302 Бюджетирование на современном предприят ии
Бюджетирование на современном предприятии 303
дан особенно тщательный контроль; установить стандарты деятельности; создать систему сбора информации о деятельности; сравнить результаты деятельности со стандартами; принять меры по коррекции нежелательных отклонений. На основе такой системы контроля руководители должны:
— определить, какие из подразделений нуждаются в улучше
нии деятельности, и отражать это в количественном виде на осно
ве сравнения с имеющимися стандартами;
— обеспечить получение руководителями каждого подразде
ления информации о показателях деятельности;
— незамедлительно отреагировать на высокие достижения в
виде поощрения руководителей этих подразделений;
— организовать помощь отстающим подразделениям;
— сделать эту процедуру систематической;
— при неоднократном повторении высоких показателей у од
них и тех же подразделений ввести систему сравнений за более
продолжительный период времени;
|
|
— ввести отчеты по всем сферам деятельности, чтобы они не
были оставлены без внимания;
— обеспечить оперативное управление приоритетами, чтобы
не было игнорируемых сфер деятельности.
В процессе анализа текущей деятельности предприятия и контроля над исполнением бюджета могут быть выделены следующие этапы:
— определение круга лиц, контролирующих исполнение раз
личных статей бюджета или финансового плана;
— определение набора «контрольных показателей» для ана
лиза исполнения бюджета;
— сбор информации о финансово-хозяйственной деятельности
предприятия;
— предоставление информации в необходимой форме;
— сравнение плановых и фактических показателей;
— определение отклонений;
— анализ отклонений и выявление их причин;
— принятие решений о корректировке бюджета или ужесточе
нии контроля над его исполнением.
Остановимся на каждом из этапов более подробно.
В процессе построения бизнес-модели предприятия и форми-
•
рования его бюджета обычно задействовано достаточно много специалистов. Использовать их всех для контроля над исполнением бюджета нецелесообразно. Для сравнения плановых и фактических показателей достаточно несколько человек. При этом данные специалисты должны участвовать в разработке бюджета и иметь представление о цифрах и о том, откуда они берутся. Бюджет предприятия включает в себя большое количество показателей, из которых складываются доходы и расходы, денежные потоки, активы и пассивы и т. д. При формировании бюджета для построения точной модели предприятия данные должны вводиться с максимальной степенью детализации. В то же время осуществлять контроль по каждой бюджетной строке (например, с точностью до расходов на потребление отдельного вида вспомогательных материалов в конкретном подразделении) нецелесообразно. Необходимо определить основные контрольные показатели, по которым будет производиться анализ отклонений, а также пороговые значения отклонений, которые признаются допустимыми. Неэффективно тратить рабочее время специалистов для поиска отклонений на незначительные величины.
|
|
Трудоемкость сбора реальной информации о финансово-хозяйственной деятельности зависит от наличия системы управления предприятием, автоматизированной бухгалтерии, развитости информационных технологий в целом на предприятии. После получения фактических данных проводится их сравнение с плановыми. Расчет отклонений по каждой из статей бюджета является достаточно трудоемкой работой, которую лучше всего автоматизировать. После выявления отклонений следует их анализ и выявление причин возникновения. Созданная бюджетная система должна быть полностью прозрачной и позволять четко видеть причинно-следственную связь между различными строками бюджета. Например, при наличии существенных отклонений в объеме полученных доходов (выручки) специалисты должны иметь возможность оперативно просмотреть плановые и фактические данные по цене каждого из видов реализуемого продукта, объему реализации, предоставленным скидкам, объему дебиторской задолженности и другим факторам, влияющим на размеры выручки.
304 Бюджетирование на современном предприятии
Бюджетирование на современном предприятии 305
Причины возможных отклонений можно разделить на две основные группы:
— первая группа выделяется в процессе формирования бюд
жета: закладывается целый ряд предположений относительно со
стояния внешней среды предприятия, в частности поведения по
купателей и конкурентов, которые могут не оправдаться на этапе
реализации бюджета;
— вторая группа причин связана с «промахами» в хозяйствен
ной деятельности предприятия. Например, не были соблюдены
нормативы расхода сырья и материалов на единицу выпускаемой
продукции или слишком высокой оказалась доля брака. Подоб
ные причины также должны выявляться в процессе контроля над
исполнением бюджета и на их основе необходимо делать соответ
ствующие организационные выводы.
Рассмотрим основные принципы контроля и анализа доходной и расходной частей бюджета.
Контроль над доходной частью бюджета должен осуществляться на основе анализа составленного плана маркетинга предприятия. Анализ плана маркетинга представляет собой сравнение реального развития событий в сбытовой деятельности предприятия с запланированными или ожидаемыми показателями в течение определенного периода времени. Если результаты этой деятельности неудовлетворительные, в план вводятся соответствующие корректировки. Планы могут пересматриваться в результате воздействия неконтролируемых факторов (наступление форс-мажорных обстоятельств и т. п.).
Предлагаются следующие методы анализа планов маркетинга: анализ маркетинговых (коммерческих) затрат, анализ реализации продукции, маркетинговая ревизия. Анализ маркетинговых затрат позволяет оценить стоимостную эффективность различных факторов (различные ассортиментные группы выпускаемой предприятием продукции, методы реализации продукции, сбытовые территории, участники каналов сбыта, рекламные средства и т. д.). Анализ реализации продукции предприятия представляет собой детальное изучение данных о сбыте с целью оценки пригодности маркетинговой стратегии. Маркетинговая ревизия определяется как систематизированная критическая и объективная оценка и обзор основных снабженческо-сбытовых целей и поли-
|
|
тики предприятия. Цель маркетинговой ревизии — сформировать базу для будущего планирования снабженческо-сбытовой деятельности предприятия.
Контроль над соблюдением расходной части комплексного бюджета является важной задачей, от решения которой во многом зависит эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Для обеспечения качественного решения этой задачи необходимо установить четкий порядок управленческих процедур, который позволит обеспечить:
— оперативное проведение анализа фактических отклонений
от плановых значений (сумм) сводного бюджета (в том числе
анализ по отклонениям функциональных бюджетов);
— разработку мероприятий по ликвидации непроизводствен
ных затрат и удорожающих факторов, выявленных в ходе анали
за;
— оформление и предоставление руководству предприятия
аналитических материалов по исполнению сводного и функцио
нальных бюджетов, для оперативной коррекции этих бюджетов
и, соответственно, бюджетов структурных подразделений.
Важнейшей частью системы контроля затрат является оценка деятельности отдельных подразделений, отдельных управляющих и организации в целом. Менеджеры производственных участков, как и руководители, ответственные за оказание услуг и продажу товаров, постоянно сравнивают — что произошло (фактические затраты) с тем, что должно было произойти (планируемые или нормативные затраты). Разница между фактическими затратами и нормативными или бюджетными (плановыми) называется отклонением. Процесс определения величины отклонений и выявления причин их образования называется анализом отклонений. [6]
И здесь присутствует один нюанс.
Поскольку бюджетные данные включают в себя затраты для.прогнозируемого объема производства, а фактически произведенные затраты относятся к фактическому объему, то их сравнение не совсем корректно. Это касается в первую очередь переменных затрат.
|
|
Ясно, что для корректного сравнения плановые и фактические показатели должны относиться к одному объему, поэтому, преж-
306 Бюджетирование на современном предприятии
Бюджетирование на современном предприятии 307
де чем принимать решения о распределении ответственности между центрами за отклонения, нужно скорректировать бюджетные данные и пересчитать их для фактического объема реализации.
Этой цели служит так называемый гибкий бюджет. Он позволяет рассчитать размеры статей затрат для разных уровней выручки (т. е. уровней выручки, с которыми предприятие предполагает работать в данном временном периоде) и определить отклонения бюджетных данных от фактических, вызванных изменением объема выручки по сравнению с первоначально прогнозируемым.
Другими словами, гибкий бюджет обеспечивает заинтересованных лиц плановыми данными, скорректированными на изменения в уровне выпуска. Проигрывая и анализируя различные варианты, можно выбрать оптимальный объем продаж или производства.
Основой для гибкого бюджета является основной бюджет предприятия, который является статичным бюджетом (т. е. неизменным). Гибкое бюджетирование делает различие между постоянными и переменными затратами, позволяя тем самым пересчитывать ожидаемые переменные затраты в соответствии с фактическим уровнем выручки. Статичный бюджет не предполагает такой корректировки.
Общую формулу гибкого бюджета, определяющую общие бюджетные затраты для любого уровня производственной деятельности, можно представить в следующем виде:
3 = 3 х О +3,
пер прод пост
где Зпер — переменные затраты на единицу продукции;
О — объем продаж;
Зпост — бюджетные постоянные затраты.
Анализируя таким образом плановые и фактические данные, можно совокупное отклонение бюджетных данных от фактических разбить на два отклонения: отклонение, вызванное изменением объема производства (продаж) по сравнению с прогнозируемым, и отклонение, вызванное нарушениями в производственно-хозяйственной деятельности. Именно второе отклонение, представляющее собой отклонение фактических данных от данных гибкого бюджета, детализируется по каждому показате-
лю, формирующему финансовый результат, в разрезе факторов, вызвавших эти изменения.
Если фактическая величина переменных затрат по статье отклонилась от статичного бюджета, но не превышает планового показателя по гибкому бюджету, данное отклонение можно считать нормальным. Вообще, благоприятным считается отклонение, оказывающее положительное воздействие на операционную прибыль, т. е. увеличивающее ее, и наоборот.
В конечном счете, с существенными отклонениями-, которые вы сами или все члены бюджетного комитета совместно не сможете устранить, придется смириться — например, спрос падает, предприятия заказчиков закрываются и гораздо быстрее, чем ожидалось. Это необратимый спад. Поэтому бюджет продаж и связанные с ним бюджеты и основной бюджет должны быть пересмотрены — и быстро, так как исполнение неточного бюджета не имеет смысла и может оказаться пагубным. В таком случае, возможно, будет неоправданным выполнение производственных графиков и закупка капитального оборудования без поступления необходимых доходов.