Карьера госслужащего как элемент профессиональной и организационной социализации. Стадии профессиональной карьеры и этапы жизненного пути

В рамках профессиональной и организационной социализации понятие «карьера» имеет широкое и узкое толкование. В широком понимании карьера это профессиональное продвижение, профессиональный рост, этапы восхождения госслужащего к профессионализму, переход от одних уровней, этапов, ступеней профессионализма к другим. Результатом карьеры является высокий профессионализм человека, достижение признанного профессионального статуса. Критерии высокого профессионализма могут метаться в течение трудовой деятельности человека.

В узком понимании карьера это должностное продвижение, достижение определенного статуса в профессиональной деятельности, занятие определенной должности.

Осуществление же карьеры с позиции индивида определяется учеными как пригодность и готовность к выполнению социальной роли. При этом под пригодностью понимается реализация психофизиологических способностей госслужащего по отношению к определенному виду труда, а под готовностью - единство знаний, навыков и желания выполнять этот труд.

Реализация конкретной карьеры в практике профессиональной и организационной социализации строится на базе какой-либо модели, либо теоретической либо имплицитно присущей человеку.

Первая из них - модель жизненных циклов. Основанная на том, что за время своей работы человек периодически сталкивается с ситуациями, которые требуют от него усложняющихся профессиональных действий. В этих случаях он оказывается перед необходимостью совершенствовать свои навыки или переучиваться. Для того, чтобы осуществлять процесс труда на очередной стадии, специалисту необходимо преодолевать существенные трудности. При этом значительную помощь оказывает высокий уровень такого аспекта мотивации к карьере, как карьерное упорство.

Вторая модель - организационно-ориентированная, в которой предполагается, что человек продвигается по стадиям карьеры, зарождающимся в самой организации, где действуют слаженные рабочие группы. При этом одним из ведущих личностных качеств, обеспечивающих успешность продвижения, является умение «подлаживаться под темп поведения своих коллег».

Третья модель - личностно-ориентированная. Она описывает движение по карьерным стадиям, исходя из потребностей работника: одни хотят быстрого продвижения, другие не хотят, а третьи не прочь остаться на одной и той же стадии, вплоть до пенсии.

Для грамотного построения продвижения по служебной лестнице необходимо учитывать на какой стадии профессиональной карьеры находится госслужащий, и соотносить ее с этапом жизненного пути. Это может помочь уточнить цели профессиональной деятельности, степень динамичности и главное - специфику индивидуальной мотивации. Представим краткое описание этапов карьеры следующей таблицей:

Предварительный этап

Предварительный этап включает учёбу в школе, среднее и высшее образование и длится до 25 лет. За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребности и отвечающего его возможностям. Если он сразу находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения его как личности, он заботится о безопасности существования.

Это период, когда закладывается база как общетеоретических, так и практических знаний, человек успевает получить среднее или высшее профессиональное образование.

Далее наступает этап становления, который длится примерно пять лет от 25 до 30. В этот период работник осваивает профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Работника беспокоят вопросы, безопасности, здоровья. Появление у большинства работников семьи, рождение детей, приводит к увеличению потребности в более высокой заработной плате.

Этап продвижения

Этап продвижения длится от 30 до 45 лет. В этот период идет процесс роста квалификации, продвижения по службе. Происходит накопление практического опыта, навыков, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение как личности. В этот период гораздо меньше внимания уделяется удовлетворению потребности в безопасности, усилия работника сосредоточены на увеличении размеров оплаты труда и заботе о здоровье.

Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов и длится от 45 до 60 лет. Наступает пик совершенствования квалификации. Появляется потребность передачи знаний другим. Для этого этапа характерно творчество в работе, пик самовыражения и независимости, усиливается потребность в уважении. Растет потребность в увеличении оплаты труда и интерес к дополнительным источникам доходов.

Этап завершения

Этап завершения длится от 60 до 65 лет. Работник готовиться к уходу на пенсию, идет поиск замены и обучение претендентов. Это период кризиса, физиологического и психологического дискомфорта. Увеличивается потребность в уважении и самоутверждении. Работник заинтересован в сохранении уровня оплаты труда, но стремятся увеличить другие источники дохода, которые заменили бы им заработную плату данной организации при уходе на пенсию и были бы хорошей добавкой к пенсионному пособию.

Пенсионный этап

На последнем - пенсионном этапе карьера в данной организации (виде деятельности) завершена. Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы в организации или выступали в виде хобби. Внимание уделяется здоровью и поддержанию финансового положения. Такие специалисты часто с удовольствием соглашаются на временные и сезонные работы в своей организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: