Сущностное определение человека.
Лекция 3
Цели изучения лекции:
А) знать: | В) уметь: |
- сущностные характеристики человека; | - характеризовать сущностные характеристики человека; |
- основные положения философской антропологии; | - различать светскую и научную антропологию человека; |
- светские и религиозные трактовки антропологии | - обосновывать научную точку зрения на сущность человека. |
1. Источники знаний о человеке и сферы жизнедеятельности человека
2. Основные идеи философской антропологии о человеке
3. Светская и религиозная антропологии
4. Этапы развития живого и сущностные характеристики человека.
С незапамятных времен человек стал изучать окружающий мир и сначала приспосабливался под него, а затем с развитием цивилизации стал изменять мир под себя, приобретая все большее могущество над природой. В.И. Вериадский назвал эпоху, когда человеческий разум проникает во все сферы человеческого разума – ноосферой.
Идея круга, окружения является одним из древнейших архетипов человеческого сознания, которая потом с развитием пространственного мышления перешла в идею “сферы”, т.е. шара.
Мы пользуемся терминами социосфера, понимая под этим совокупность человеческих отношений в обществе, в котором живет человек.
Техносфера – совокупность технических средств, приборов, приспособлений, которые окружают человека.
Инфосфера – совокупность информации, которая окружает человека.
А.И. Бердяев сказал: “В человеке пересекаются все круги бытия”.
Человек есть великая загадка для самого себя, потому что он свидетельствует о существовании высшего мира.
Как существо, человек есть существо противоречивое и парадоксальное, совмещающее в себе полярные противоположности, высокое и низкое, слабое и сильное, свободное и рабье. Он зависит от природной среды и вместе с тем он вносит в нее принципиально новое начало. Человек есть новизна в природе. Нельзя понять человека из того, что ниже его, понять можно лишь из того, что выше его. Поэтому проблема человека ставилась в религиозном сознании.
Различия христианских антропологий: католическая антропология, протестанская антропология, православная антропология.
Католическая антропология – человек сотворен естественным существом, акт благодати дает ему сверхъестественные дары. В грехопадении человек теряет эти дары, но как существо естественное, он мало поврежден.
Протестанская антропология – человек оказывается не духовным существом. Грехопадение извратило и уничтожило человеческую природу, помрачило разум, лишило его свободы и поставила всю его жизнь в зависимость от благодати.
Православная антропология – в центре стоит учение об образе и подобии Божьем в человеке, т.е. человек сотворен духовным существом. В грехопадении богоподобная и духовная жизнь человека не уничтожена, а лишь повреждена.
Парадоксом является тот факт, что человек стал объектом собственного изучения только в ХХ веке. Тезис древнегреческого философа Протагора “Человек есть мера всех вещей” по настоящему стал пониматься через 2,5 тысяч лет.
В начале ХХ века немецкий ученый Макс Шелер поставил задачу целостного изучения человека и заложил тем самым основание философской антропологии.
По его мнению, в истории человечества слово “человек” ассоциируется с тремя кругами идей.
1.Круг идей иудейско-христианской традиции об Адаме и Еве, о творении, рае и грехопадении.
2.Греко-античный круг представлений, в котором самопознание человека впервые возвысилось до понятия о его особом положении, благодаря наличию у него разума, логоса (мышления). С этим учением тесно связано учение о том, что и в основе всего универсума находится надчеловеческий разум, к которому причастен и человек, и только он один из всех существ.
3.Третий круг представлений – это представления современного естествознания и генетической психологии, согласно которому человек есть поздний итог развития Земли. И отличается от предшествующих форм животного мира, только степенью сложности соединения энергий и способностей.
В человеке действуют те же самые элементы, силы и законы, что и во всех других живых существах. Все душевное и духовное здесь понимается исходя из влечений, ощущений.
Итак, человек – не разумное существо, а “существо, определяемое влечениями”.
Человек – лишь дальнейшее развитие высших психических способностей, которые наблюдаются у человекообразных обезьян.
Вывод: 1.Человек – это животное, использующее знания.
2.Человек – это животное, использующее орудия.
3.Человек – это существо, наделенное мозгом, т.е. существо у которого мозг, потребляет значительно больше энергии, чем у животного. Поэтому больше развиты психические процессы. В основе этих психических процессов лежит влечение.
Влечения: 1.Система размножения.
2.Система властвования.
3.Система питания.
4.Четвертый круг – Декаданс человека (вымирание), или дезертир жизни.
Итак:
1.Человек – это не тупик развития, он есть тупик жизни вообще!
2.Человек вовсе не душевнобольной. Напротив, его дух делает человека разумным существом, где энергия потребляется не всем организмом в целом, а односторонне направляется в головной мозг на обеспечение его деятельности – это и есть болезнь.
Шелер настаивает на том, что необходимо дать “Сущностное понятие человека”, которое было бы предельно противоположное понятию “животного вообще”.