

Пока Лот не спасётся в спасённом им городе, Господь не может сотворить суд. Господь говорит: так поспеши спастись там, ибо Я не смогу сотворить дела, пока ты не вошёл туда. Потому Он назвал имя городу тому Сигор – спасённый город получил как бы вторую жизнь, соответственно город получил второе имя. Сигор (евр. Цоар) – маленький. Прежнее название «Белы».

Как понимать, что Бог не может сотворить дело? Содом есть образ последнего события мировой истории, который будет суд. Важная мысль: пока не закончено дело спасения, Страшного Суда не будет. Пока не закончено дело спасения, не будет Страшного Суда. Потому что человек не знает как милостив Бог. Не может поэтому человек знать, когда настанет суд. Когда же человек говорит, что знает, когда настанет суд, это значит, что человек присвоил себе знание того, как милостив Бог. Если человек имеет милующее сердце, он никогда не станет предсказывать время суда.

23 ст «Солнце взошло над землёю и Лот вошёл в Сигор. И Господь одождил на Содом и Гоморру серу и огонь от Господа с Неба». Господь одождил от Господа с Неба. От чего это удвоение: «Господь и Господь с Неба»? Раздельно указано на Бога Отца и Бога Сына. От Отца, Господа с Неба, Сын Господь одождил на Содом и Гоморру серу и огонь. Сказано в Евангелие: отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну. То есть, весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына как чтут и Отца. У кого спасение, у того и суд. У Сына. Сыновство есть первое условие спасения, с этого мы начали. И когда все возможности спасения исчерпаны, Сын судит. Когда мы читаем, что Господь одождил с Неба, и это были сера и огонь, то вспоминаем о Потоме, Потоп был всемирной катастрофой, и как хорошо, что Потоп был водный. Жизнь обновилась, и мы об этом говорили подробно. Потоп водный был милость. А чем было уничтожени Содома и Гоморры? Содом это локальное событие, но вопль, который шёл от Содома и окрестной земли, возмущал мироздание и мог стать всеобщим бедствием. Вопль из Содома прекратился. Чтобы земля не кричала, на землю падут огонь, сера и соль. Этот дождь с неба для всей обитаемой земли, дождь с неба серный и огненный на Содом, вот этот дождь с неба на Содом был для всей обитаемой земли милостью. И ниспроверг Господь города эти и всю окрестную страну и всех обитателей в городах и всё растущее из земли. Из земли «адама», из почвы. Ниспроверг, от греческого глагола «катастрефо» и еврейский глагол «хафах», буквальное знаение имеет «переворачивать». Имеется в виду такое переворачивание превращения катастрофа, когда вещь теряет свою природу и гибнет. Так понимает события и апостол Пётр. Города Содом и Гоморру Бог испепелил, осудив их на катастрофу «катастрофе». То есть, ниспровержение, превращение. Катастрофическому уничтожению подверглись не только города вместе с населением, но и земля округлой долины, сочная почва «адама» этого каравая заиорданского, где жил Лот. Три рода каинитян: Каин, Вавилон, Содом различаются существенно в отношении к земле. Каин был проклят от земли «адама» и она не даёт ему своей силы. Строители Вавилона были рассеяны по лицу всей земли «эретс». Земля Содома, процветшая как Рай, потеряла свою силу произращать. В третий день творения сказано: «да произрастит земля растения». Земля Содома «адама» не произрастит. Она стоит памятником до сего дня.

Содом – одна из трёх разновидностей каинского духа. Их три: Каин, Вавилон, Содом. У каждого из этих трёх родов своя судьба. Общее у них то, что Каин, Вавилон и Содом это головные движения всемирного греха, явление духовного порядка, и каждый из них имеет способность возрождаться. Вавилонская стройка была надолго прервана, однако она возобновится в последнем Вавилоне. Уже возобновилась. Потомство Каина, его семя и кровь, погибли в Потопе, однако путём Каина идут те, кто враждует на Христа. Путём Каина они идут, говорит ап. Иуда в послании.

Жители Содома были истреблены, и их земля стала памятником бесплодия. Однако, Содом это духовное явление, и в этом качестве не погиб. Уже пророки, обличая народ, и особенно его вождей, вспоминали о Содоме. Это Исайя, Иеремия, Иизекииль. Вспоминали они о Содоме. И к концу времён великий город, где и Господь наш распят, говорится в Откровении Иоанна Богослова, «великий город, где и Господь наш распят» называется духовно Содом и Египет. Египет – обозначение духовного рабства, идолопоклонства и магии. Содом – знак утраты человеческого облика в сытой, беспечной и развратной жизни.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: