Дети из неполных семей

Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды отража­ется солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

В.А. Сухомлинский

Неполная семья — это малая социальная группа, состоящая из одного родителя и проживающих вместе с ним детей. Они связаны родственными отношениями, ведением общего хозяй­ства, взаимной моральной ответственностью. Неполная семья образуется вследствие смерти одного из родителей, развода, ро­ждения внебрачных детей, фактического распада семейных от­ношений при их юридическом сохранении.

Не будем останавливаться на анализе других причин появ­ления неполных семей, они раскрываются в обществоведче­ских курсах. Отметим лишь значимость воспитательного фак­тора. Вследствие значительного ухудшения нравственного и социального воспитания, начавшегося в начале прошлого века, люди все более безответственно относятся к созданию семьи, рождению и воспитанию детей. Низкая моральная культура, терпимость общества, несовершенство законов соз­дали благоприятную почву для легкомысленного отношения


к одному из главных целей человеческой жизни — продолже­нию рода. Во многих семьях дети становятся досадной поме­хой. В лучшем случае их терпят, в худшем — выгоняют на улицу. Из более чем 100 тыс. малолетних бродяжек, обитаю­щих ныне на улицах нашей страны, более 80 % — выходцы из неполных семей.

К сожалению, число несовершеннолетних детей, прожи­вающих в условиях неполной семьи, не уменьшается. При этом повышается вероятность их неправильного воспитания, ведущего к формированию асоциальных форм поведения. Ис­следования подтверждают, что длительное пребывание в усло­виях комплекса неблагоприятных обстоятельств, сниженной жизнедеятельности различных типов неполной семьи вызыва­ет в развитии и поведении детей глубокие изменения. Среди них неадекватное осознание детьми окружающей действитель­ности; искривление ценностных ориентации; разрушение веры в идеалы, закрепление нереалистических социальных ус­тановок; формирование комплексов неполноценности, разно­сти, обойденности, тяжелых нарушений в мотивационной сфере. Среди детей из неполных семей наибольший процент депривированных.

При отсутствии одного из родителей дети страдают больше всего. У них отмечается раннее взросление, знакомство с теневы­ми сторонами жизни. Положение семьи, естественно, отражается на развитии ребенка, его моральной воспитанности, ценностных ориентациях, особенно на готовности к будущей семейной жиз­ни. Выходцы из неполных семей отличаются заниженными по­знавательными потребностями. Потому они чаще других детей отстают в обучении, пассивны, не стремятся к повышению своего статуса.

Таким образом, всевозможные недостатки в учебе и отклоняю­щееся поведение детей из неполных семей фактически запро­граммировано:

• из-за неудовлетворенности эмоционального контакта с род­
ными людьми,

• положительной оценки с их стороны,

• неудовлетворенной потребности в любви и ласке,

• уменьшении возможностей удовлетворения материальных
потребностей.

Как помочь этим детям? В истории российской педагоги­ки сохранился опыт педагогической помощи бездомным, беспризорным детям и детям из неполных семей 20—30-х го­дов. Тогда вследствие революционных преобразований, гра-


жданской войны, разрушения традиционных общественных и семейных ценностей сотни тысяч детей и подростков, оси­ротевших, беспризорных и без средств к существованию, оказались на улице. Дополнило эту безрадостную картину забвение традиций брачных отношений. Среди молодежи распространились взгляды, подобные нынешним. Удовлетво­рение сексуальной потребности становилось таким же про­стым и нехлопотным делом, как удовлетворение жажды. «Стаканом воды» был назван теоретиками такой животный подход к самой сокровенной части человеческих отношений. Все это и привело к возникновению внебрачных отношений, рождению целой армии никому не нужных детей. Фактиче­ски сохранили моральное здоровье только патриархальные, религиозные семьи, придерживающиеся старых традиций и моральных взглядов.

Бездомных детей и детей из неполных семей, чьим воспитани­ем не обременяли себя их родители, собирали в детские дома, приюты, колонии, число которых множилось. В истории отечест­венной педагогики студент найдет соответствующую статистику. В детских домах выходцев из неполных семей, т. е. сирот и полу­сирот, насчитывалось от 65 до 85 %.

На разработке методик воспитания беспризорных детей рас­цвел педагогический талант А.С. Макаренко. Многие его выводы и теоретические обобщения актуальны и сегодня, потому что без­радостная картина детской беспризорности осталась неизменной. Изучая педагогический опыт А.С. Макаренко, учитель современ­ной школы, в которой находятся дети трудных судеб, найдет не­мало ценных советов, вытекающих из богатого педагогического опыта выдающегося педагога.

Характерно, что к неполным семьям А.С. Макаренко отно­сил и семьи с одним ребенком. Семья, в которой два родителя и один ребенок, одинаково сложная. Не зря в Педагогическом словаре записано: «Единственный ребенок в семье — педагоги­ческая проблема воспитания ребенка, растущего в окружении взрослых». Без науки известно, что без братика или сестрички у ребенка не могут сформироваться те качества, которые закла­дываются бессознательно и в очень раннем возрасте. А наука говорит, что среди генов человеческого детеныша есть ген со­существования и если это сосуществование не реализуется в полной мере, то у ребенка формируется комплекс эгоцентриз­ма. Жизнь, сконцентрированная на эгоизме, сложна и неуют­на, так как нужно постоянно отстаивать и защищать от других свое «Я» и свое «мое». Великие заповеди дружбы, любви,


заботы, сотрудничества, данные людям, остаются у эгоиста не­востребованными и нереализованными.

Единственный ребенок в семье, по А.С. Макаренко, — это центр чрезмерного семейного внимания, гиперопеки со сторо­ны родителей; вредное центробежное угодничество; ошибочная концентрация родительской любви; нервозность проявлений родительских чувств через опасность потерять ребенка; сосре­доточение обеспокоенности и страха; отсутствие опыта заботы о братьях и сестрах; помощи, любви, уважения, опыта игры, копирования поведения, разделения обязанностей; совместной радости и напряжения, опыта соседства; необходимость прояв­ления в этой семье ненормальной родительской чувствительно­сти и организации специального товарищеского окружения ре­бенка.

Единственный ребенок становится предметом общих забот и повышенного внимания. Это может привести к развитию у него индивидуализма, к ослаблению воли, трудоспособности, повлечь за собой повышенную возбудимость. Постоянное ру­ководство со стороны взрослых тормозит воспитание само­стоятельности, инициативности, вызывает вялость, нерв­ность.

А.С. Макаренко оставил ценные наблюдения относительно формирования у ребенка психических установок после развода родителей. Он сформулировал требования к участию в воспита­нии отцов, проживающих отдельно от своих детей. Охарактеризо­вал А.С. Макаренко и практику денежных отношений, их нега­тивное влияние на ребенка в случае педагогически нецелесооб­разного поведения матери.

Педагогический опыт А.С. Макаренко убеждает: неполные се­мьи наиболее ранимы в воспитательном плане. Чтобы оказать им действенную поддержку, необходим целостный подход в изуче­нии детей из неполных семей. Он, по утверждению А.С. Мака­ренко, должен включать:

—выявление социального окружения ребенка;

—синтетическое изучение среды ради совершенствования лич­
ности в целом;

—организацию определенных изменений в условиях развития
ребенка, соединенных требованиями ответственности и уваже­
ния к нему;

—включение детей в различные виды деятельности с целью их
социализации.

Воспитание детей из неполных семей — важная социально-пе­дагогическая проблема, решение которой становится неотложной


задачей и в XXI в. Наука должна ответить на вопросы, которые уже давно ждут своего решения. Среди них:

—раскрытие специфики воспитания детей в условиях неполной
семьи;

—устранения трудностей, возникающих в период межличност­
ных столкновений интересов совместно или отдельно прожи­
вающих родителей;

—возможности правильного проявления отцовской (материн­
ской) любви и сохранения авторитета единственного воспита­
теля ребенка;

—целесообразность участия отдельно проживающего отца в об­
щении и воспитании ребенка;

—формирование определенных установок в поведении ребенка
после развода родителей;

—построение взаимоотношений детей с родственниками бывше­
го отца (матери);

—разрешение вопросов социальной помощи, улучшения мате­
риальной стороны жизни семьи.

Современным учителям пригодятся накопленные в опыте 20—30-х годов прошлого века педагогические рекомендации:

• создание педагогически целесообразных отношений в не­
полных семьях различных типов;

• индивидуализация работы общественных учреждений с
детьми из неполных семей;

• сотрудничество воспитательных учреждений, семьи и обще­
ственности в нейтрализации негативного влияния среды,
общественных условий для обеспечения жизненных потреб­
ностей детей;

• работа по устранению и недопущению беспризорности,
бродяжничества;

• организация приютов, домов ребенка, детских домов, ин­
тернатов;

• оказание общественной помощи семьям, чтобы они не рас­
падались;

• юридическая ответственность всех виновных за распад се­
мей и неправильное воспитание детей.

Главным направлением коррекционной работы в классе станет координация и усиление компенсаторной деятельности взрослых — учителей и воспитателей, предполагающая заме­щение ребенку недостающих родителей. Хотя родительской любви никто, никогда и ничем заменить не сможет, но для устранения дефицита родительской ласки необходима ком­пенсация. Только благодаря ей можно несколько улучшить


формирование взаимоотношений с другими людьми, отогреть детское сердце.

Подытоживая, отметим: школа получила трудную проблему воспитания детей из неполных семей. Неполные семьи — это семьи, где отсутствует один из родителей или где присутствует только один ребенок. Помогая этим семьям, учитель обеспе­чивает компенсаторную помощь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: