Данный этап предназначен для определения состава потенциальных покупателей продукции, а также основных направлений политики предприятия в области коммерческой деятельности. В этих целях необходимо определить положение предприятия на рынке, проработать положения снабженческо-сбытовой политики, а также обеспечить должную организацию и функционирование сбытовой службы организации.
Необходимо понять, что и кому будет продаваться и почему люди будут это покупать. Надо помнить, что люди покупают не просто продукт или услугу, а совокупность определенных преимуществ, разрешая свои проблемы. Эта совокупность преимуществ включает в себя четыре элемента (специалисты по маркетингу называют их маркетинговым комплексом): характеристики самого продукта, его цену, поощрение спроса на данный продукт и место его реализации.
Суть центральной идеи теории маркетинга состоит в том, что рынок включает в себя довольно обособленные подразделения или сегменты. Каждый сегмент предъявляет специфические требования к продукции или услугам. Если организация приведет свою продукцию или услуги в соответствие с этими требованиями и сделает это лучше, чем конкуренты, то она сможет увеличить долю своего участия на рынке и, следовательно, увеличить прибыльность. Важным обстоятельством при этом будет определение покупателей: каковы их запросы и как на них выйти, довести до них свою продукцию. Без хорошего понимания запросов покупателей (клиентов) нельзя оценить сильные и слабые стороны продукции или услуг.
|
|
Необходимые данные можно получить, обратившись в соответствующие организации, а можно провести и собственные исследования. Источником информации могут стать публикации
отраслевых ассоциаций, правительственные отчеты и статьи в научных журналах.
Данные о потенциальных размерах рынка могут обосновать те положения бизнес-плана и бюджета, которые касаются маркетинга. Они должны включать информацию об организациях-конкурентах, о торговой наценке, о рыночных трендах (тенденциях) и перспективах роста.
Анализ положения предприятия на рынке. Для составления прогноза относительно будущего спроса в первую очередь необходимо провести анализ положения предприятия на рынке.
В целях проведения анализа такого положения целесообразно выполнить следующие основные мероприятия:
а) создание на предприятии структурного подразделения, от
вечающего за маркетинг;
б) проведение маркетинговых исследований (рекомендуется
консультирование в организациях, специализирующихся на пре
доставлении маркетинговых услуг);
|
|
в) проведение анализа существующих сетей сбыта продукции
(анализ эффективности существующей стратегии сбыта; анализ
эффективности использования различных каналов сбыта товара
(прямые связи, розничная продажа, биржевая или аукционная
продажа, дистрибьюторская и дилерская схема сбыта и т. п.).
При определении положения предприятия на рынке рекомендуется получить информацию о:
— показателях экономического развития отраслей и регионов;
— направлениях государственной политики, определяющих
производство и сбыт выпускаемой предприятием продукции;
— существующем уровне отечественного производства, объе
мах импорта и экспорта аналогичной выпускаемой продукции, а
также производстве и импорте продукции-заменителя;
— потребителях и сегментации рынка;
— основных характеристиках рынка для каждого его сегмента
(эластичность сложившихся цен, потенциальная и реальная ем
кость рынка, его насыщенность);
— географическом распределении товара, его экспортных рын
ках;
— конкурентах (объем продаж в целом и по сегментам рын
ка, общая доля на рынке, цели, поведение на рынке, самооцен-
158 Бюджетирование на современном предприятии
Бюджетирование на современном предприятии 159
ка и т. д.), их сильных и слабых сторонах (по качеству выпускаемой продукции, ценовой политике, продвижению товара, сбытовой политике, послепродажному обслуживанию, формам осуществления расчетов: «живыми» деньгами, предоплата, в рассрочку и т. д.);
— уровне конкуренции в секторе выпускаемой продукции (давление через продукцию-заменитель, способность покупателей и поставщиков прийти к соглашению).
По результатам маркетинговых исследований составляется оптимистический, пессимистический и средневзвешенный прогнозы развития рынка. В рамках каждого из прогнозов рекомендуется: определять фазы и продолжительности жизненного цикла по каждому виду продукции, выпускаемой предприятием; составлять прогноз развития рынка; оценивать потенциальные риски деятельности предприятия.
Снабженческо-сбытовая политика. Снабженческо-сбытовая политика предприятия определяется как неотъемлемая часть органически единого комплекса деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей покупателя продукции предприятия. Подчиненное таким целям производство, его снабжение материально-техническими ресурсами и сбыт продукции являются составными частями единой маркетинговой политики предприятия.
Снабженческо-сбытовая политика предприятия заключается в ее интеграции в совокупность экономических отношений рыночной экономики, в осуществлении взаимосвязанных функций управления предприятием.
Реализация снабженческо-сбытовой политики состоит прежде всего в определении ее целей на данном предприятии, адекватных показателей эффективности и выбранной стратегии деятельности предприятия. Для достижения этих целей вырабатываются и применяются специфические средства прогнозирования, планирования, координации, регулирования, контроля, учета и анализа работы по снабжению и сбыту.
Предприятие обеспечивает проведение снабженческо-сбытовой политики во взаимосвязи с совершенствованием экономического механизма предпринимательской деятельности, работы по подготовке и заключению договоров (контрактов), информационных связей и технического оснащения структурных подразделений,
осуществляющих функции управления предприятием, рационализацией своей организационной структуры.
Продажа (сбыт) производимой предприятием продукции происходит в условиях жесткой конкуренции продавцов, и для достижения успеха от предприятия требуется преодоление многих проблем, связанных со сбытом своей продукции, решение которых зависит от выбора секторов и сегментов рынка, ассортимента производимой продукции, выбора регионов продаж, а также эффективности организации и технологии производства.
|
|
Эффективная снабженческо-сбытовая политика проводится на основе маркетинга. Цель маркетинга — изучение потребностей рынка в целях максимального удовлетворения потребностей потребителей и обеспечение условий получения наибольшей прибыли предприятия от сбыта произведенной им продукции.
В соответствии с этой целью в состав функции маркетинга входят следующие основные задачи:
— анализ состояния и прогнозирование развития рынка;
— организация покупки материалов, сырья и полуфабрика
тов, необходимых для производства продукции;
— организация продажи продукции предприятия;
— развитие рынка, привлечение новых покупателей, изучение
потребностей в иных типах услуг со стороны предприятия;
— организация эффективной обратной связи от потребителей
к производству, включая рассмотрение претензий потребителей.
В современных условиях функция маркетинга становится основой деятельности предприятия. В связи с этим рекомендуется не ограничивать функцию маркетинга исключительно специализированными подразделениями внутри предприятий. Задача руководства предприятия — создать у каждого работника ясное представление о потребителе, его запросах; вовлечь максимальное количество работников в непосредственные контакты с потребителем; создать условия, побуждающие каждого работника заботиться о расширении сбыта продукции своего предприятия.
Построение функции маркетинга зависит от размеров предприятия, разнообразия производимой им продукции, а также рынков, на которых оно оперирует. Для средних и крупных предприятий рекомендуется применение следующих форм маркетинга: стратегический, оперативный и тотальный маркетинг.
Стратегический маркетинг включает:
— анализ положения предприятия на рынке;
— выявление и анализ деятельности существующих и потен
циальных «конкурентов»;
|
|
— составление прогнозов развития рынка;
— анализ существующих сбытовых сетей;
— анализ существующей системы снабжения;
— формирование перспективных задач для финансовых, тех
нических, производственных, сбытовых, научно-исследовательс
ких и конструкторских подразделений по улучшению положения
предприятия на рынке;
— составление бизнес-плана деятельности предприятия.
Организационно для данной деятельности целесообразно создать отдельное постоянно действующее структурное подразделение, подчиняющееся непосредственно руководителю предприятия или его заместителю. К работе этого подразделения рекомендуется привлекать высококвалифицированных специалистов всех основных функциональных подразделений предприятия.
Функциями оперативного маркетинга являются:.
— заключение договоров на поставку продукции и/или конт
роль дилерской и дистрибьюторской сети;
— определение структурными подразделениями планирова
ния и производства ассортимента и графика выпуска продукции;
— еженедельный прогноз сбыта продукции и проработка
на его основе совместно со структурными подразделениями
предприятия, связанными с его финансово-экономической и
производственной видами деятельности, объема минимально
необходимого запаса готовой продукции на складах предпри
ятия;
— еженедельный анализ совместно со структурными подраз
делениями, отвечающими за снабжение, необходимого переходя
щего запаса сырья, основных и вспомогательных материалов,
тары и упаковочных материалов, обеспечивающих удовлетворе
ние постоянного и спонтанного спроса покупателей;
— периодическое определение совместно с соответствующими
структурными подразделениями, связанными с финансово-эконо
мической деятельностью предприятия, диапазона цен на продук
цию;
Бюджетирование на современном предприятии 161
— периодическое определение совместно с соответствующими
структурными подразделениями, связанными с его финансово-
экономической деятельностью и бухгалтерией, критериев оценки
платежеспособности основных клиентов;
— установление рациональных условий оплаты продукции,
исходя из финансового состояния предприятия и его клиентов;
— определение структурным подразделениям, обеспечиваю
щим производственный процесс, заданий по требованиям покупа
теля, в том числе по улучшению качества продукции;
— определение средств, направляемых на рекламу, а также
форм рекламной деятельности, периодический контроль эффек
тивности расходов на рекламу.
Проведение оперативного маркетинга может осуществляться в едином структурном подразделении предприятия, включающем в себя подразделения по сбыту продукции, по претензионно-право-вой работе, по связям с общественностью, внешнеэкономической деятельности и т. д.
Цель тотального маркетинга состоит в привлечении максимального количества работников предприятий к маркетинговой деятельности.
Функциями тотального маркетинга являются:
— привлечение к работе подразделений, отвечающих за сбыт
продукции или за связи с общественностью, работников подраз
делений, выполняющих иные функции;
— создание системы мер материального и морального поощ
рений работников предприятия за привлечение новых заказчи
ков;
— мелкооптовая либо розничная реализация продукции свое
го предприятия во внерабочее время его работниками.
При осуществлении маркетинговых исследований должен соблюдаться системный подход, который базируется на объективности и точности.
Процесс маркетингового исследования включает следующие операции:
— определение проблемы, связанной со сбытом продукции;
— получение первичной информации;
— проведение анализа вторичной информации (внутренней и
внешней);
162 Бюджетирование на современном предприятии
Бюджетирование на современном предприятии 163
— проведение анализа данных, характеризующих рынок рас
сматриваемого вида продукции;
— формирование рекомендаций по результатам проведенного
анализа;
— использование результатов маркетингового исследования.
Основными методами сбора первичных данных являются: на
блюдение, эксперимент, имитация.
Анализ состояния предпринимательской деятельности предприятия и эффективности управления им включает:
— анализ издержек обращения, их структуры, уровня и дина
мики;
— анализ производственных и сбытовых запасов, их уровня,
структуры и динамики;
— анализ ценовой политики предприятия, его кредиторской и
дебиторской задолженности;
— анализ эффективности существующей организационной
структуры предприятия и нарушений во взаимодействии его под
разделений;
— анализ резервов совершенствования предпринимательской
деятельности предприятия в целом и его отдельных структурных
подразделений.
Результаты анализа деятельности предприятия определяют возможности привлечения новых заказчиков, увеличения объемов реализуемой продукции и оказываемых услуг, расширения сфер деятельности предприятия по закупкам, реализации продукции и предоставления сервисных услуг.
При анализе состояния предпринимательской деятельности предприятия рекомендуется учитывать положение предприятия на товарном рынке, конъюнктуру рынка, выявлять новые каналы закупки и наиболее эффективные формы товародвижения.
Анализ результатов реализации функций маркетинга целесообразно осуществлять в целом по предприятию и в отдельности по каждому из его структурных подразделений, связанных с выработкой и проведением снабженческо-сбытовой политики.
Анализ в зависимости от особенностей объектов (финансовые показатели, равномерность закупки и реализации продукции, ритмичность завоза и отгрузки, уровень механизации и автоматизации работ по хранению, складированию продукции, погрузоч-
но-разгрузочных работ и т. д.) производится за год, по кварталам, месяцам, и, в случае необходимости, принимается решение по результатам деятельности предприятия.
По результатам анализа подготавливаются предложения о направлениях снабженческо-сбытовой политики и изменении функций маркетинга предприятия. Эти функции отражаются в бизнес-планах и бюджетах, которые разрабатываются по основным направлениям предпринимательской деятельности.
В числе важнейших направлений снабженческо-сбытовой политики предприятия является избавление его от угрозы: полной зависимости от покупателя; полной зависимости от поставщика; зависимости от банка.
Чтобы не допустить полной зависимости снабженческо-сбытовой политики предприятия от покупателя, рекомендуется избегать появления эксклюзивных покупателей, имеющих исключительное право на приобретение всей продукции, выпускаемой предприятием, строго контролировать поведение дилеров (дистрибьюторов) продукции, их цены и условия оплаты продукции, максимально развивать прямые поставки конечным потребителям. Это объясняется тем, что в случае, если покупатель эксклюзивный, он получает возможность полного контроля над реализацией продукции, производимой предприятием, что заканчивается полным подчинением предприятия покупателю, который навязывает цены, условия оплаты и, в конечном итоге, минимизирует прибыль предприятия.
При создании сети по сбыту продукции предприятию рекомендуется придерживаться следующих правил:
— при поставках продукции независимым организациям-по
средникам учитывать, что эти организации могут реализовывать
также и продукцию предприятий-конкурентов;
— при расширении производства и освоении рынка рекомен
дуется избавляться от сотрудничества с независимыми организа
циями — посредниками и максимально переходить на прямые
поставки;
— в отношении зарубежных поставок наиболее цивилизован
ный путь -- создание за рубежом представительств совместно с
предприятиями — производителями аналогичной продукции, со
трудничество с зарубежными производителями аналогичной про-
164 Бюджетирование на современном предприятии
Бюджетирование на современном предприятии 165
дукции и использование их дилерской сети, создание собственной дилерской сети, достигающей контакта с мелкооптовыми или розничными зарубежными потребителями;
— в отношении дилерской сети рекомендуется поддерживать
необходимую конкуренцию между дилерами, а также между ди
лерами и производителями.
В случае когда предприятие осуществляет самостоятельную реализацию продукции, рекомендуется придерживаться правила: цены непосредственного производителя продукции должны быть всегда ниже цен организации-посредника, а условия поставки — лучше.
Ограничительными стратегиями маркетинга в отношении конкурентов являются кооперация либо полное вытеснение. В современных условиях выбор той или иной стратегии зависит прежде всего от относительной силы поставщиков и потребителей. Общее правило заключается в следующем: чем выше относительная сила поставщиков /потребителей на данном предприятии отрасли, тем выше должен быть уровень кооперации между производителями аналогичной продукции.
Подобная кооперация может принимать следующие формы:
— кооперация в области выпуска новых типов продукции;
— кооперация в области стандартизации;
-г выработка согласованной политики относительно поставщиков;
— выработка согласованной политики относительно потреби
телей.
Нежелательными формами кооперации являются: соглашения о разделе рынков продукции; соглашения об установлении максимальных цен на продукцию.
Планирование сбытовой деятельности предприятия. План сбытовой деятельности предприятия — это документ, раскрывающий и обосновывающий намерения и конкретные действия предприятия по сбыту для достижения намеченных целей, а также определяющий пути и методы их реализации.
План — это рабочий инструмент реализации намеченных мероприятий, расписанных по исполнителям, времени, средствам. План сбытовой деятельности является важной частью плана предприятия. В этом плане описываются цели и задачи деятельности
предприятия, осуществляется выбор маркетинговой стратегии и тактики на всем протяжении от появления продукции до ее продажи и послепродажного обслуживания.
План является не только внутренним документом предприятия, но и используется при установлении контактов с партнерами и инвесторами. Для этого составляются специальные (обычно сокращенные) варианты плана. Форма и содержание их должны быть ориентированы на интересы потребителей.
Составление плана важно в силу следующих причин:
— сложные и быстроменяющиеся условия деятельности пред
приятия;
— необходимость просчитывать все аспекты использования
инвестируемых средств;
— сложность сбыта продукции и преодоление конкуренции на
рынке.
Планирование помогает выявить слабые и сильные стороны сбытовой деятельности предприятия, оценить условия, в которых оно вынуждено работать, предвидеть возможные трудности и их причины и т. д.
Планы сбытовой деятельности разрабатываются предприятиями независимо от масштабов, сферы деятельности и форм собственности. План должен быть достаточно стабильным во времени, чтобы его можно было реализовать и оценить. Форма и структура плана, объем и степень конкретизации разделов определяются масштабами и спецификой деятельности предприятия.
Составление плана, а также детальный анализ, который предшествует его формированию, позволяют решить основные маркетинговые задачи — обеспечить регулярность, быстроту и качество поставок продукции, получение повторных заказов; поиск долгосрочных контактов; использование активных каналов сбыта; эффективное ценообразование и т. д.
План касается всей сферы маркетинга: продукция, ее распределение (покупатели, формирующие рынок) и продвижение (методы, каналы сбыта, организация продаж), цена (структура цен и скидок), результаты, которые предприятие планирует получить (поступление и расходование средств от продаж).
В нем характеризуется специфика и качество продукции предприятия, способность удовлетворять потребности разных групп
166 Бюджетирование на современном предприятии
Бюджетирование на современном предприятии
потребителей и определяется жизненный цикл выпускаемой продукции, т. е. время с момента ее поступления на рынок и до ее исчезновения с рынка (зарождение, рост, зрелость, спад).
В плане определяется стратегия выхода предприятия на рынок, варианты выхода на различные сектора и сегменты рынка, емкость рынка сбыта, портфель заказов, доля предприятия на рынке и ее динамика, ценовая стратегия, рост производства.
Определяются основные потребности потребителей, пути выхода на них, вероятность появления новых потребителей, платежеспособность потребителей и их обязательность в платежах, расположение потребителей, способы доставки продукции к ним. Тщательно должны быть проработаны вопросы конкуренции и конкурентного преимущества, организации и практики внешнеэкономических связей.
В плане отражаются методы и каналы реализации продукции, которые могли бы быть использованы в ближайшее время и в долгосрочной перспективе. Сравнивается эффективность различных способов реализации выпускаемой предприятием продукции, имея в виду скидки, продажу в кредит и т. д.
Прогноз сбыта — важнейший элемент планирования деятельности, он показывает, какой объем конкретного вида продукции предприятие может реализовать определенной группе покупателей в течение определенного периода времени при хорошо подготовленной программе маркетинга.
Прогноз сбыта формируется с учетом результатов и экономических условий деятельности предприятия, состояния конкуренции, сбыта в прошлые периоды и т. д.
Используются две группы методов прогноза сбыта:
— анализ тренда, анализ доли на рынке, коллективные оцен
ки специалистов или экспертов, опрос потребителей и др.;
— метод последовательных соотношений, метод наращивания
рынка, методы статистического анализа.
Использование двух и более методов из указанных групп дает возможность разрабатывать более точный прогноз сбыта, минимизировать слабые его стороны. Выбор метода и точность прогнозирования сбыта во многом зависят от новизны продукции.
Прогноз рекомендуется составлять на год с разбивкой по месяцам или даже неделям. Во внимание принимаются возможные
сезонные колебания объемов продаж (в натуральном и стоимостном выражениях). В связи с этим прогноз систематически корректируется в зависимости от реальных результатов продаж.
Прогнозируемая структура продаж разбивается по отдельным ассортиментным группам, потребителям, временным периодам и т. д. При этом определяется доля рынка, которую держит предприятие на рынке определенного вида продукции. Рыночные доли могут устанавливаться по числу покупателей, по объемам продаж, по обороту.
На основе прогнозирования сбыта предприятие разрабатывает бюджет маркетинга, распределяет маркетинговые ресурсы, анализирует продажи, следит за внешней средой, конкуренцией, модифицирует планы маркетинга и производства.
В плане также указываются транспортные расходы (в процентном отношении к цене), составляется расписание рекламной кампании, определяются расходы на рекламу и продвижение товаров на рынок.