Что такое музыка?

Во-первых, музыка - это вид искусства, которое формировалось в разное время и в разных народах по- своему. Каждый век порождает и хранит какие-то новые, ему одному присущие стили и тенденции. Например, формирование в Европе было приблизительно следущее.

3000 д.н.э – 500 Античная культура Монодия; абсолютное одноголосие, это относится ко всем народам, в том числе и Израилю 2 Пар.5:13
500 – 800 Раннее Средневековье Музыка христианства, григорианские хоралы ок.600 г.
800 – 1250 Романика, Готика Музыка средневековья; первое многоголосие ок.900г., начало нотации ок.1000; мужские хора ок.1200г.
1250 – 1600 Готика, Ренессанс Появление мотетов, полное многоголосие, звукоряды, генерал-бас ок.1600г. Протестантский хорал (наши духовные песни, которые исполняются на служениях из «Сборника Духовных Песен») - этот жанр возник во 2 половине 16 века
1600 – 1750 Барокко, Рококо Самостоятельная инструментальная музыка, опера.
1750 – 1820 Классицизм Расцвет инструментальной музыки, строение сонатной формы.
1820 – 1890 Романтизм Cтремление расширить музыкальные формы, сделать их более гибкими и разнообразными, поставить их в зависимость от содержания или требований музыкальной характеристики или даже создать совсем новые,небывалые формы; склонность к новизне гармонии, пестроте, богатству и яркой звучности инструментовки, разнообразию и свободе ритма и т.п.
1890 –... Модернизм, Авангардизм Сюда входит ряд художественных течений как: имрессионизм, экспрессионизм, неоклассицизм, и др., общим признаком которых является более или менее решительный отход от эстетических критериев и традиций классического искусства. Модернизм или авангардизм не следует путать с музыкой направлений: джаз, рок, поп и др., у этих течений своё собственное развитие, и просматривается совсем другая ветвь формирования, начинающаяся с эпохи Возрождения, а точнее Ренессанс.

Художественная деятельность в музыке направлена на звуковой материал, организованный в высотном, временном, тембровом, громкостном и др. отношениях. В рамках первобытного синкретического праискусства, содержащего начатки танца и поэзии, музыка была лишена многих качеств, ставших доминирующими позднее. На ранних стадиях фольклора различных народов, музыкальный звук неустойчив по высоте, неотрывен от речевой артикуляции. Мелодия зачастую представляет собой совокупность глиссиндирующих подъёмов и спадов. О начальных стадиях развития музыки можно много писать, но скажу главное - тогда не существовало такого понятия как высота звука, лад, звукоряд, мелодия, гармония, музыкальная форма и многое другое, что мы слышим в наше время. На протяжении всего человечества все эти элементы варьировались, и поэтому каждому времени соответствует свой стиль, в котором люди воспевали то ли Бога, то ли своих богов.

Я знаю, что большая часть людей, слушая ту или иную музыку, точно не знает, к какому стилю она принадлежит. Но поразительнее всего, когда люди не имеют малейших понятий о музыковедении или музыкознании, и начинают высказывать и утверждать свои нелепости о музыке. Выдержка из статьи неизвестного автора «Библейский путеводитель к христианской музыке»(переведено миссией «Глазная мазь» www.glaznayamaz.narod.ru) - «В основном рок музыка и музыка СХМ не имеют какой-либо мелодии. В соответствии с техническим определением музыки – рок – это даже не музыка! Рок музыка не имеет мелодии, а только бесконечно повторяющиеся ее фрагменты. Т.к. там нет настоящей мелодии, то и гармонии настоящей в ней тоже нет. Есть только ритм». А что автор подразумевает под словом «ритм»? То ли это ритмический рисунок мелодии, то ли это ритмическая сетка в произведении? А как вы понимаете фразы «В соответствии с техническим определением музыки...» или «музыка СХМ»? Я не вижу смысла в этом, какая-то несуразица. Скорее всего, у этого автора нет никаких понятий о музыковедении, которое охватывает комплекс наук о музыкальном произведении с точки зрения присущей ему внутренней логики и организации, а также об отдельных элементах музыкального языка и средства музыкальной выразительности. Основу теории музыки составляют учения о гармонии, полифонии, музыкальной форме, а также о мелодии, метре, ритме, о музыкальной фактуре и композиции.

«Плохая» или «хорошая» музыка

Музыка - как воздух, который мы вдыхаем и чувствуем, и каждый чувствует её индивидуально, так как она универсальна. Из элементов музыки - метра, ритма, темпа, лада, гармонии, динамики, тембра, тематики - и создается личный вкус каждого человека. Одному нравятся симметричные метры, другому асимметричные, одному ровный, другому синкопированный ритм. Одному медленные и средние темпы, другому быстрые. Одному диатонические и хроматические лады, другому атональность и микрохроматикаодное мажорное и минорное трезвучие, другому терцдецимаккорд с альтерированной ундецимой или квартаккорд. Одному «пианиссимо», другому «фортиссимо», одному высокие, а другому низкие частоты и т.д. Но каждому из нас музыка нравится разная и по-своему. Вы когда- нибудь наблюдали за пианистом, когда тот исполняет какое-либо классическое произведение? Наблюдали ли за его эмоциями? Или за дирижёром, да и вообще, за любым исполнителем? Он полностью растворяется в музыке, как говорят - «он ушёл» или «он в трансе». Это значение «транса» в музыке нужно понимать по-другому, а не так, как для некоторых это слово означает, что человеком овладевают злые духи, и он становится неуправляемым. Музыкальное значение транса относится ко всем стилям. Человек, исполняя или слушая музыку, наслаждается её элементами, которые ему лично нравятся, и, конечно же, из-за этого «он уходит». Я, например, любитель джазовой гармонии, замечаю по себе, что слушая или играя «сложные» аккорды, не замечаю своих детей, которые бегают, балуются или кричат. Если вы посетите консерваторию или музыкальное училище, то вы увидите, что несколько исполнителей в одном фойе или классе, играют каждый своё произведение и не слышит другого. И они в трансе. Кто-то «уходит» от классической гармонии, не замечая кого-то, а кто-то от совершенно противоположной музыки… И заметьте важную деталь - то, что нравится одному - другому не нравится и наоборот. Неверно называть тот или иной вкус «плохой» или «хорошей» музыкой. С точки зрения музыкального воспитания, под словом «плохая музыка» всегда подразумевается неграмотность музыкального языка, но ни в коем случае жанры или стили. Музыка не может быть «правильной» или «неправильной», «святой» или «грешной». Я уверен, что многие противники современной музыки, не зная истории всего музыкального искусства, думают, что в античное время израильтяне пели их любимые протестантские хоралы, которые поются в диатонической системе. Если бы они услышали это пение, оно было бы для них, скорее всего, «плохой и грешной музыкой», потому что на формирование древнееврейской музыки оказали влияние такие цивилизации, как Ассирия, Вавилон, Египет и др. В то время существовали различные типы интервальных структур звуковой системы, такие как: пентатоника, гемиолика, гетатоника, микрохроматика, экмелика, эквигептатоника, которая подобно нашей диатонической гамме - это семиступенный звукоряд, но вместо привычных нам полутонов и тонов он разделён на интервалы, которые больше полутона. Естественно, для нашего слуха эти звуки душераздирающе фальшивы.

Борьба вкусов она есть, была и будет и не только среди христиан, но и среди неверующих. А также и не только в музыкальном искусстве. Достаточно красноречива всем известная судьба шекспировского наследия, отвергнутого художественной психологией 17 и 18 столетий. На афроамериканскую музыку, со странно звучащим названием «джаз», представители консервативной психологии Запада отреагировали также очень отрицательно.

Вмешательство советского государства в музыкальную жизнь происходило иной раз и в таких специфических сферах, как выбор жанра и стиля. Хотя музыка как искусство в меньшей степени понятна, чем литература, театр или живопись, это не спасало ее от актов насилия со стороны государства. Первый серьезный удар был нанесен по Д.Д.Шостаковичу, имеется в виду статья «Сумбур вместо музыки», напечатанная 28 января 1936 газетой «Правда». Гораздо более разрушительным для музыкальной культуры явилось постановление ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 «Об опере «Великая дружба» В.Мурадели: хотя предлогом к нему послужила постановка совершенно незначительного произведения второстепенного автора, основным объектом этого документа стало обвинение в «антинародном формализме» буквально всех ярких художников – С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича, А.И.Хачатуряна, Н.Я.Мясковского, В.Я.Шебалина и других. Передовые круги во власти не понимали их музыку, она была им не по вкусу, вследствии чего потом доставалось «безродным космополитам». Перед композиторами ультимативно ставилась, например, задача создания оперы на современную тему, на «рабочую» тему, на тему «борьбы за мир», «коммунизм» и часто весьма слабые произведения получали сценическую реализацию и высокую оценку прессы именно по признаку «социального заказа». Еще одним очень важным объектом «госзаказа» стала песня, «советская массовая песня» как особый тип, который начал культивироваться с первых лет советской власти и постепенно создал целый «клан» авторов текста, композиторов и исполнителей. В то же самое время, в России, передовые круги во власти запрещали играть джаз, называя его буржуазной музыкой. Известные выражения того времени «От саксофона до финского ножа один шаг» или «Сегодня играешь джаз, завтра Родину продашь». Слово "джаз" стало, чуть ли не контрреволюционным. Его называли "вредным суррогатом", "музыкой духовной нищеты", стоящей "на службе реакции".

В своё время Баха не признавали и считали его смешным чудаком. Только спустя более полвека после его смерти, Мендельсон-Бартолдьди открыл в нём гения, музыка которого поражает все последующие поколения.

У француза Дебюсси из-за его «непонятной музыки», тоже были проблемы вплоть до отчисления из консерватории. Современники, как это обычно бывает в подобных случаях, не поняли и не принялиДебюсси. Многим из них его музыка казалась расплывчатой, вялой, лишенной формы, невнятной. Так, например, воспринимали музыку Дебюсси Римский - Корсаков и Скрябин.

В книге «S.Joplin and the regtime era» автор Gamond Р. Пишет: «...Выдающийся негритянский исполнитель регтаймов Юби Блэйк вспоминает, с какой фанатичной ненавистью относилась к ним его мать, духовной пищей которой были спиричуэлс, как безжалостно выгоняла она подростка-сына из дома, когда тот начинал исполнять на фортепиано пьесы в стиле регтайм....» Много книг по истории джаза описывают, что в первые годы популярности регтайма, пресса и церковь вели с ним ожесточённую борьбу. Тогда нападение на «безнравственную», «греховную» музыку происходило в неопределённых терминах, и в сознании консеративно настроенных современников отождествлялся с духом проституции и наркомании, разврата и хулиганства.

Подобно этому, консервативные церкви подражают миру, вешая ярлыки на современный жанр.

Яркий пример являет собой музыка английского богослужения. Хорошо известно, что духовная музыка пуритан была бедна, уныла и однообразна. В период их диктатуры все инструментальные и сложные хоровые звучания были окончательно изгнаны из религиозного обихода. Пуритане - американские патриоты последователи кальвинизма Англии в 16 - 17 вв. выступавшие за углубление Реформации против абсолютизма. Ещё в то далёкое время (18 век) классику называли «дьявольской музыкой», и театр был для них «храмом дьявола»; и если где-то возникали театры, то патриоты оценивали это как явление отрицательное и безнравственное. Их ненависть была не только к светскому, но и к церковно-католическому искусству.

Консерваторы - католики считали, что в музыке не должно быть ничего «плотского», и искусственно подбирали мелодию, которая строилась на двух- трёх нотах, и музыка, естественно, обретала безжизненный характер. Так же произошло и в православии, где многократно повторяемый текст «Господи помилуй» звучит почти на одной ноте. В то время (XIX век) духовные произведения Чайковского, Рахманинова и других композиторов православная церковь не признавала, по её меркам это была слишком эмоциональная музыка.

Неверующие люди старшего поколения в наше время эстрадную музыку не любит, тем более рок. Я работаю с такими людьми в самодеятельном хоре. Они любят петь ту же музыку, которую поют в церкви наши старшие братья и сёстры, но только со светским текстом.

Андрей Моргунов, бывший участник светской группы «Новая коллекция», обратился к Господу, и по вдохновению, написал песнь во славу Всевышнему. Он рассказывал в нашей церкви, как первый раз хотел прославить Его через музыку. После исполнения ему пришлось выслушать критику от старших братьев, в которой звучало что-то вроде: «Это от мира!» И в дальнейшем он писал музыку не под управлением духа Господня, а под управлением духа консервативных братьев, вследствие чего музыка потеряла все свои качества, и совершенно лишилась жизненных сил в его следующих альбомах.

Хочется привести в пример христианскую группу «Ковчег», в которой мне пришлось работать несколько лет. Одни люди получали удовольствие, для других наша музыка была унылой, для некоторых была и вовсе «мирской». Когда однажды мы были в Германии, в одной церкви «братский совет» отменил наше выступление в своей церкви буквально за пару часов, называя нас «лицемерами», из-за того, что мы работали в разных стилях и жанрах: «божественном» и «мирском». Но лицемерами оказались не мы, а они, потому что на следующий день они пришли нас послушать в соседнюю церковь.

В Германии в христианских каталогах появились CD для продажи, такие как «Юность Иисусу», «Песни Христиан России», и т.п., где в рубрике большими буквами написано «МУЗЫКА БЕЗ УДАРНИКА». Смешно становится, ведь это делается, чаще всего, ради бизнеса и звучит там настоящая «попса», но зато без ударника!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: