Административная ответственность является видом юридической ответственности, а значит ей, как и уголовной, гражданской и дисциплинарной ответственности, присущи определенные общие признаки:
— выступает как вид государственного принуждения;
— наступает на основании правовых норм;
— наступает за нарушение правовых норм;
— конкретизируется юрисдикционными актами компетентных государственных органов или должностных лиц.
Фактическим основанием административной ответственности является административный проступок.
Понятие - Ст.9. Административный проступок характеризуется признаками и составом. Признаки административного проступка вытекают из его определения: противоправность, виновность, наказуемость. В отличие от преступления, административный проступок не характеризуется на законодательном уровне таким признаком, как общественная опасность. Данный признак в теории административного права часто заменяют признаком «общественная вредность».
Состав административного проступка представляет собой совокупность установленных правом признаков, при наличии которых общественно опасное деяние считается проступком.
|
|
Объектом выступают общественное отношение, регулируемые нормами различных отраслей права и охраняемые нормами административного права.
Объективная сторона представляет собой систему предусмотренных нормами административного права признаков, характеризующих внешнюю сторону административного проступка.
Субъект, то есть лицо, которое его совершило и к которому может быть применено административное взыскание.
Субъективная сторона — это вина, то есть психическое отношение лица, совершившего административный проступок, к своему деянию и к вредным последствиям, наступившим вследствие данного деяния.
Нап ст 51
Неосторожность представляет собой самостоятельную форму вины, предусмотренную административным законодательством. Наряду с умыслом неосторожность рассматривается как менее опасная форма вины. Выделяют два вида неосторожности: противоправная самонадеянность и противоправная небрежность. Противоправная самонадеянность представляет собой такой вид неосторожной вины, при котором лицо, совершившее административный проступок, допускало наступление вредных последствий деяния, но легкомысленно, самоуверенно рассчитывало на их предотвращение. Противоправная самонадеянность — это легкомысленное решение осуществить виновное деяние, несмотря на то, что оно явным для виновного образом угрожает опасными последствиями для государства или охраняемым интересам, и учитывая обстоятельства дела при необоснованной надежде на предотвращение этих последствий.
|
|
Противоправная небрежность — это вид неосторожной вины, при котором лицо, совершившее административный проступок, не предвидело наступление вредных последствий своего деяния, хотя должно было и могло их предвидеть. Суть этого вида вины состоит в том, что лицо, которое имеет реальную возможность предвидеть вредные последствия своих деяний, не превращает возможность предотвратить их в реальную действительность, не напрягает свои интеллектуальный или физический потенциалы для совершения волевых действий, которые были бы направлены на такое предотвращение. Следует иметь в виду, что в отличие от всех приведенных выше видов вины, при совершении проступка по неосторожности лицо не предвидит вредных последствий своего деяния. Такое непредвидение последствий своего деяния говорит о неуважении лицом требований законодательства, своих должностных обязанностей, интересов общества.