Коррекция неуспеваемости

Никакое средство вообще, какое бы ни взяли, не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целой системы, от целого комплекса влияний...

... Самое хорошее средство в некоторых случаях обя­зательно будет и самым плохим.

А.С. Макаренко

Проблема возвращения обществу нормальных полноценных людей, исправление отсталости — сложная и чрезвычайно важ­ная. Ее пытаются решать издавна и самыми различными спосо­бами. Раньше был один способ — оставить ребенка на второй год, ждать, пока он созреет для овладения программой опреде­ленного класса и добиться таким способом естественного вос­становления его уровня развития. Эффект был; по крайней мере, каждый отчетливо понимал свои учебные возможности, свой уровень достижений. Каждый, осваивал столько, сколько мог. Но были и издержки: переростки в классах мешали нор­мальному течению педагогического процесса, становились пло­хим примером для младших детей, примерами отклоняющегося поведения. Сейчас от второгодничества почти повсеместно от­казались. Дублирование курса в том же классе обычно оказыва­ется малоэффективным, так как в условиях массового обучения учитель не может обеспечить второгодникам необходимой кор­рекционной помощи.


Для неуспевающих школьников с задержкой психического развития в нашей стране развернута сеть специальных общеоб­разовательных школ-интернатов, школ с продленным днем и классов выравнивания. В 1988/89 учебном году в стране рабо­тало около 100 школ-интернатов и школ с продленным днем для детей с задержкой психического развития, через десять лет, в начале нового века, их число увеличилось до 150. Специаль­ные школы работают по своим программам, в них создаются более благоприятные условия для успешного созревания пси­хических функций, развития недостающих качеств. Школьни­ки, их оканчивающие, получают профессию, некоторые про­должают обучение дальше. Все же результаты работы этих школ оказываются существенно более низкими, чем могли бы быть. Основная причина — изолированность школьников от нормальных детей. Не за кем тянуться, не с кого брать пример, не у кого учиться.

Существенным шагом вперед стала организация так называе­мых классов выравнивания в обычных школах. Неуспевающего ученика переводят на некоторое время в специальный класс, где он вместе с такими же детьми обучается по специальной програм­ме, одолевает ее в доступном для него темпе. Его «подтягивают» до нормы, а затем переводят в обычный класс. Многолетнее экс­периментальное обучение детей с задержкой психического разви­тия подтвердило необходимость и полезность коррекционно-вос-становительной работы. Специальная организация обучения их в классах выравнивания обеспечивает успешное овладение образо­ванием в полном объеме начальной школы. Эффективность дос­тигается специальной коррекционной направленностью учеб­но-воспитательного процесса.

Учебный план классов выравнивания по содержанию и коли­честву обязательных недельных часов полностью совпадает с учебным планом, общеобразовательной школы. Однако в нем дополнительно предусмотрено время (в начальных классах — 5 час. в неделю) для индивидуальных и индивидуально-группо­вых занятий. Эти занятия направлены на коррекцию индивиду­альных отклонений в психическом и физическом развитии уча­щихся: развитие их внимания, совершенствование умственной деятельности, ликвидацию пробелов в дошкольных и школьных знаниях, а также на исправление недостатков речи, выражения мыслей. В программу включены занятия ритмикой, имеющие большое коррекционное значение для развития движений, фор­мирования пространственных представлений, координации, ис­правления осанки.


Специальные коррекционные программы отличаются много­образием. Обучение по одним направлено на развитие умствен­ных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, по дру­гим — на преодоление ограниченного запаса знаний и представлений, необходимых для усвоения школьных предме­тов, по третьим — на развитие связного изложения прочитанно­го и т. д.

Существенное значение для коррекционного процесса имеют тщательно продуманные приемы и методы обучения с учетом индивидуального подхода к ученикам. Для детей с задержкой развития принципиально важно обеспечить оптимальное соче­тание практических и теоретических разделов обучения, чередо­вание умственного напряжения и разрядки, организацию систе­матических наблюдений, формирование приемов мыслительной деятельности. Важно также усилить словесную регуляцию выра­жения мыслей, нормализовать учебную деятельность в целом. Предусмотрена расчлененность и строгая поэтапность препод­несения учебного материала, увеличение объема тренировочных упражнений, создание системы повторения пройденного мате­риала, формирование учебных интересов. В воспитательной ра­боте больше внимания обращается на преодоление негативного отношения детей к учению и школе, создание доверительных отношений учеников со взрослыми, формирование ученическо­го коллектива.

Благодаря системе целенаправленных коррекционных меро­приятий дети в классах выравнивая успешно усваивают про­грамму начальной школы. Некоторые из них в процессе кор­рекционного обучения настолько успевают, что могут вполне самостоятельно продолжать обучение по обычным програм­мам. Собственно создавая эти классы Министерство образова­ния и предусматривало только начальное обучение, а дальше предполагалось, что дети продолжают учиться по общеобразо­вательной программе.

По инструкции Минпроса комплектование специальных школ и классов выравнивания должно осуществляться меди­ко-педагогическими комиссиями на основании заключения о задержке психического развития ребенка. Но не всегда это тре­бование выполняется. И в спецшколы, и в классы выравнива­ния часто попадают дети совершенно здоровые, нормальные, но с отклонениями в поведении. Таким образом, в этих классах со­бираются дети, неудобные для школ, учителей, — и с дефектами речи, и с отклонениями в интеллектуальном развитии, и просто неуспевающие, нарушители школьной дисциплины. Причина


одна — недостаточная и неудовлетворительная диагностика. Не умея разобраться в действительных причинах отставания, а ино­гда просто желая избавиться от неудобных, педагоги определяют их в специальные классы. Поэтому ожидаемых результатов от обучения детей в классах выравнивания общество пока не полу­чает. Для некоторых они становятся классами углубления педа­гогической запущенности.

На смену пришла идея организации классов повышенного инди­видуального внимания. Классы повышенного индивидуального внимания — это те же классы выравнивания, но с более совер­шенной -диагностикой и улучшенными условиями для коррекции развития. В них практикуют индивидуальный подход к детям. Эти классы получили статус специальных. Наполняемость детей в та­ких классах низкая. Разработаны специальные программы, сокра­щенная длительность рабочего дня, развивающие игры, прогулки и т. д.

В индивидуальном подходе много недостатков. Коррекцион-ная помощь должна быть дифференцированной и индивидуально направленной. Против этого правила школа часто грешит: всех учеников, нуждающихся в помощи, сводят в общую группу и про­водят с ними дополнительные занятия, обучая всех одинаково, не считаясь с их индивидуальными проблемами. А дети — одному нужна помощь в математике, другому — в русском языке, треть­ему — преодолеть пассивность, отсутствие интереса или, наобо­рот, гиперактивность.

Классы выравнивания не оправдают себя, если учителя не понимают принципа комплектования этих классов, не осозна­ют, что в детском возрасте умственные способности находятся в развития, нельзя снижать требований к ученикам, это может полностью перечеркнуть возможность реального выравнивания детей. Иногда в эти классы попадают дети по результатам обу­чения за 1-й класс. Такое недопустимо, так как у детей развива­ется синдром неудачника и в классе выравнивания создается неблагоприятный психологический климат. Каждый ребенок, который попадает в эти классы, прекрасно понимает, по каким признакам его отобрали. Кроме того, если в классе повышенно­го индивидуального внимания большее 12—18 учеников, то принцип повышенной индивидуализации обучения теряет смысл: учесть столько индивидуальных отличий просто нереаль­но. Иногда учителя, приходя в дифференцированный класс, стараются приспособить детей к себе, вместо того чтобы пере­строить свой стиль, методику и приемы обучения соответствен­но с потребностями детей.


Одной из самых последних попыток учесть в педагогиче­ском процессе не только объективные, но и субъективные факторы, вызывающие неуспеваемость ребенка, является до-учебная школьная дифференциация по уровню готовности к школе. Она обеспечивает равенство стартовых позиций для детей, которые воспитываются в лучших и худших социаль­ных условиях; дает шанс слабоподготовленным школьникам реализовать свои задатки; уменьшает риск появления синдро­ма неудачника; приближает обучение к индивидуальным по­требностям каждого ребенка; гарантирует удовлетворительное усвоение базовых знаний.

Итак, существуют проверенные практикой способы кор­рекции задержавшегося развития детей (рис. 17). Их эффек­тивность пока не всегда высокая. И специальные школы, и классы выравнивания, и классы повышенного индивидуаль­ного внимания имеют негативные стороны. Уже сам факт по­мещения ребенка в такую школу или класс травмирует его, выводит в разрядах неполноценных, лишает надежды. Ребенок опускает руки и живет с ощущением вечной депривации. По­этому нужно искать способы повышения уровня коррекцион-ной работы с задержавшимися на старте детьми в условиях обычного класса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: