Билет 16

1. Диалектика единичного, особенного и всеобщего

Единичное — определенное, ограниченное в пространстве и времени тело, вещь, система вещей данного качества,

Особенное - категория, выражающая реальный предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов — единичного и всеобщего. Обычно особенное рассматривается как нечто, опосредствующее отношение между единичным и всеобщим.

Категория всеобщего - есть отражение реально всеобщего, т. е. объективного единства многообразных явлений природы и общества, в сознании человек.

Каждый объект предстает перед человеком сначала как нечто Е. Общие черты,.. присущие нек-рым объектам, относящимся к определенному классу, выступают как О. Др., обнаруживающиеся у всех без исключения представителей этого класса, рассматриваются как В.

Фалес основу всех вещей, В., видит в воде, Гераклит — в огне, Демокрит — в атомах. Аристотель не считал В. особой сущностью, отделенной от Е., от объектов реального мира. В. для него — это прежде всего абстракции, используемые человеческим разумом. Учение Аристотеля стало базой для враждующих течений номинализма и реализма (Реализм средневековый). Локк понимает В. только как абстрактное, словесное выражение сходства явлений.

Раскрывая объективную связь вещей и явлений мира с помощью категорий Е., о. и в., материалистическая диал. говорит, что В. воплощает в себе все богатство индивидуального, отдельного, что Е. не существует без В., а последнее без Е., что в известных условиях Е. не только связано с В., но и переходит в него.

2. Философия французского просвещения

Во франции церковь – цитадель филосовского мировоззрения. Внедряла идею – власть королей имеет божественное происхождение.

Ш Монтескье – философ, писаьель, юрист, учёный. Признавал бога, но видел в нём лишь средсво для наведения в обществе порядка. Отвергал идею бессмертия душ. Критиковал религию за власть и влияние. Движущ сила р-я общества – влияие климата, почвы, рельефа

Вольтер – Распространял научн знания во Франции. Дважды заключён в бастилию. Сторонник опытного исследования мира. Представитель сенсуализма.Крииковал теорию врождённых идей Декарта – разум вырабатывает идеи на основе ощущений и показаний органов чувств. Боролся с церковью.

Руссо – Материя не сотворима и существует не зависимо от сознания ч-ка. Душа бессмертна. Мир познаваем но человек до конца познать его не в состоянии.Против религии. Но она следит за нравственностью ч-ка. Сторонник эмпирич познания.

Дидро – выдвинул идею о создании энциклопедии наук, искусств и ремёсел – содержание было свободно от религиозных предрассудков


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: