У человека неистребима тяга к познанию Вселенной, что является преобразованным благодаря социуму и культуре исследовательским рефлексом его обезьяноподобных предков. Обычно наблюдающий чистое звездное небо человек испытывает чувство удивления, восторга и тревоги, ведь хочется узнать, что там, за весьма ярко или чуть заметно сверкающими в ночи звездными мирами, – неведомые нам существа или мертвые просторы чужих миров, господствует там хаос или гармония?
Не менее, а, может быть, более удивительным является внутренний мир человека, его психокосмос, сфера чувств, эмоций, желаний, мыслей, инстинктов, грез и мечтаний, сновидений, фантазий, интуиции, сверхсознания и подсознания и пр.
В связи с бурным развитием информационных, компьютерных, виртуальных, генных технологий сейчас необычайно усилился интерес к выяснению природы сознания в ее полноте. В современном поле исследований сознание определяется как способность человека оперировать образами окружающего мира, которая ориентирует его поведение; субъективная, внутренняя жизнь индивида.
Само сознание является наиболее таинственной «вещью» в мире на данный момент, потому что до сих пор нет ответа на следующие вопросы: «Почему оно существует? Что оно делает? Как оно могло возникнуть на основе биохимических процессов мозга?»
Существует бесчисленное число точек зрения относительно природы сознания – от позиций тех, кто утверждает, что источник сознания человека находится вне его тела (им является высшее «Я»), до теорий, в соответствии с которыми сознание может быть объяснено стандартными методами нейрофизиологии и психологии.
В этом плане примечательна модель внутреннего космоса (психики, сознания в широком смысле этого слова) человека, созданная зарубежным ученым Р. Ассаджоли, который использует представления высоты и глубины, чтобы четко сформулировать спектр возможностей для самотран-формации индивида. Нелишне отметить, что его модель довольно эффективно используется социальными психологами для создания оптимальной морально-психологической атмосферы в коллективе.
В этой модели представлены следующие регионы и слои.
1. Низшее бессознательное, содержащее в себе: а) элементарные психические акты, которые управляют функционированием тела, а также разумная координация телесных функций; б) фундаментальные драйвы (влечения) и примитивные побуждения; в) множество комплексов, насыщенных интенсивными эмоциями; г) грезы, сновидения и воображения низшего сорта; д) низшие, неконтролируемые парапсихологические процессы; е) различные патологические явления – фобии, компульсивные побуждения и параноические мании.
2. Среднее бессознательное – совокупность определенных психологических элементов, близкая нашему бодрствующему сознанию и легко им воспроизводимая. В этом внутреннем регионе происходит ассимиляция накопленного опыта, протекают различного рода ментальные и имажинативные процессы, созревают идеи, стремящиеся прорваться в сферу собственно сознания.
3. Высшее бессознательное или суперсознание, которое является регионом, поставляющим человеку его высшие интуиции и вдохновения – художественные, философские либо научные, этические «императивы» и побуждения к гуманному и героическому Действию. Оно – источник высших чувств, таких, как альтруистическая любовь, гениальность и самосозерцание, просветление и экстаз; в этом регионе в латентном состоянии находятся высшие психические функции и духовные энергии.
4. Поле сознания – непрерывный поток ощущений, чувств, желаний, импульсов, образов и мыслей, которые человек наблюдает, анализирует и оценивает.
5. Сознание Я или «Я» является точкой самосознания индивида, отличающегося от сознания. Различие между ними можно проиллюстрировать следующим образом: одно из них – белый освещенный экран, другое – различные изображения, спроецированные на него (ощущения, чувства, мысли и пр.).
6. Высшее «Я» – перманентный центр, истинное «Я», расположенное за пределами «Эго». Ведь когда человек спит, находится в состоянии депрессии, гипноза, наркоза, тогда его «Я» исчезает и появляется в бодрствующем состоянии. Поэтому еще Кант и Гербарт провели четкое различие между эмпирическим «Эго» и ноуменальным (реальным) «Я», которое существует вне эмпирического индивида, чье «Я» – сознание есть «проекция» этого ноуменального «Я» на структуру личности.
7. Коллективное бессознательное – слой, где происходит процессы «психического космоса», где осуществляются психические контакты между людьми. Человек отнюдь не является изолированным существом, не является «монадой без окон», как считал Лейбниц. И хотя он может чувствовать себя одиноким и изолированным, в действительности же он погружен в океан человеческой психики. В данном случае сознание относится в высшему «Я», выступающему истоком индивидуального сознания.
Естествоиспытатели находятся на противоположной позиции, согласно которой сознание человека является неотъемлемой частью его телесной экзистенции и представляет собой область оптимальной возбудимости, которая перемещается по коре больших полушарий мозга, причем перемещение «светлого пятна сознания» зависит от характера выполняемой умственной деятельности (И.П. Павлов). Метафору «светлого пятна сознания» современные методы исследования превратили в экспериментально наблюдаемое явление («прожекторная» теория Ф. Крика).
В конце XX в. на первый план все отчетливее выдвигается теория «повторного входа» A.M. Иваницкого и Дж. Эдельмана – связь сознания с долговременной памятью в виде синтеза двух информаций (наличной и извлекаемой из памяти).
В пользу нейрофизиологического подхода к сознанию человека свидетельствуют эксперименты по созданию кремниевой сетчатки. Американские исследователи сконструировали электронную микросхему, имитирующую нейронную структуру глаза, что открывает перспективы для цифрового, более эффективного способа вычислений. В связи с этим поставленный вопрос, может ли сознание возникать в сложной синтетической системе, интересует многих исследователей.
Очевидно, что при детальном анализе двух этих взглядов (один рассматривает сознание как функцию нейронных структур мозга человека, другой – что сознание как идеальное существует во взаимодействии человека с миром культуры) будут выявлены все ошибки и промахи, и что истина лежит где-то посредине. В перспективе будет создана целостная теория, состоящая из двух компонентов: физических законов, объясняющих поведение физических систем от бесконечно малых до бесконечно больших, и психофизических законов, показывающих, как некоторые из данных систем ассоциируются с опытом сознания. Понятно, что следует иметь в виду многообразные философские, социологические, социально-психологические, коммуникативные и другие аспекты функционирования сознания.