Тема 6. Классификация бюджетов

Для удобства работы с бюджетами и их обобщения по определенным признакам, а также их дальнейшей консолидации в финансовые бюджеты компании, создается классификатор бюджетов. Как правило, бюджеты классифицируются либо по видам деятельности, либо по центрам финансовой ответственности (ЦФО), хотя для классификации могут быть использованы и другие признаки.

Классификация по видам деятельности может быть осуществлена следующим образом:

[1] операционная деятельность:

§ административная деятельность,

§ коммерческая деятельность,

§ производственная деятельность;

[1] финансовая;

[1] инвестиционная.

Соответственно, исходя из видов деятельности компании, производится классификация бюджетов на операционные, инвестиционные и финансовые бюджеты.

Из 3 бюджетов первого уровня (операционного, инвестиционного и финансового) составляется сводный бюджет компании.

Операционные планы

Операционный бюджет фокусируется на моделирование будущих расходов и доходов от текущих операций за бюджетный период.

Операционные планы нужны для увязки натуральных показателей планирования со стоимостными показателями. Их создают для более точного составления основных планов, определения наиболее важных пропорций, ограничений и допущений. Набор основных планов является обязательным, а операционные и вспомогательные планы могут быть различными, в зависимости от поставленных целей и задач, квалификации планово-экономических служб, степени методической, организационной и технической готовности предприятия.

Операционный бюджет состоит из ряда бюджетов второго уровня:

1. План продаж.

2. План производства.

3. План прямых затрат на оплату труда.

4. План общепроизводственных расходов.

5. План коммерческих расходов.

6. План управленческих расходов.

7. План закупок.

В свою очередь, некоторые бюджеты второго уровня складываются из бюджетов третьего уровня, которые могут распадаться на бюджеты четвертого уровня и т.д., в зависимости от масштабов и многообразия хозяйственных операций.

План продаж.

Бюджет продаж – бюджет 2-го уровня, входящий в состав операционного бюджета и являющийся планом доходов от продаж (выручки), физического объема и структуры продаж на бюджетный период.

План продаж составляется на основе исследований отдела маркетинга. План объема продаж оказывает воздействие на большинство других планов, которые по существу исходят из информации, определенной в данном бюджете.

План продаж показывает помесячный и поквартальный объемы продаж по видам продукции и в целом по компании в натуральных и стоимостных показателях на протяжении планового периода.

На прогноз объема продаж влияют следующие факторы:

1. Объем продаж предшествующих периодов.

2. Производственные мощности.

3. Общеэкономические факторы (уровень занятости, уровень цен, уровень личных доходов и т.д.).

4. Относительная прибыльность продукции.

5. Изучение рынка, рекламная компания.

6. Ценовая политика, качество продукции.

7. Конкуренция.

8. Сезонные колебания.

Наряду с планом продаж составляется еще график поступлений денежных средств от проданной продукции, или график погашения дебиторской задолженности, который показывает реальное поступление денежных средств по периодам.

План производства

Назначение плана производства– определение производственной программы предприятия.

На основе информации о желаемом уровне запасов готовой продукции на конец периода, о наличии продукции на начало планового периода и о планируемом объеме продаж разрабатывается план производства.

Объем производства =объем продаж – готовая продукция на начало периода + желаемый запас готовой продукции на конец периода.

Для предприятий сферы торговли определяется закупаемые товары для перепродажи.

План прямых затрат на оплату труда

Назначение плана прямых затрат на оплату труда– определение прямых издержек на заработную плату в соответствии с разработанным ранее планом производства.

Данный план определяет необходимое рабочее время в часах, требуемое для выполнения запланированного объема производства, которое

рассчитывается умножением количества единиц продукции или услуг на

норму затрат труда в часах на единицу,

Рабочее время = кол-во единиц производимой продукции (шт)* норма затрат труда на единицу (час/шт)

Также определяются затраты труда в денежном выражении:

Сумма прямых затрат труда = Рабочее время (час)* Часовая ставка (руб./час)

План общепроизводственных расходов

Назначение плана ОПР– определение величины часть условно-постоянных издержек, необходимых для производства запланированного объема продукции.

При составлении плана ОПР учитываются такие статьи затрат, как заработная плата вспомогательного и обслуживающего персонала, охрана труда, амортизация оборудования цеха, страховка и т.д.

План коммерческих расходов

Назначение плана коммерческих расходов – определение затрат на продвижение продукции на рынки.

При составлении бюджета коммерческих расходов учитываются затраты на рекламу, транспортировку, хранение и страхование продукции, заработная плата персонала сферы торговли, комиссионные сбытовым посредникам и т.д.

План управленческих расходов

Назначение плана коммерческих расходов – определение операционных затрат, необходимых для поддержания деятельности в целом по предприятию в будущем периоде.

К управленческим затратам относят: заработную плату АУП, командировочные затраты, услуги связи, аренду помещений не производственного назначения и т.д.

План закупок

Назначение бюджета закупок – определение затрат материалов и комплектующих изделий, необходимых для производства продукции.

Затраты на приобретение материалов = закупочная цена за ед. материала * кол-во необходимого материала.

Количество требуемых материалов определяется на основании норм расходов материалов, установленных организацией, и плана производства, составленного ранее.

Одновременно с бюджетом закупок составляется график оплаты материалов, или график погашения кредиторской задолженности.

Вспомогательные планы

Инвестиционные и финансовые планы относят к группе вспомогательных планов, которые создают для более точного составления основных планов, определения наиболее важных пропорций, ограничений и допущений.

Инвестиционные планы

Инвестиционный бюджет рассматривает вопросы обновления и выбытия капитальных активов (основных средств и вложений, долгосрочных финансовых вложений), т.е. описывает текущие затраты, осуществленные в виде инвестиций с целью получения будущих доходов.

Инвестиционные бюджеты определяются соответственно не только задачами краткосрочного бюджетного периода, но и более долгосрочной перспективой. Поэтому кроме плановых инвестиций, отражаемых в краткосрочных бюджетах (до одного года), компания обычно составляет долгосрочный инвестиционный бюджет — бюджет развития на срок от одного года до трех лет.

В инвестиционных бюджетах обычно используются следующие основные статьи: “Направление инвестиций– Проект– Статья затрат”.

Бюджет капиталовложений зависит от ряда факторов:

[1] будущих возможностей;

[1] показателей рентабельности на инвестированный капитал;

[1] объема продаж;

[1] периода окупаемости инвестиций;

[1] финансового положения с учетом денежного потока;

[1] ограничений по использованию активов и т.д.

Учитывая то, что инвестиции компании предполагают значительный отток средств на долгосрочный период, данным бюджетам должно уделяться особое внимание. Как в операционных бюджетах, так и в бюджетах инвестиций используются активы компании, производятся расходы, осуществляется движение денежных средств по проекту. Поэтому инвестиционные бюджеты должны найти свое место как в общих бюджетах компании, так и в финансовых бюджетах. Должны быть определены ответственные за реализацию инвестиционного проекта.

Финансовые планы

Финансовый план показывает соотношение затрат и поступлений от финансовой деятельности.

Цель финансового бюджета – планирование баланса денежных поступлений и расходов, а в более широком смысле – баланса оборотных средств и текущих обязательств для поддержания финансовой устойчивости предприятия в течение бюджетного периода.

Статьи финансового плана:

• Погашение (получение) кредитов и займов.

• Выплата процентов за кредит.

• Краткосрочные финансовые вложения.

• Прочие выплаты

Дополнительные планы

Дополнительные планы необходимы для более точного определения целевых показателей и нормативов финансового планирования. Набор этих планов также может определяться самостоятельно в зависимости от специфики бизнеса.

Так, например, к дополнительным бюджетам можно отнести:

1. План распределения прибыли.

2. План научно-исследовательских и конструкторских разработок и т.д.

Основные планы

Основные планы предназначены для управления финансами предприятия. Эти планы позволяют руководителям получать информацию для оценки финансового состояния организации и контроля над его изменением.

К основным планам относят:

1. План доходов и расходов.

2. План движения денежных средств.

3. Сводный план (мастер план, баланс).

Бюджет доходов и расходов позволяет управлять доходами и расходами, прибыльностью предприятия, через него предприятие управляет своей рентабельностью.

Бюджет движения денежных средств позволяет управлять денежными средствами, ликвидностью предприятия, через него предприятие управляет своей платежеспособностью.

Бюджет по балансовому листу позволяет управлять структурой активов и пассивов, средствами и обязательствами предприятия, через него предприятие управляет своей стоимостью.

Эти бюджеты формируются путем консолидации отдельных функциональных и операционных бюджетов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: