Музыкально-теоретический анализ

Фактура хорового письма в рассматриваемом фрагменте оперы — гомофоннно-гармоническая с элементами подголосочной и имитационной полифонии.

Хор начинается в тональности С-dur, однако уже к 3-му такту тональность меняется на с-moll, и сохраняется до конца хора. Во время исполнения своей партии 1-го настоятеля (он вступает вторым по счёту) присутствует отклонение в g-moll, длящееся ровно два такта, затем музыка возвращается в лоно основной тональности. Затем на словах «Живёт Нов го род [по-старинному]» в партии баса появляется фа-диез, то есть музыка снова отклоняется в g-moll. Затем, на очередной «перекличке» басов с тенорами имеется кратковременное возвращение в основную тональность, за которым следует серия из двух модуляций (в тональности g-moll и a-moll) в партии 2-го Настоятеля и такая же, но уже в a-moll и h-moll, в партии 1-го Настоятеля. Следом вступает хор в основной тональности (модуляция способом сопоставления), и на повторе слов «Живёт Новгород по-старинному» происходит модуляция в Des-dur, в этой тональности музыка и существует оставшиеся четыре такта до конца рассматриваемого фрагмента сцены.

Гармония в этом фрагменте весьма разнообразна, что подчёркивает суть литературного текста, заключающуюся в сменах настроения персонажей.

Размер произведения — 11/8, темп — Allegro non troppo («быстро, но не слишком»; М. М. 208, но обычно произведение исполняется заметно медленнее). На вступление 2-го настоятеля есть темповое указание Poco animato, а на словах «А и где ж ему нас учить, корить...» темп меняется на Allegro animato («весьма быстро»; М.М. 240), но часто и эти два указания игнорируют, исполняя весь фрагмент в едином темпе. Размер сохраняется на протяжении всего фрагмента произведения неизменным.

Дианмика в хоре — не слишком оригинальная: f и ff, в сопровождении же встречается нюанс p (во время исполнения своих партий солистами) и динамическое указание poco cresc.

Диапазоны хоровых партий таковы:

В целом диапазоны не экстремальные, но для полноценного исполнения понадобятся певцы с сильными голосами, так как «ми» в партии баса и «соль» - в партии тенора — ноты, считающиеся границами «рабочих» диапазонов соответствующих партий.

Встречаются скачки на кварту и октаву во всех партиях.

Хоровое дыхание не представляет собой особой сложности, но стиль и темп музыки таков, что лучше делать его максимально незаметно.

К интонационным трудностям отнесём в первую очередь интонирование во время модуляций и отклонений. Это препятствие легко преодолевается классическими способами — медленное разучивание по партиям и пение сольфеджио. Так же решатся и возможные проблемы, связанные со скачками.

Сопровождение весьма удачно аккомпанирует хору и солистам, «живёт» вместе с поющими, часто повторяя их партии. Последнее обстоятельство помогает певцам в достижении высот в вопросе интонирования. Нюансировка в сопровождении так же не мешает пению, но способствует благоприятному его звучанию.

Из дирижёрских сложностей, присутствующих в произведении, помимо размера 11/8, отметим наличие в партитуре партий солистов, а также смену метра в последнем (в рассматриваемом фрагменте) такте, где увеличена не 5-я доля, как на протяжении всего хора, а 2-я.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: