Госслужащий как субъект профессиональной деятельности. Базисные компоненты субъектно-профессиональной структуры личности

Л.И. Катаева Госслужащий как субъект профессиональной деятельности

Социально-правовой статус госслужащего определен Федеральным Законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" и обусловливается особенностями самой государственной службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

"Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации" (ст. 3, п.1 Закона).

"Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, признаются настоящим федеральным законом государственными служащими Российской Федерации" (ст. 3, п.2 Закона).

"На государственных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом" (ст.4, п.З Закона).

Профессиональная деятельность государственного служащего основана на принципах государственной службы, предполагающих:

- верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами и должностными инструкциями;

- приоритет прав и свобод человека и гражданина и неукоснительное соблюдение и защиту его государственным служащим;

- единство системы государственной власти и разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами;

- разделение законодательной, исполнительной неудобной власти;

- равный доступ граждан к госслужбе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;

Обязательность для государтвенных служащих решений вышестоящих государственных органов и руководителей в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- единство основных требований, предъявляемых к госслужбе;

- профессионализм и компетентность госслужащих;

- гласность в осуществлении госслужбы;

- ответственность госслужащих за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей;

- внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства;

- стабильность кадров государственных служащих в государственных органах (см.ст.5 Закона).

Основы правового положения государственного служащего закреплены статьями 9-20 федерального Закона "Об основах государственной службы Российской Федерации".

Определяемые Законом правовые основы государственной службы и профессиональной деятельности госслужащего предполагают рассмотрение его как субъекта профессиональной деятельности особого смысла и звучания.

ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЬЕКТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПОДСТРУКТУР ЛИЧНОСТИ ГОССЛУЖАЩЕГО

Мотивационно-смысловая подструктура обеспечивается наличием смыслообразующих мотивов, которые выступают непосредственной внутренней побудительной силой активности субъекта, функционирующей на основе пристрастного отношения личности к самой деятельности.

Смыслообразующие любую профессиональную деятельность, в том числе и деятельность госслужащего, мотивы могут быть объединены в следующие группы:

- социальные;

- материальные;

- собственно- профессиональные;

- самосовершенствования, самосозидания;

- самозащиты, самосохранения.

Группа социальных мотивов основана на осознании себя как члена общества с имманентно присущей обязанностью трудиться на благо общества и предполагающей собственное саморазвитие как гражданина. Оптимальный смыслообразующий эффект деятельности достигается этой группой мотивов при сочетании общественного и личностного смысла труда.

К числу социальных могут быть отнесены мотивы, связанные с осознанием своего предназначения способствовать социальному благополучию, необходимости внести свой вклад в развитие общества, государства и мотивы более частного порядка: потребность в общественном признании, причастность к решению государственно важных задач, реализация своих идей на общегосударственном уровне. Перечисленные мотивы частного порядка имеют социальную значимость, если основываются на более общих социальных мотивах.

Группа материальных мотивов связана с наличием у человека потребности в материальном благополучии, материальной стабильности.

Группа собственно профессиональных мотивов определяется наличием интереса к содержанию самого труда, его процессу и результату (А.К.Маркова). Смыслообразующая значимость такой группы основана на закономерностях связи интереса к деятельности с развитием профессиональной компетентности, креативности, достижением успеха в реализации поставленных целей.

Группа мотивов самосовершенствования, самосозидания базируется на потребности человека в постоянном личностно-профессиональном росте и связанной с этим осознанием необходимостью соответствовать определенному профессиональному эталону.

Группа мотивов самозащиты, самосохранения как и группа материальных мотивов имеет выраженную витальную направленность, существующую в тесной связи с социальной обусловленностью.

Важными характеристиками эмоциональности личности как субъекта профессиональной деятельности являются:

- осознанность (гипертрофированная, в норме, низкая);

- знак (положительный или отрицательный);

- модальность (адекватная или неадекватная);

- устойчивость (высокая, в норме, низкая);

- направленность (созидающая или разрушающая). Перечисленные характеристики эмоциональности как содержательного компонента эмоционально-чувственной подструктуры позволяют понять место и значение последней в профессиональной деятельности госслужащего.

Социально-перцептивная подструктура связана с особенностями перцептивных процессов личности в сфере профессиональной деятельности. По отношению к госслужащему следует говорить о социальной перцепции как отражении личностью социальных объектов.

Показателями развития социально-перцептивной подструктуры личности госслужащего являются:

- направленность восприятия на социальный объект;

- целостность отражения социального объекта;

- восприятие социального объекта в динамике;

- акцентуация восприятия не на порождении образа, а на его смысловой и оценочной интерпретации;

- установление зависимостей при восприятии социального объекта между его особенностями и значимостью для профессиональной деятельности;

- осознание степени влияния социального объекта на цель, ход и результат деятельности, а также на сам субъект деятельности;

- оценка социального объекта в аспекте значимых (для общества и государства) параметров.

Характеристика когнитивной субьектно-профессиональной подструктуры госслужащего выражается в следующих показателях:

- установка на познание социальных объектов в проблемном контексте;

- устремленность познания на целостное восприятие социальных объектов;

- направленность на достижение полноты и глубины информации об объекте (явлении, процессе);

- ориентация на всесторонность анализа, выстраивание системного знания об объекте.

Организационно-коммуникативная подструктура характеризуется способностями личности как субъекта профессиональной деятельности к установлению социального взаимодействия между участниками деятельности на основе сознательно ориентированных на успешный результат такой деятельности инициатив.

Развитие организационно-коммуникативной подструктуры выражается в следующих показателях:

- владение навыками делового общения (умение выслушивать, понимать, убеждать, доказывать, разъяснять, полемизировать, отдавать команды и распоряжения и т.п.);

- речевая культура (четкость, ясность, грамотность языка);

- способность к распределению ролей, функций, обязанностей к установлению целесообразных отношений между участниками деятельности;

- способность к разумному контролю за действиями участников в ходе выполнения полученных им функций и корректировка отношений в ходе деятельности;

- умение при необходимости делегировать полномочия;

- умение провести коллективный анализ хода и результатов деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: