Сознание – это философская категория, означающая первооснову идеального бытия. Сознание - одна из форм проявления нашей души, преисполненная глубокого содержания. Самые первые представления о сознании возникли в древности. По Сократу сознание человека не тождественно материальному бытию вещей. По Платону помимо мира вещей существует особый мир идей, которым движет бестелесный разум, а в душе каждого человека ум созерцает самого себя и этим активно воздействует на жизнь человека. Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы друг от друга. Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она носитель и причина его возникновения. Сознание - производное от материи. Сознание вязано не со всей материей, а только с частью. Причем мыслит не мозг, а чел. при помощи мозга. Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. Сознание - особое свойство высокоорганизованной материи. Это означает, что между созн. и материей сущ. и различие, и связь, и единство. Сущностью созн. является его идеальность, кот. выражается в том, что составляемые сознанием образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе кот. они возникли. Идеальное не является чем-то самостоятельным по отношению к сознанию в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. Идеальное и матер. не разделены непроходимой гранью, Идеальное есть ни что иное, как материальное, пересаженное в чел. голову и преобразованное в ей. Сознание сущ. не всегда. Оно возникло в ходе исторического развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганизованных матер. систем.
Сознание выполняет важнейшие функции, которые реализуются специфическими структурными компонентами сознания: 1) «бытийное сознание»; 2) «рефлексивное сознание» (сознание для сознания); 3) самосознание (сознание внутреннего мира, самого себя).
Функции: 1) функция познания, обобщенного отражения внешнего мира (реализуется мышлением: рассудком и разумом, опирается на образ и мысль); 2) функция переживаний и построения отношения к миру, людям (образы и мысли, окрашиваясь эмоциями, становятся переживаниями); 3) функция регулирования поведения (формирование целей, мысленное построение действий, предвидение результатов); 4) творчески-креативная, порождающая функция; 5) функция рефлексии.