Обсудим профессиональный секрет

Зачем бороться с тем, чего одолеть нельзя? А.С. Макарен­ко знал, что одолеть пьянство среди колонистов ему не удаст­ся никогда. Поэтому он выбрал другой путь — учить их культу­ре пития. И это дало гораздо больше положительных результа­тов, чем бездумные, никем и никогда не выполняемые запреты. Колонисты, которых он научил в меру и правильно пить, не пополнили ряды алкоголиков.

Конечно, никто не призывает учителя начальных классов организовывать курсы культурного пития для детей. Просто учитель должен вести работу так, чтобы дети понимали вред­ность употребления алкоголя и наркотиков. 1 Как бы вы продолжили эту мысль?


Рис. 15



Аффективные дети

Индивидуальный подход к детям не означает возню с уединенной капризничающей личностью.

А.С. Макаренко

Аффекты (от лат. affectus — сильные эмоции) — это бурно протекающие эмоциональные переживания. Незначительные дополнительные толчки требуются ребенку, чтобы его и без того


• неудачи в учении,

• конфликты с учениками класса, со всем коллективом,

• внутренний конфликт между уровнем притязаний (осно­
ванный на преувеличенной самооценке) и тем уровнем, на
котором ученик фактически пребывает в классе,

• склонность к аффективным формам отношений и разреше­
ния конфликтов.

Чаще всего у детей возникают тягостные переживания из-за того, что их якобы не признают, ущемляют, недооценивают,

8—2915 225


к ним несправедливо относятся, придираются. В подобных слу­чаях у них нередко возникают устойчивые аффективные состоя­ния, на этой основе формируются отрицательные формы пове- дения. Школьник переживает постоянную обиду, становится упрямым, грубым, озлобленным, отказывается подчиняться тре­бованиям учителей, противопоставляет себя коллективу. Обыч­но в каждом классе имеется несколько детей с более или менее выраженным аффективным поведением. Аффективные (эффект­ные) дети самые трудные для коррекции, так как моментально вспыхивают от малейших не нравящихся им раздражителей и фактически лишают учителей возможности работать с ними. Учитель пытается скорее прекратить начавшуюся истерику и впредь всячески старается не трогать такого ребенка. Дети по­нимают это, и некоторые из них начинают злоупотреблять сво­ей склонностью к истерическому поведению, рассматривают его как способ быстрого достижения своих целей. Дети с сильно развитым аффективным поведением не могут обучаться в обыч­ных классах.

Главный способ преодоления аффективного поведения — ин­дивидуальный подход. Индивидуальный подход предполагает уме­ние опираться в воспитательной работе на то положительное, что имеется в личности каждого, даже самого трудного, ученика, в част­ности, на его интересы и склонности (любовь к чтению, спорту, музыке, рисованию, природе, животным), на его здоровые нрав­ственные тенденции, на доброжелательное отношение к товарищам, даже на его чувство юмора. Развивая имеющиеся положительные черты, ориентируя на их укрепление поведение школьника, по­ощряя положительные поступки, учитель может рассчитывать на успех.

Индивидуальный подход в отношении трудного, запущенного да еще склонному к аффективному поведению школьника пред­полагает предварительную разработку плана индивидуальной коррекции после основательного изучения индивидуально-пси­хологических особенностей ребенка.

План может включать такие действия:

• оказывать ученику практическую помощь для ликвидации
пробелов в знаниях;

• избегать таких оценок и характеристик, которые могут уг­
лубить неверие ученика в свои силы;

• предоставлять ученику возможность пережить радость ус­
пеха;

• временно не спрашивать его по тому материалу, где он за­
ведомо еще не успел ликвидировать пробелы;


• отмечать и поощрять его малейшие успехи в учении;

• периодически предлагать ему индивидуальные задания, ко­
торые подбираются с учетом его способностей;

• побудить родителей не оказывать давление на ученика и не
требовать нереальных поступков с его стороны;

• побудить детей проявлять большую чуткость и вниматель­
ность к своему товарищу;

• тактично вовлечь ученика в общественную жизнь класса;

• учитывая, что ученик относится к слабому типу нервной
системы, считаться с его особенностями: затрудненным об­
разованием новых форм поведения, медленной перестрой­
кой сложившихся стереотипов поведения, возможностью
срывов и т. д.

Таким образом, аффективное поведение может развиваться
под влиянием школьных факторов. Для его коррекции требу­
ется индивидуальный подход, исправление поведения по спе-
циальной продуманной учителем программе.________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: