Универсальным асинхронным двигателем (УАД) называется двигатель, рассчитанный на работу от сети трехфазного и однофазного тока. Их проектируют как трехфазные, но при этом учитывается работа от однофазной сети, в частности, при выборе соотношения числа пазов статора и ротора, воздушного зазора и ряда других параметров. Двигатель имеет на статоре симметричную трехфазную обмотку и короткозамкнутый ротор. При работе от сети трехфазного тока обмотка статора соединяется в звезду (рис. 2.20,а). В однофазную сеть он обычно включается по схеме рис. 2.20,б.
Несмотря на то, что в двигателе 3 обмотки, при включении его по схеме 2.20,б возникают две НС сдвинутые в пространстве на 90º. Убедиться в этом можно, рассматривая диаграмму НС на рис. 2.20,в, в которой вектор НС фазы С2 – С5 повернут на 180º, т.к. ток в этой фазе течет в противоположном направлении по сравнению с другими фазами.
Схема рис. 2.20,б фактически равноценна схеме двухфазного двигателя, у которого фаза А состоит из двух фаз трехфазного двигателя с числом витков WA = WФ (вектор FA в раз длиннее вектора FB),а фаза В есть фаза трехфазного двигателя с числом витков WФ. Коэффициент трансформации двухфазного двигателя k = WA /WB = . [4].
|
|
Известно, что круговое поле получается при таком скольжении, при котором:
1) k = tg φ = или φ = 300,что соответствует cosφ = 0,866 трехфазной машины, и
2) xс = xA1 + xB1.
Считая известными параметры обмоток трехфазного двигателя (обозначим их индексом ф), параметры двухфазного двигателя получим последующим формулам:
фаза А:
§ активное сопротивление статора rSA = 2rФ;
§ реактивное сопротивление статора xSA = 3xФ;
§ реактивное сопротивление взаимоиндукции xmА= 3xmф;
§ активное сопротивление ротора,
§ приведенное к статору rRA = 2r’2Ф;
§ реактивное сопротивление ротора,
§ приведенное к статору xRA = 2x’2Ф;
фаза В:
§ активное сопротивление статора rSB = rФ;
§ реактивное сопротивление статора xSB = xФ;
§ реактивное сопротивление взаимоиндукции xmB = xmф;
§ активное сопротивление ротора,
§ приведенное к статору rRB = (2/3) r’Ф2;
§ реактивное сопротивление ротора,
§ приведенное к статору xRB = (2/3) x’2ф.
Включение двигателя по схеме рис.2.20,б обеспечивает мощность порядка 75 % мощности трехфазного двигателя. Рассмотренная схема не является единственной. Существует целый ряд более сложных схем, которые позволяют получать значительно лучшие пусковые и рабочие характеристики.
Вопросы:
1) Что будет, если поменять местами зажимы С2 и С5 (рис.2.20,б)?
2) Во сколько раз должен возрасти ток фазы В конденсаторного варианта УАД, чтобы поле в двигателе стало круговым?