Билет 17 Сущность

1.Сущность и явение. Познание сущности как диалектический процесс

Сущность - это главная, внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета (или совокупность его сторон и отношений). Сущность определяет природу предмета, из нее вытекают все его остальные стороны и признаки. Так, сущностью живого организма является присущий ему обмен веществ. Он лежит в основе всех жизненных отправлений, составляет внутреннюю природу всякого живого тела., из обмена веществ, вытекают все прочие факторы жизни: раздражимость, сокращаемость, способность к росту, внутреннее движение.

Явление - это внешнее, непосредственное выражение сущности, форма ее проявления. Обмен веществ, как сущность всего живого, обнаруживается в самых разнообразных явлениях. Она проявляется почти в 500 тысячах видов растений и около 1,5 миллиона видов животных. Все они отличаются друг от друга по внешнему виду, степени развития, по-разному питаются, растут и размножаются.

Сущность и явление взаимосвязаны, неразрывны. Явление - это та же сущность, но взятая со стороны проявления ее в непосредственной действительности. Сущность - это те же явления, те же многообразные моменты, стороны, но взятые в их наиболее устойчивом, глубоком, общем виде.

Сущность и явление противоположны, они никогда не совпадают полностью. Сущность не видна на поверхности, она скрыта, недоступна непосредственному наблюдению. Она может быть раскрыта только в процессе длительного всестороннего изучения предмета. Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, писал Маркс, то всякая наука была бы излишня. Задача науки в том и состоит, чтобы за множеством явлений, внешних сторон, черт действительности отыскивать сущность - внутренние, глубинные процессы, лежащие в их основе.

2.Философия Канта.

Кант – немецкий филосов. два периода: до и после 1770 года. 1ый из них принято называть «докритическим», 2 — «критическим». «докритический» - позиции естественнонаучного материализма. В центре - проблемы космологии, механики, антропологии и физической географии. выдвинул гипотезу - наша и другие планеты — это осколки Солнца, постепенно остывшие. 1770 - С позиций материализма Кант переходит на позиции субъективного идеализма. Пространство и время теперь - не как объективные формы внешнего мира, а как доопытные, присущие сознанию формы созерцания. Свое Ф.ское учение - называет критическим. «Критика» — и есть проверка. Первая задача — предмет теории познания, вторая — предмет этики, третья — предмет эстетики (учения о прекрасном и возвышенном)

Теория познания. три ступени: 1) чувственное познание, 2) рассудок и 3) разум. Пространство и время — лишь субъективные формы созерцания, налагаемые нашим сознанием на внешние предметы. Такое наложение является необходимым условием познания. Такую позицию Канта нельзя оценить иначе как дуалистическую: вещи-в-себе существуют вне нас, но они не познаваемы.

Этика. Кант отклоняет религиозную мораль: мораль, считает он, не должна зависеть от религии. Напротив, религия должна определяться требованиями морали. Человек, другими словами, не потому морален, что верит в Бога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: