Универсальный асинхронный двигатель

Универсальным асинхронным двигателем (УАД) называется двигатель, рассчитанный на работу от сети трехфазного и однофазного тока. Их проектируют как трехфазные, но при этом учитывается работа от однофазной сети, в частности, при выборе соотношения числа пазов статора и ротора, воздушного зазора и ряда других параметров. Двигатель имеет на статоре симметричную трехфазную обмотку и короткозамкнутый ротор. При работе от сети трехфазного тока обмотка статора соединяется в звезду (рис. 2.20,а). В однофазную сеть он обычно включается по схеме рис. 2.20,б.

Несмотря на то, что в двигателе 3 обмотки, при включении его по схеме 2.20,б возникают две НС сдвинутые в пространстве на 90º. Убедиться в этом можно, рассматривая диаграмму НС на рис. 2.20,в, в которой вектор НС фазы С2 – С5 повернут на 180º, т.к. ток в этой фазе течет в противоположном направлении по сравнению с другими фазами.

Схема рис. 2.20,б фактически равноценна схеме двухфазного двигателя, у которого фаза А состоит из двух фаз трехфазного двигателя с числом витков WA = WФ (вектор FA в раз длиннее вектора FB),а фаза В есть фаза трехфазного двигателя с числом витков WФ. Коэффициент трансформации двухфазного двигателя k = WA /WB = . [4].

Известно, что круговое поле получается при таком скольжении, при котором:

1) k = tg φ = или φ = 300,что соответствует cosφ = 0,866 трехфазной машины, и

2) xс = xA1 + xB1.

Считая известными параметры обмоток трехфазного двигателя (обозначим их индексом ф), параметры двухфазного двигателя получим последующим формулам:

фаза А:

§ активное сопротивление статора rSA = 2rФ;

§ реактивное сопротивление статора xSA = 3xФ;

§ реактивное сопротивление взаимоиндукции x= 3x;

§ активное сопротивление ротора,

§ приведенное к статору rRA = 2r’;

§ реактивное сопротивление ротора,

§ приведенное к статору xRA = 2x’;

фаза В:

§ активное сопротивление статора rSB = rФ;

§ реактивное сопротивление статора xSB = xФ;

§ реактивное сопротивление взаимоиндукции xmB = x;

§ активное сопротивление ротора,

§ приведенное к статору rRB = (2/3) r’Ф2;

§ реактивное сопротивление ротора,

§ приведенное к статору xRB = (2/3) x’.

Включение двигателя по схеме рис.2.20,б обеспечивает мощность порядка 75 % мощности трехфазного двигателя. Рассмотренная схема не является единственной. Существует целый ряд более сложных схем, которые позволяют получать значительно лучшие пусковые и рабочие характеристики.

Вопросы:

1) Что будет, если поменять местами зажимы С2 и С5 (рис.2.20,б)?

2) Во сколько раз должен возрасти ток фазы В конденсаторного варианта УАД, чтобы поле в двигателе стало круговым?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: