Предмет и объект психологии; основные этапы ее становления как науки

Психология развивалась в 2-х направлениях:

- донаучное - философское (в рамках философии);

- научное – как наука (развивается самостоятельно всего 150 лет)

Психо - «Душа», Логия - «Наука»;

Предмет психологии – в нем изучали – душу, сознание, поведение

Первые психологические знания в рамках науки о душе – первые идеи основаны на преклонении богам, вера в язычество. Потом в античной психологии четко определены 2 линии:

- матеарилистическая линия – Демокрит, созданы основы атомоместического направления – человек создан из атомов, следовательно душа из атомов; человек смертен и – душа смертна.

- идеалистическая линия – Платон, создал учение об идеях – душа это ненчто идеальное, душа регулирует наше отношение с окружающем миром; тело и душа взаимосвязаны.

Для примера:

- Аристотель - был дуалистом (метариалист и идеалист). Его идеи – душа делает тело живым; 3 ступени жизни – растительная, животная и разумная – только у человека.

- Гипокрит – материалист, создатель медицины. Создал учение о темпераментах, на основании соков, которые в человеке (слизь – флегматик, кровь – сангвиник, желтая речь – холерик, черная желчь - меланхолик).

Средневековье.

Время безоговорочного подчинения церкви и с другой стороны бурное развитие искусства. Психология в это время приобретает характер мистики.

Ученые – Авиценна – человек зависит как его воспитывают, в каких условиях.

Эпоха Возрождения – возрождается наука (возвращает нас к тому, чтобы научным путем доказать истину). Ученые – Коперник, Галеллей.

В 1590 году немецкие схоласты (Гоклениус и Коссман) ввели термин – ПСИХОЛОГИЯ.

С 16 века возникают теории, что предметом психологии является не только душа, но и сознание.

Идея Декарта – проблема сознания поставлена как психофизическая проблема (определил первым, что психика человека не только душа, но и сознание). Что существует два первоначала, две разные субстанции: для души и для тела. Этот подход получил название – дуализм. Поскольку процессы, которые происходят в душе и теле, рассматривались как параллельные и независимые друг от друга, в психологии появилось понятие психофизического параллелизма. Декарт ввел понятие – «рефлекс», «сомнение», «мысль».

В Новое время психология, как и другие науки, избавлялась от диктата богословия. Наука стремилась снова, как и в период ан­тичности, стать объективной, рациональной, а не сакральной, т. е. основанной на доказательствах, на разуме, а не на вере. Проблема предмета психологии снова встала со всей актуальностью. В это время еще было невозможно полностью отказаться от богословско­го подхода к пониманию души. Поэтому психология меняет свой предмет, становясь наукой о сознании, т.е. о содержании сознания и путях его формирования. Это позволило отделить предмет психо­логии от предмета богословия в исследованиях души и ее функций.

Однако этот переход привел к тому, что уже к XVIII в. факти­ческим предметом психологии стали познавательные процессы, в то время как поведение, а также эмоциональные процессы, лич­ность и ее развитие не вошли в этот предмет. Такое ограничение области исследования на первых порах имело и положительное значение, так как давало психологии, как уже говорилось, возмож­ность избавиться от сакральности, стать объективной, а позднее и экспериментальной наукой. Это также позволяло ей выделиться в самостоятельную науку, отделив свой предмет, свою область иссле­дования от предмета философии. С другой стороны, такой подход начинал препятствовать развитию психологии, поэтому уже к се­редине XIX в. он был пересмотрен.

Благодаря развитию биологии, в том числе теории эволюции Ч.Дарвина, работам Г.Спенсера и других исследователей, психо­логия не только отошла от философии, идентифицировав себя с естественными дисциплинами, но и расширила свой предмет, вы­ведя его, как сказал И.М.Сеченов, «из поля сознания в поле пове­дения». Таким образом, кроме познавательных процессов в пред­мет психологии были включены поведение и эмоциональные про­цессы. Важно, что стремление стать объективной наукой не при­вело еще к появлению новых методов исследования психики, так как до 80-х годов XIX в. ведущей остается интроспекция.

Важнейший этап в развитии психологии связан с появлением экспериментальной лаборатории В. Вундта, сделавшего психоло­гию не только самостоятельной, но и объективной, экспериментальной наукой.

В середине 19 века (30-е годы) превращение психологии в науку. Основатель – немецкий ученый Вуд. Его труд – «Очерк по теории восприятия». Он считал, что психология должна быть эксперементальной наукой и создал первую лабораторию и главным предметом изучения считал сознание. Затем стал считать, что психология должна изучать человеческий дух.

Ученые не пришли к единому мнению что должна изучать психология и возник кризис. Основу для кризиса заложил Вуд, т.к. то эксперементальная психология, то психология духа.

Однако ассоцианистический подход, на базе кото­рого и выстраивал свою модель психологии В. Вундт, не мог уже объяснить новые факты душевной жизни, не мог быть распростра­нен на изучение структуры личности, эмоциональных переживаний, творческой активности человека. Ограниченным было и приме­нение тех экспериментов и тестов, которые существовали в психо­логии в начале XX в.

Это заставило ученых искать новый предмет и новые методы исследования психики. Первые школы, зародившиеся в то время (структурализм, функционализм, Вюрцбургская школа), просуще­ствовали недолго. Однако они показали, что среди психологов не существует уже единого мнения о том, что и как должна изучать психология. Так начался период исканий психологии, адекватной новой ситуации и требованиям времени, который получил назва­ние периода методологического кризиса

Кризис продолжался до 30 –х годов XX века.

Причины кризиса:

- влияние философии позицивизма (позицивизм – американское напрвление)

- стал развиваться антиинтеллектуализм (инстинкт выше разума)

- фундаментальные открытия в химии, физике и др. науках

В результате вся психология разделилась на несколько направлений:

1. Бихевиоризм.

2. Гештальппсихология.

3. Глубинная психология.

4. Описательная психология.

5. Французская социальная школа.

Во второй половине XX в. возникают новые школы и направ­ления - гуманистическая психология, генетическая (или эпистемо-логическая) психология, а также когнитивная психология, которая сформировалась уже в 60-е годы. Это последняя из появившихся в XX в. психологическая школа (см. табл. 1). Таким образом, мож­но сказать, что с середины XX в. психология вступила в совре­менный нам этап своего развития, для которого характерно уже не дробление на все новые школы, а тенденция к объединению.

Таким образом, с середины прошлого века психология в течение более ста лет в первую очередь была ориентирована именно на биологические, естественные науки, а не на философию? Точно так же связь с педагогикой, возникшая еще в античности, оставалась достаточно слабой до периода Просвещения. На­чиная с этого времени проблемы педагогики, требования педаго­гической практики стали одним из ведущих факторов, влияющих на психологическую проблематику.

1. Общее и особенное в подходах к личности в общей и социальной психологии.

В общей психологии личность -- это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Очень характерен в этом направлении подход

В социальной психологии изучаются те же стороны личности, которые характеризуют социальные связи и отношения. Это вопросы концепции, социальные установки, ценности, нормы, формы социального поведения, его мотивы и мотивации и ряд других явлений, характеризующих личность со стороны ее взаимоотношений и взаимодействий с обществом и другими людьми.

Все психологи согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся и для этого человек должен предпринять немалые усилия: вначале овладеть речью, а затем с ее помощью многими моторными, интеллектуальными и социокультурными навыками. Личность рассматривается как результат социализации индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных человечеством. Чем больше человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет.

Для социальной психологии важно как минимум установить отличие своего подхода к личности от подхода к ней в двух "родительских" дисциплинах: социологии и психологии.

В самой общей психологии нет единства в подходе к пониманию личности. Правда, тот факт, что личность описывается по-разному в системе общепсихологической науки различными авторами, не касается вопроса о ее социальной детерминации. В этом вопросе согласны все, исследующие проблему личности в отечественной общей психологии.

Различия в трактовке личности касаются других сторон проблемы, пожалуй, больше всего -- представления о структуре личности. Предложено несколько объяснений тех способов, которыми можно описать личность, и каждый из них соответствует определенному представлению о структуре личности. Меньше всего согласия существует по вопросу о том, "включаются" или нет в личность индивидуальные психологические особенности. Ответ на этот вопрос различен у разных авторов. Как справедливо отмечает И.С. Кон, многозначность понятия личности приводит к тому, что одни понимают под личностью конкретного субъекта деятельности в единстве его индивидуальных свойств и его социальных ролей, а другие понимают личность "как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в прямом и косвенном взаимодействии данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения".

К.К. Платонов понимал под личностью некую биосоциальную иерархическую структуру. Ученый выделял в ней следующие подструктуры: направленность; опыт (знания, умения, навыки); индивидуальные особенности различных форм отражения (ощущения, восприятия, памяти, мышления) и, наконец, объединенные свойства темперамента.

К концу 1970-х гг., кроме ориентации на структурный подход к проблеме личности, стала развиваться концепция системного подхода. В этой связи особый интерес представляют идеи А.Н. Леонтьева. Личность, по его мнению, -- это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в процессе социального развития (онтогенеза).

Концепция личности А.Г. Ковалева.

А.Г. Ковалёв ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:

-темперамента (структуры природных свойств),

-направленности (система потребностей, интересов, идеалов),

-способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.

Концепция личности В.Н. Мясищева.

В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).

С этой точки зрения структура личности - лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: