С короткозамкнутым ротором

Рабочие характеристики представляют собой зависимость потребляемых машиной из сети тока I1, мощности Р1, частоты вращения вала n и вращающего момента на нем М2, скольжения s, КПД h, коэффициента мощности cosφ и других эксплуатационных параметров от полезной мощности P2 при постоянном значении напряжения U1 = UН и частоте питающей сети f1 = 50 Гц:

I1; Р1; n; М2; s; h; cosφ = f (P2).

Порядок определения рабочих характеристик асинхронного двигателя изложен в п. 1.6 данных методических указаний. После запуска асинхронного двигателя выводят пусковые сопротивления в роторе до нуля и устанавливают на его зажимах номинальное напряжение. В качестве нагрузки двигателя используется нагрузочный генератор постоянного тока параллельного возбуждения. Тормозящий момент, развиваемый генератором постоянного тока, изменяется пропорционально току нагрузки генератора, протекающему по нагрузочному сопротивлению RН (блок А10). В лабораторной работе для упрощения схемы испытаний на зажимы генератора подключается постоянное нагрузочное сопротивление, а величина тока нагрузки регулируется изменением тока возбуждения генератора постоянного тока от источника постоянного тока G2. Такая регулировка нагрузки позволяет получить плавное ее изменение, но допустима только для двигателей малой мощности. При малых нагрузках генератор постоянного тока работает неустойчиво в режиме, близком к короткому замыканию. Поэтому ток возбуждения генератора следует изменять плавно с учетом времени переходных процессов. Результаты опыта получаются лучше, если снижать нагрузку двигателя от максимальной до режима холостого хода.

Нагрузив двигатель на 10 – 15 % выше номинальной мощности, постепенно снижают нагрузку до нуля, делая 6 – 7 замеров. Необходимо обязательно получить точку холостого хода, отключив нагрузку генератора постоянного тока. Следует убедиться в одинаковости этих данных с ранее полученными в опыте холостого хода. Их разброс свидетельствует об изменении температурного режима двигателя.

При проведении опыта фиксируют ток нагрузки асинхронного двигателя I1, соответствующий линейному току сети, активную P1 и реактивную Q1 мощности, потребляемые двигателем из сети, частоту вращения вала n, а также ток IП и напряжение UП генератора постоянного тока для контроля его нагрузки. Напряжение на зажимах асинхронного двигателя в ходе опыта должно быть постоянным по величине, контролируется посторонним вольтметром. Результаты измерений заносятся в табл. 4.3.

В таблице и далее в расчете приняты следующие обозначения: U – номинальное линейное напряжение двигателя, В; I1 – ток сети, потребляемый двигателем, А; Р1, Р2 – соответственно потребляемая и полезная мощности, Вт; Pw– измеряемая активная мощность, Вт; Qw – измеряемая реактивная мощность, вар; n1,– синхронная частота вращения магнитного поля статора, об/мин; n – частота вращения ротора машины, об/мин; IП – ток нагрузки генератора постоянного тока, А; UП – напряжение генератора постоянного тока, В.

Таблица 4.3. Рабочие характеристики асинхронного двигателя

U = В; f = 50 Гц; n1 = об/мин
I1, А Pw, Вт Qw, вар n, об/мин IП, А UП, В P1, Вт P2, Вт s cosφ M2, Н·м η, % PП, Вт
                         

Затем проводят аналогичный опыт снятия рабочих характеристик асинхронного двигателя при пусковых сопротивлениях, оставленных включенными в цепь обмотки ротора. Этим имитируется двигатель повышенного скольжения, у которого стержни короткозамкнутой обмотки ротора заливаются алюминием большего удельного сопротивления. Результаты опыта заносятся в таблицу, аналогичную приведенной выше.

Обработка результатов испытаний. Скольжение асинхронной машины s определится как

, где .

Здесь n1 – синхронная скорость машины, частота вращения магнитного поля статора, об/мин; n – частота вращения ротора, об/мин; f – частота напряжения сети, Гц; р – число пар полюсов машины.

Как и ранее, U = U/√3; Р1, Р2 – соответственно потребляемая и полезная мощность асинхронной машины. Ваттметр в цепи статора показывает в двигательном режиме потребляемую мощность. Если обозначить измеряемую ваттметром мощность одной фазы как PW, то в режиме двигателя

Р1 = 3PW; Р2 = 3РW – (рст + рмх + рэл1 + рэл2 + рд);

Здесь рст – потери в стали сердечника статора машины при U1=UН; рмх – механические потери в машине; рэл1 – электрические потери в обмотке статора; рэл2 – электрические потери в обмотке ротора; рд – добавочные потери в машине.

Электрические потери в трехфазной обмотке статора найдутся как рэл1 = 3I12 r1/75, где r1/75 – сопротивление фазы обмотки, при рабочей температуре 75оС; I1 – ток фазы двигателя, равный при схеме «звезда» (Y) линейному току, А. Электрические потери в обмотке ротора и добавочные потери в машине определяют в режиме двигателя как

Р1 = 3PW; рэл2 = (3РW – рэл1 – рст) s; рд = 0,005Р1,

Потери в стали рст и механические потери рмх находятся методом разделения потерь, изложенным в приложении Б. Берутся их значения при U1 = UН. Коэффициент мощности, момент на валу двигателя и КПД находятся по известным формулам:

; ; .

При расчетах следует применять единицы СИ: напряжение в вольтах, ток в амперах, мощность в ваттах, частоту вращения вала в оборотах в секунду (опытные данные числа оборотов в минуту делить на 60), вращающий момент в ньютон-метрах.

Мощность машины постоянного тока РП = UП IП служит для контроля проводимых расчетов по результатам опыта. Она меньше полезной мощности асинхронного двигателя на величину потерь в генераторе постоянного тока. Проведенные исследования показывают, что сумма потерь механических, в стали и добавочных для машины постоянного тока (МПТ), асинхронного двигателя (АД) и всего агрегата (Агр.) находятся при частоте вращения 1500 об/мин в соотношении 1: 2: 3.

ст + рмх + рд)МПТ: (рст + рмх + рд)АД: (рст + рмх + рд)Агр = 1: 2: 3.

Если получаемые по ранее приведенным формулам расчетные данные значительно отличаются от проверочных приближенных результатов, то в расчете где-то совершена ошибка.

По согласованию с преподавателем в расчете рабочих характеристик двигателя можно использовать формулы, учитывающие изменение механических потерь и в стали при изменении частоты вращения агрегата. Расчетные формулы получены из экспериментальных данных и справедливы только для агрегатов, установленных на лабораторных стендах.

ст + рмх + рд)Агр = 30 + 0,028 (n – 1500);

ст + рмх + рд)АД = 20 + 0,020 (n – 1500);

ст + рмх + рд)МПТ = 10 + 0,008 (n – 1500).

При расчете следует учитывать знак разности частот вращения, подставляемых в оборотах в минуту. Результат получается в ваттах.

Вид рабочих характеристик асинхронной машины в режиме двигателя и генератора представлен на рис. 1.3, 1.4. В отчете рабочие характеристики, реально полученные из опытных данных, должны иметь вид согласно ГОСТ 2.319-81 «Правила выполнения диаграмм» [2, 3]. Для асинхронного двигателя они представлены на рис. А.2. Характеристики машины в режимах двигателя и генератора рекомендуется строить в одинаковых масштабах. Порядок построения круговой диаграммы [4, 5] дан в прил. Б. Величины, определенные по круговой диаграмме для номинального режима, должны быть отмечены на рабочих характеристиках двигателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: