Обсудим профессиональный секрет

Было проведено статистическое исследование — наблюде­ние за судьбами учеников, которые не успевали в 1-м классе. Результаты впечатляют: почти 80% детей, которые плохо ов­ладели программой 1-го класса, оставались среди неудачников не только все годы школьного обучения, но и перенесли свои неудачи во взрослую жизнь. Качество овладения базовыми знаниями, которые дает начальная школа, имеет определяю­щее значение для дальнейшей судьбы человека.

Есть ли шансы потенциально талантливых, но неуспеваю­щих первоклассников добиться успеха в жизни?


Как все же объяснить, что Ч. Дарвин или А. Эйнштейн не успевали в школе, но стали выдающимися людьми?

Подытожим: причин, вызывающих школьную неуспевае­мость, много. Совсем не обязательно, чтобы они действовали вместе и одновременно, достаточно одной, даже самой слабой. Из этого становится понятно, почему так плохо корригируется ранняя школьная неуспеваемость, несмотря на значительные усилия педагогов. Среди причин, влекущих отставание детей в школе, значение имеют факторы органического и неорганиче­ского, школьного и внешкольного происхождения. Среди них неблагоприятная наследственность; нарушения нервной дея­тельности; общая неспособность к интеллектуальному труду; физическая ослабленность; неподготовленность к системати­ческому учебному труду; школьная незрелость; педагогиче­ская запущенность; недостаточное развитие речи; недостаточ­ная сформированность элементарных умений — навыков чтения, письма, счета; познавательная пассивность и безраз­личие; боязнь школы, учителей; инфантилизм. Все перечис­ленные факторы влияют на школьную успеваемость и субъек­тивные причины.

Какие бывают отстающие ученики

И не нужно говорить об идеалах, о добре, о совер­шеннейшей личности, о совершенном поступке; мы должны мыслить всегда прозаически, в пределах практических требований нашего сегодняшнего, завтрашнего дня.

А. С. Макаренко

Неуспеваемость вызвана разными причинами и по природе своей неодинакова. Фиксирование отрицательных результатов без исследования их причин не изменят ситуацию. Как узнать, что ста­ло главной причиной отставания, а потом и неуспеваемости, как определить ту главную ниточку, за которую следует потянуть в первую очередь, чтобы коррекция бьша успешной? К какому виду или типу относится неуспеваемость? Чем она вызвана? В какую группу коррекции отнести того или иного неуспевающего? Даже студент определит ученика, у которого неуспеваемость обусловле­на недостатком способностей, и кого она — следствие неорганизо­ванности. И что подходы к устранению будут неодинаковыми.


Индивидуальный подход к каждому неуспевающему хотя и весьма необходим, но осуществить его в условиях большой напол­няемости классов и хронической перегруженности учителей весь­ма затруднительно. Поэтому необходимо вначале выявить причи­ны неуспеваемости, а затем объединить детей в типичные группы, с которыми будет вести учитель целенаправленную коррекцион-ную работу. К причинам неорганического характера относятся:

—особенности раннего развития,

—степень функциональной зрелости организма,

—состояние здоровья ребенка,

—характер имеющихся нарушений по органам и системам,

—условия воспитания в семье.

Среди этих причин нет причин внутришкольного происхожде­ния. Их упорно не замечают, не признают. И только когда ребе­нок переходит в другую школу или специальный класс, нередко оказывается, что именно эти причины были главными. Недостат­ки своей работы педагоги стараются скрывать.

В соответствии с главными причинами выделим следующие группы отстающих (рис. 16):

• недостаточно развитые для школы;

• функционально несозревшие;

• ослабленные дети;

• системно отстающие;

• нестандартные дети;,

• исключительные;

• депривированные семьей и школой;

• педагогически запущенные.

Недостаточно развитые для школы дети составляют пример­но четверть всех отстающих и неуспевающих. У них выявлены нарушения в раннем периоде развития (патология беременности

НЕДОСТАТОЧНО РАЗВИТЫЕ ДЛЯ ШКОЛЫ

0 О

ФУНКЦИОНАЛЬНО НЕСОЗРЕВШИЕ

ОСЛАБЛЕННЫЕ

СИСТЕМНО ОТСТАЮШИЕ

БУДУТ

НЕСТАНДАРТНЫЕ

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ
ДЕПРИВИРОВАННЫЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУШЕННЫЕ

Рис. 16

Tt,


и родов матери, родовые травмы, тяжелые заболевания, задерж­ки в физическом и психическом развитии и т. д.). Они страдают различными хроническими заболеваниями. Живут часто в не­благоприятных микросоциальных условиях.

Недостаточно развитые дети с трудом адаптируются к условиям обучения в школе, распорядку дня, учебной нагрузке. И уже на первых этапах обучения они составляют совершенно определенную группу риска по развитию школьной дезадаптации и неуспеваемо­сти. И чаще всего образуют группу трудных, стойко неуспевающих учеников, которые создают проблему для школы и являются ис­точником беспомощности, растерянности, бессилия учителей.

Функционально несозревшие дети. Они прилежно и добросове­стно учатся, у них есть желание выполнять все школьные задания. Но уже в первые месяцы обучения их поведение и самочувствие меняются. Некоторые становятся беспокойными, вялыми, плак­сивыми, раздражительными, жалуются на головные боли, плохо едят, с трудом засыпают. Все это пока объяснимо: ведь происхо­дит приспособление ребенка к новым условиям, а это не прохо­дит бесследно. Но проходит один-два месяца, а картина не меня­ется, успехов нет. И становится понятно, что некоторые функции организма еще не созрели для школы, учеба пока не по силам. Некоторые дети очень быстро устают (нет школьной выносливо­сти), другие не могут сосредоточиться (не развито произвольное внимание, не сформирована на надлежащем уровне воля), третьи не подтверждают результатов вступительных тестов, тех надежд, которые подавали в первые дни. Появляются отстающие, слабо­успевающие ученики, а некоторые совсем не усваивают програм­му. Многие дети часто болеют, пропускают занятия и в результате также начинают отставать.

Ослабленные дети. Ни для кого не секрет, что среди детей, по­ступающих в 1-й класс, практически здоровы только 20—25%. По неполным данным, 30—35 % первоклассников страдают хро­ническими заболеваниями уха, горла и носа; 8—10 % имеют нару­шения зрения (близорукость, высокая степень дальнозоркости); более 20 % детей составляют группу риска по развитию близору­кости; у 15—20% отмечаются различные нарушения нерв­но-психической сферы, чаще всего как следствие органического поражения коры головного мозга на ранних этапах развития.

Эти дети с трудом приспосабливаются к обучению в школе, чем их более благополучные сверстники. Их оберегали дома, не позволяли напрягаться, их развитие отстает от нормы (ограни­ченный запас сведений, знаний, навыков, плохая ориентация в окружающей обстановке, трудности контакта с одноклассника-


ми, учителем, неправильное поведение в классе, недостаточно развитая учебная мотивация).

Есть и другая категория ослабленных детей. К ним относятся дети, которым дома было все дозволено. Они расторможенны, не­управляемы, быстро утомляющиеся, не способные сосредоточить­ся, длительно работать Эта категория детей обычно испытывает большие трудности при усвоении учебного материала. В каждом классе таких детей около 30—40 %. Обучение их — нелегкая педа­гогическая задача, которая требует от учителя большого напряже­ния, а также духовных и профессиональных умений и навыков. Системно отстающие дети. Чрезмерные эмоциональные, ум­ственные, физические нагрузки, связанные с систематическим обучением, могут явиться причиной существенного ухудшения у этих детей здоровья, особенно если в раннем периоде у него уже имели место различные нарушения и задержка в развитии. Труд­ности обучения чаще отмечаются у детей, которые имеют не­сколько видов нарушений в развитии и поведении. Система слабо действующих отдельных причин в целом приводит к общему не­благоприятному результату. На первый взгляд, все функции в от­дельности развиты как будто достаточно, а общей гармонии нет. Эти дети и составляют группу системно отстающих.

Незначительные отклонения в различных функциональных системах, сочетаясь между собой, приводят к видимым наруше­ниям: расторможенности, двигательному беспокойству, гиперак­тивности. Чрезмерно возбудимые, иногда агрессивные, раздра­жительные дети с трудом переносят напряжение, у них быстро снижается работоспособность. Они не в состоянии организовать свою деятельность, не способны фиксировать свое внимание, не могут установить нормальные отношения со сверстниками, резко реагируют на отказ, не владеют собой, забывают хорошие намере­ния, предпочитают делать только то, что им нравится.

Нарушения поведения, как правило, сочетаются у таких детей с целым комплексом трудностей в письме, чтении, математике. В 1-м классе они долго не могут усвоить правильное начертание букв, красиво и аккуратно писать, у них грязные, неряшливые тетради. К концу учебного года они не усваивают программу со­ответствующего класса. Особенности их поведения, постоянные конфликты, бурные реакции существенно осложняют обстановку

в классе.

Нестандартные дети. Среди них все те, кто «выпадает» по раз­ным причинам из «средней» школы: высокоодаренные, талантли­вые, вундеркинды — и безнадежно отсталые, исключительные в умственном развитии.


 

Есть еще одна группа детей; это так называемые «медленные» дети — тугодумы, и такова особенность их характера. Это может быть связано и с болезнью, и с задержкой развития, и с особенно­стями нервной системы, характера, темперамента. Дети эти здо­ровы, часто весьма одаренные. Они отличаются от сверстников только медленным темпом деятельности. Дольше других включа­ются в работу, труднее переключаются с одного вида работы на другой. Общий темп работы класса им не по силам. Не успевает на уроке написать необходимое число строчек, решить все приме­ры. Торопятся, нервничают, но все равно не успевают за другими. Буквы получаются все хуже и хуже, увеличивается количество ошибок. Им трудно в школе. Не всегда учитель понимает такого ребенка, часто ругает за медлительность, забывая, что это его ин­дивидуальная особенность, с которой нельзя не считаться.

Среди нестандартных есть и дети талантливые, но крайне не­собранные, заторможенные дети. Они не просто тугодумы, а за­торможены во всем. Заторможенный ребенок с трудом переклю­чается с одного вида деятельности на другой, например с переме­ны на урок, на самом уроке с одного вида работы на другой. Ему необходимо время. Он медлит, когда должен уже работать, роется в портфеле, роняет вещи на пол. Учителю необходимо набраться терпения, не торопить его, не делать лишних замечаний, особен­но резким и громким голосом.

Для коррекции таким детям полезно предложить различные виды деятельности, требующей больших физических затрат. Очень часто эти дети прежде всего нуждаются в покое. Полезно отвлечь его, дав «важное» поручение, например сходить за мелом, намо­чить тряпку. Не стоит фиксировать его внимание на плохих по­ступках. Более целесообразно попытаться спокойно объяснить не­достатки его поведения, дать совет, как их исправить.

К нестандартным, исключительным относятся и чрезмерно быстрые, постоянно возбужденные, всегда торопящиеся дети. Это те, кто поднимает руку, еще не дослушав вопроса. Подпрыги­вают, нервничают, вспыхивают от возбуждения — скорей, скорей. Педагог их видит и понимает: приструнит, даст трудное задание, которое непременно должно быть выполнено, будет терпеливо работать с ними в группе коррекции несдержанности.

Депривированные семьей и школой дети. Значительная часть школьников воспитываются в неблагоприятных микросоциаль­ных условиях. Это социальная запущенность: алкоголизм родите­лей, атмосфера ссор, конфликтов, жестокости и холодности по отношению к детям, наказания, подчас несправедливые, с одной стороны, и вседозволенность — с другой. Иногда школа еще

248.


больше усугубляет трудности их жизни, безжалостно выталкивает в разряд педагогически запущенных. К социальной запущенности добавляется педагогическая.

Учителю знакомы рассеянные, забывчивые ученики с очень неустойчивой успеваемостью. У них возникает усталость уже на первом уроке. Они с трудом понимают объяснение учителя, сидят с безучастным взглядом, ложатся на парту, порой засыпают. Уро­ки им кажутся непомерно длинными. Нередко такие дети жалу­ются на головные боли, головокружение. Утомление у них выра­жается в резко сниженной работоспособности, замедленном тем­пе деятельности, они не успевают выполнять задание со всем классом. Во время урока отвлекаются на любые внешние раздра­жители, плаксивы, небрежны в работе. Часто без причины смеют­ся. При чтении теряют строку, не делают смысловых ударений. Иногда старательно выполняют домашние задания, но в классе при ответе теряются, путаются.

Депривированных семьей и школой детей трудно не заметить. Их подгруппы выделяются. На практике опытный учитель сразу определяет: кто хочет учиться, а кто нет; кто трудолюбив, а кто лентяй; кто дисциплинированный, а кто непослушен. Хотя пер­вое впечатление может быть и ошибочным. Здесь главное не на­стаивать на своей оценке детей, а найти в себе силы признать свою ошибку. Только глубокая и всесторонняя диагностика по­может сделать правильный вывод.

На практике принято выделять группы сильных, слабых и средних учеников. Главными формальными критериями являются, конечно, успеваемость и дисциплина. Простым сравнением определяются отличники, «середнячки» и отстающие; примерные и хулиганы. Если учитель поддерживает такое распределение, то и родители, и дети перенимают его взгляды. Но самое печальное то, что ученики принимают отведенные им роли. Отличники стараются все время быть на высоте, ревностно следя за успехами друг друга, а двоечни­ки покорно соглашаются со своим статусом.

Много внимания уделяется характеристикам выделенных групп. Среди отличников есть просто способные дети, которым лег­ко дается учение и которые не придают особого значения оцен­кам — им интересно учиться. Но существуют и ученики, для кото­рых высокая оценка — способ выделиться, показать свое превосходство. Такие дети очень ревнивы к чужим успехам, могут вымаливать у учителя хорошие отметки, плачут или гневаются из-за тройки, выставленной, по их мнению, несправедливо. Тщеславные завистливые создания, они достойный резерв для будущих карьери­стов, бюрократов, льстецов, подхалимов. Существуют и «отличники


поневоле» — вымуштрованные, запуганные родительскими стро­гостями дети, которых дома тщательнейшим образом проверяют.

Отстающие ученики тоже представляют собой разнородную группу: тут и добродушные лентяи, и чрезмерно робкие, застен­чивые дети, и повышенно отвлекаемые, и невнимательные, и от­личные интеллектуалы нестандартного поведения. Многие из них страдают из-за своей неуспеваемости. Роль двоечника постоянно вызывает внутренний протест и поиски каких-то способов ком­пенсации, самоутверждения. Способом компенсации чаще всего становится девиантное поведение.

Приведем пример отстающего ученика. Он долго устраивается на парте, роняет какие-то вещи. Постепенно собирается и готов работать вместе с классом. Однако умственное напряжение скоро утомляет его, на вопрос учителя он не умеет дать быстрый и пра­вильный ответ. Задания не выполняет в нужном темпе, записи располагает неверно. Неудачные попытки выполнить задание, за­мечания учителя, неодобрение одноклассников вместе с пере­утомлением приводят к тому, что он выпадает из общего хода уро­ка, у него возникает вспышка раздражения либо реакция безраз­личия. Нередко вместо учебной деятельности переключается на игровую. Достает из-под парты все, что заранее припас, вовлекает товарища. Естественно, неполное участие в работе на уроках вле­чет накопление пробелов в знаниях, приводит к стойкой неуспе­ваемости. К концу обучения он, как правило, не овладевает зна­ниями и навыками в предусмотренном программой объеме.

Между крайними группами отличников и отстающих удобно расположилась группа «середняков». Она тоже неоднородна, тут возникают свои проблемы, и далеко не каждый удовлетворен сво­им положением. Но в целом здесь реже встречаются невротиче­ские срывы, резкие отклонения в поведении. Но практика Показы­вает, что учителю с «середняками» удобнее работать. Парадоксаль­но, но многим потенциально сильным ученикам тоже нравится быть средними.

Ребенок пришел в школу с твердой установкой — учиться на «хо­рошо и отлично». На первых порах он так и учится, старается, улуч­шает свои показатели. Но к концу начальной школы может и «про­зреть»: выяснить, что быть отличником вовсе не так уж почетно в глазах одноклассников. Первичная установка у некоторых выпуск­ников начальной школы расщепляется. Этим объясняется резкое снижение их успеваемости в 5—6-х классах. Винят в этом обычно недостаточную подготовленность детей, плохую работу учителей на­чальной школы. Но это не всегда так. Меняются взгляды детей, пе­ресматриваются ценностные установки и ориентации. 250


Таким образом, в процессе школьной учебы выделяется не­
сколько групп учеников — успевающие, «середняки», отстаю­
щие. Группы эти неоднородные; в них существует свое пере­
распределение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: