Только слухом я слышал о тебе

НЫНЕ ЖЕ ГЛАЗА МОИ ВИДЯТ ТЕБЯ,- Сего ради отступаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле! Иов 42,5-6 Можно думать, что это не только слова героя драмы, но и выражениесокровеннейшего опыта ее автора. Он вовсе не хотел дать очередную гипотезу оБоге. Его новое знание родилось из мистической ВСТРЕЧИ. Как представитель ветхозаветного мира, он был в особом положении.Пантеисту греку или индийцу - Божество казалось ближе, ибо мыслилосьпребывающим всюду. Но Иов не мог удовлетвориться лишь отблеском небеснойСлавы. Он хотел узреть Сущего лицом к лицу. Поэтому так остро ощущал он своюбогооставленность. Быть может, он намеренно говорил с Богом столь дерзко,чтобы нарушить молчание Неба. Он вопил, упрекал, стучался в врата - и онираспахнулись. Но то, что Иов постиг и увидел, он уже был не в состояниирассказать. В присутствии Господнем все вопросы отпали сами собой. Выразить этутайну оказалось не под силу даже такому великому поэту, как автор КнигиИова. Творение его прекрасно именно этой недосказанностью и целомудрием. Онне предложил новой теодицеи, но обрел радостное смирение в единении с СамимСущим. Невольно хочется, чтобы на этом и опустилась завеса, но автор завершаетсвою книгу эпилогом, который после речей Ягве выглядит довольно неожиданным.Казалось бы, Иов, признавший правоту Сущего, должен быть изображен неправым.Однако мы видим, что ропот не лишил его праведности в очах Божиих. Напротив,друзья его, как выясняется, "говорили не так верно". И Иов приносит за нихжертву. Это может означать только одно: Богу неугодна успокоенность человекаперед лицом страдания и несовершенства. Протест Иова рожден справедливымчувством, ибо человек, примирившийся со злом, даже из благочестивыхпобуждении, подавляет в себе святую жажду добра и совершенства, которая естьпризнак его богоподобия. Вторая тема эпилога - воздаяние. Мы видим Иова вновь счастливым иутешенным. Стало быть, не все в убеждениях его друзей было ложным. Хотя Иоввыше их в своем взыскании Бога и правды, но и их взгляды не совсембессмысленны. Воздаяние - не автоматический закон, но и не ложная идея. Кроме того, как иначе мог показать автор благоволение Ягве к Своему"служителю"? Ведь он остановился лишь у преддверия нового Откровения, и емуне суждено было сделать следующего шага. Для него все продолжало ещерешаться по эту сторону жизни. Следовательно, кончить книгу по-другому он немог. Вознаграждение Иова - единственный доступный автору признак правотыстрадальца. И в этом есть свой особенный смысл. Не случайно люди с такой радостью и удовлетворением узнают освершившемся возмездии, победе или награде. Это чувство коренится не вприродном уровне человека, но есть законное требование его духа. Книга Иова не отрицает Божией справедливости; она лишь показывает, чтоне все объясняется только воздаянием. В этом ее огромное значение в историиВетхого Завета. Она была создана на том перевале мысли, где староебогословие переживало трагический кризис. Но Израиль ожидало еще одно испытание. Он должен был переоценить своеукоренившееся отношение к земным благам. Ведь Иов, сидя на гноище, вспоминало прошлом как о потерянном рае. А был ли то действительно рай, то естьвысшее благо для человека? Кроме того, люди могли утверждать, что судьба Иова - только частныйслучай. Не одни же страдальцы живут на свете! Есть ведь немало и тех, кому всегда сопутствует благоденствие. Это лине предел человеческих желаний? И вот прежде, чем открылись иные духовные горизонты, Израилю предстоялопознать всю тщету его земных иллюзий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: