Ответ на этот вопрос очень важен, потому что любой творческий человек, будь то художник, изобретатель, теоретик или менеджер, во многом своему успеху обязан интуиции.
Успешные исследователи и менеджеры знают, что многие существенные научные выводы и оригинальные деловые решения принимаются не только с помощью рационально-аналитических методов, но и с помощью интуитивных озарений.
Руководители, прежде всего, используют интуицию:
• когда речь заходит об оценке людей;
• если проблема должна быть решена очень быстро;
• если на основании неполной информации необходимо представить себе полную картину;
• когда идет поиск новых решений для организационных планов, для стратегии маркетинга или технических новшеств.
Человеку следует стремиться к тому, чтобы иметь не только правильные мысли, но и соответствующие впечатления. Именно ощущение действительности и правильные представления о ней поставляют информацию для интуиции.
Тот, кто точно ощущает и ясно мыслит, имеет шанс на то, что обе эти способности объединятся и между ними, как между двумя электрическими полюсами, пробежит искра.
|
|
Интуиция предполагает наличие внимания и открытость. Чтобы быть способным на это, человек должен быть внутренне свободным и уверенным в себе.
Но каким образом творческий человек, художник, политик, менеджер, домохозяйка или мать могут быть открытыми и уверенными в себе?
Несмотря на всю неопределенность, царящую в окружающем мире, человек будет чувствовать себя гармонично, если он сможет обрести уверенность в себе и самоуважение.
Вот одна из первых психологических задач, которая стоит перед нами на наших занятиях: «Быть уверенным в себе! Уважать себя! Любить, наконец!»
Интуицию можно развить, если человек учится полностью отдавать себя творческой задаче и исключает переоценки себя (самовосхищение, высокомерие и т.д.) и недооценки себя (сомнение в себе, чувство неполноценности и т.д.).
Четыре нормальных чувства себя:
• самоуважение,
• уверенность в себе,
• внутренние удовлетворение,
• внутренняя свобода.
Это неосознаваемый опыт, результат адекватного обращения с системой отношений окружающего мира. Нормальные чувства себя САМОГО находятся в постоянном динамическом процессе.
Они превращаются в негативные «атрибуции», если вместо уверенности в себе появляется «приобретенная беспомощность» или депрессия, если вместо самоуважения закрепляется приобретенное чувство неполноценности.
Интуиция блокируется неправильными чувствами себя САМОГО, поэтому нужно стараться избегать неправильных чувств себя о своем - ЭГО.
|
|
Необходимо обрести четыре нормальных чувства себя — непременную предпосылку интуиции, и сохранять эти чувства в равновесии.
Многие гениальные люди (Кляйст, Ван Гог, Моне, Чайковский и др.) смогли достичь выдающихся творческих результатов именно потому, что вынуждены были бежать от невыносимых чувств себя (сомнения в себе и чувства величия) и искать убежища в мире интуиции и гармонии.
Творчество спасает людей, потому что во время творческого процесса невротические чувства о себе остаются выключенными. Поэтому каждый из нас, не только гении, чувствует себя хорошо, когда он полностью отдается делу.
Если невротические чувства себя выключены и установлено состояние внутреннего равновесия, то доступ к неосознаваемым переживаниям-гештальтам открыт.
На основе неопределенной установки на поиск можно неожиданно осознать, что неосознанное переживание-гештальт совпадает с представлением-гештальтом (образцом мышления).
Момент конгруэнтности переживания-гештальта и представления-гештальта мы называем «внезапной мыслью» или «озарением», потому что этот момент вспыхивает и сверкает, как молния.