Тема 5. Периоды бюджетирования

Различие задач, которые должно решать бюджетирование, определяет различие требований как к самим бюджетам, так и к степени их детализации. Обычно компании при составлении бюджетов выделяют для себя следующие цели и, в соответствии с этими целями, периоды бюджетирования (см. также табл. 2.):

Таблица 2 - Возможные цели для различных периодов бюджетирования

Виды бюджетов Период бюджетирования Цели бюджетирования
Стратегические 3 года ü Формирование стратегических показателей, прогноз финансово- экономической ситуации и оценка финансовой реализуемости стратегических целей; ü Прогноз финансово-экономической ситуации
Тактические 1 год ü Формирование планов работ, обеспеченных финансами; ü Согласование плановых целевых показателей
Операционные Месяц ü Управление ликвидностью; ü Отслеживание выполнения показателей годового бюджета

Различные периоды бюджетирования связаны, в том числе, и с необходимостью оптимизации затрат на осуществление бюджетного процесса в компании, а также с получаемыми выгодами от его реализации. Опыт построения систем бюджетирования компаний указывает на необходимость выделения нескольких подходов в построении бюджетирования — использование более агрегированных показателей для составления годового бюджета и выбор большей степени детализации при месячном бюджетировании.

Годовое бюджетирование

Основные цели годового бюджетирования заключаются в прогнозе деятельности компании на год. На основе годового бюджета компания в течение года будет осуществлять этот прогноз и устанавливать планы продаж, а также фиксировать темпы роста продаж в целом.

Основная задача бюджетирования на год состоит в распределении ресурсов и оценке финансовых результатов компании для установленных планов деятельности по каждому подразделению во всех сферах деятельности компании.

Годовые цели компании являются следствием воплощения стратегических целей компании и их логическим продолжением. Таким образом, стратегические цели компании будут детализированы до целевых показателей деятельности и задач подразделений на текущий бюджетный период. Реализуя годовое бюджетирование, необходимо осуществить планирование фиксированного годового бюджета и описать процедуру корректировки годовых планов. Дальнейшая детализация и уточнение годового плана должны осуществляться с помощью месячного бюджета.

Значительность или незначительность вклада затратных статей определяется с помощью АВС-анализа.

АВС-анализ — это метод, позволяющий классифицировать бизнес-ресурсы фирмы в группы по степени их важности. Число групп при проведении АВС-анализа может быть любым, но наибольшее распространение получило деление рассматриваемой совокупности на три группы — в соотношении 75:20:5. В этом случае все статьи затрат можно условно разделить на три группы, начиная с самых существенных:

Ø доля которых составляет около 75% всех расходов компании (группа А);

Ø доля которых составляет около 20% общих затрат (группа B);

Ø доля затрат более мелких, образующих оставшиеся 5% (группа С).

На основании данной группировки будут видны затраты (это затраты группы С), которые не имеет смысла детализировать в бюджетах. В то же время следует иметь в виду, что излишняя упрощенность бюджетных данных не позволит эффективно управлять финансовым состоянием компании.

Основная задача годового бюджетирования направлена на контроль достижения стратегических целей компании. Задачи, которые требуют более детальной проработки и раскрытия, решаются в бюджетах с помощью технологии месячного бюджетирования.

Существует два вида годовых бюджетов — статический и скользящий. Статический составляется на календарный год — с 1 января по 31 декабря. Скользящий бюджет составляется на 12 месяцев и по прошествии каждого очередного месяца дополняется новым месяцем — с конца планируемого периода. Недостатками скользящего бюджетирования является его большая затратность и меньшая точность в связи с более оперативным характером планирования. Наиболее оптимальный вариант — фиксированный годовой бюджет с описанием методики его корректировки, которая проводится поквартально с целью уточнения и детализации годового плана.

Помесячное бюджетирование

Главная задача месячного бюджетирования — управление ликвидностью компании. Сбалансированность поступлений и выплат компании представляет важную задачу управления финансами.

Задачи месячного бюджетирования включают:

Ø управление платежеспособностью компании;

Ø уточнение (корректировка) годового бюджета;

Ø управление затратами в пределах лимитов затрат по ЦФО;

Ø оптимизация остатков запасов;

Ø набор (или сокращение) штата для выполнения поставленных задач.

Месячные бюджеты пересматриваются ежемесячно — в первую очередь для планирования поступлений текущего месяца и выплат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: