Динамизм научно-технического прогресса в XX веке не привел к кардинальным изменениям основных принципов организации экономики и управления. Традиционный менеджмент XIX-XX веков по-прежнему постулировал принципы единоначалия и строгой должностной властной иерархии, функциональной специализации, распорядительства и контроля, поддержания стабильности управляемой системы и ее реактивности.
Однако сегодня, когда возросшая неопределенность в финансовой, экономической и производственной сферах разрушила самые точные и обоснованные оптимизационными расчетами стратегии и планы, в выигрыше оказываются предприятия, которые сконцентрировали свое внимание не только на своевременной адаптации к происходящим изменениям, но и на темпах адаптации к изменяющимся условиям. Вот почему внимание менеджмента переключается со стратегического планирования на стратегическое управление,с официальной формализованной власти на неофициальные силы и влияния, с рутинизации на творчество, с контролирующих систем на творческие команды, с цели сохранения компании на ее модернизацию и адаптацию.
Кризисные условия предъявляют совершенно новые требования к обучению менеджеров навыкам принятия управленческих решений в критических ситуациях, к управлению социально-экономическими институтами и процессами на основе гуманизации управления, креативности организационных структур.
Российский менеджмент в ситуации переходного периода к рыночным отношениям, решая задачи освоения новых технологий менеджмента и стратегического маркетинга, а также создания благоприятного инвестиционного климата, должен обратить самое пристальное внимание на ценностные социокультурные ориентиры экономической деятельности при проведении организационно-управленческой модернизации институтов, ее осуществляющих.
Практика показывает, что самая сложная и конфликтная ситуация при проведении управленческой модернизации связана с преодолением сопротивления ценностных установок, норм и стандартов поведения персонала консервативной культуре управления. С самого начала российских реформ деньги и власть стали абсолютными ценностями, а деидеологизация привела к тому, что интегрирование России в мирохозяйственные отношения пошло по стратегически невыгодной для отечественного производителя схеме и целые отрасли национальной экономики были поставлены на грань выживания. Однако представители среднего и среднекрупного бизнеса, ориентированные на инновации и технологическое производство, не превратились в импортеров западных товаров народного потребления и экспортеров российских ресурсов. Поставленные в ситуацию тройной конкуренции: меж-
ду собой, с иностранными производителями ^ с собственным государством, они, чтобы выжить, были вынуждены разрабатывать и внедрять собственные внутрифирменные; внутриотраслевые ценностно нормативные модели управления социально-экономическими институтами и процессами. Таким образом, средний бизнес, формируя локальную корпоративную культуру управления, Заполнял идеологический вакуум, выдвинув на передний план вопрдаы духовного воспроизводства в рамках российской экономической и социокультурной деятельности.
Если учесть, что в современных условиях в мировой экономике1 акцент смещается от «мобилизационного управления» к «инновационному», рассчитанному на координирующие симулирование «точек! роста» и «зон развития», то становится ясным, 4iro коллективное нормотворчество и обучение персоналка мбгут стать способом эффективного экономического развития и комфортней социальной адаптации индивидов и организаций к постоянным изменениям. И может статься, что культура управления, возникающая как локальная и корпоративная, в будущем послужит формированию общей идеологии хозяйствования России.