Философское понимание сущности человека

Человек как предмет психолого-педагогической антропологии

Впервые термин «педагогическая антропология» употребил Н.И. Пирогов в своей знаменитой статье "Вопросы жизни", а уточнил и наполнил конкретным содержанием в 1867 г. К.Д. Ушинский в качестве особой точки рассмотрения человеческого воспитания. Он использовал его при обсуждении вопросов о педагогической науке и практике подготовки педагогов. К.Д. Ушинский обсуждал вопрос о статусе педагогики, о том, есть ли специальная наука воспитания. Он считал, что педагогика, наряду с медициной и политикой. Согласно Ушинскому, педагогика поддерживается только такими науками, которые нацелены на познание человека. Для Пирогова как и для Ушинского термин педагогическая антропология обозначал новую педагогику. Определяющую роль в этой педагогике играли исходные установки суть которых можно выразить следующим образом.

Основополагающие идеи педагогической антропологии были в дальнейшем разработаны О.Ф.Больновым, акцентирующим внимание на выявлении смысла образования, заключающегося, в частности, в формировании нового образа человека, адекватного его существованию. Главной задачей личности становится определение своей "меры жизни", понимание смысла происходящего, отношение к нему с позиций собственных возможностей и целей, выработка личностных критериев существования. Соответственно основной функцией образования является герменевтическая, то есть обучение пониманию, при этом, содержание образования должно стать смыслопорождающим, тем самым - воспитывающим.

Природа и сущность человека — философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, в той или иной мере присущие всем людям.

Изучением и интерпретацией природы и сущности человека занимаются на разных уровнях обобщения философия, антропология, психология, социобиология,теология. Однако среди исследователей не существует единого мнения не только о характере природы человека, но и о наличии природы человека как таковой.

Сущность человека у Аристотеля — это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой. В философии единого и однозначного определения человека и его природы не существует. В широком смысле человека можно описать как существо, обладающее волей, разумом, высшими чувствами, способностями к коммуникации и труду.

· Кант, исходя из понимания природной необходимости и нравственной свободы, разграничивает антропологию на «физиологическую» и «прагматическую». Первая исследует то, «… что делает из человека природа…», вторая — то, «… что он, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам».[7]

· Синтез позиций современной биологии (челове́к — представитель вида Человек разумный) и марксизма («… сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений») приводит к пониманию человека как субъекта исторически-социально-культурной деятельности, представляющим собой единство социальной и биологической природы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: