Основные подходы к пониманию сущности человека в философии: натурализм, теоцентризм, социоцентризм, антропоцентризм

Натурализм - направление отождествляющее социальные процессы с природными явлениями, т.е природа выступает как единый, исключающий сверхъестественное, универсальный принцип объяснения всего сущего. В социологии натуралистические теории объясняют развитие общества различными природными факторами - климатическими условиями, географической средой (географическая школа), биологическими факторами. Принципы морали выводятся из некоего природного начала.

Основные принципы, на которых основывается направление: в теоретическом отношении в философии элиминируются “метафизические” вопросы, проблемы, понятия и положения традиционной философии, которые в силу их высокой абстрактности не могут быть разрешены; социальные явления, с точки зрения методологической задачи, качественно идентифицируются природными явлениями; универсализация принципов и методов естественных наук и, соответственно, экстраполяция методов анализа, применяемых в естествознании, в понимании человека и общества.

философский анализ сводится к выработке обобщенных эмпирически обоснованных теоретических положениях, которые должны стать ориентиром для прогнозирования социальных явлений.

Н объясняет социальную реальность как внешнее по отношению к человеку, где действуют внечеловеческие нормы и ценности. Социальная реальность воспринимается как сама собой разумеющаяся естественная основа, исходя из которой объясняется вся человеческая деятельность.

Средневековый образ человека теоцентричен. Человек верит не в себя, он верит в Бога. Теоцинтризм – направление средневекового мышления, согласно которому реальностью, определяющей все сущее, является Бог. Идеальным образом для человека становится образ святого. Главный признак человека – сердце, главный признак человечности – любовь. Однако не любовь человека к другому человеку, а любовь к Богу. Человек не может самостоятельно добыть знание, оно открывается ему в откровении, также не может он преодолеть свою греховную природу без Божьей благодати. Христианскому сознанию была чужда мысль о конечности бытия: вера в бессмертие души скрашивала суровое земное существование.

Образ человека Нового времени антропоцентричен. Антропоцентризм - мировоззрение, оценивающие мир через человека, полагая его главной ценностью мироздания. Бог смещается на периферию человеческой жизни. Человек теперь верит в себя. Главная сфера человеческой деятельности – познание. Главный метод познания – рефлексия. Миром управляют законы, соответствующие законам человеческого разума. Отношения человека с природой – это отношения господства и подчинения. Ученые – это естествоиспытатели. Они «пытают» природу и тем способствуют покорению её, сначала в мыслительных, научных формах, а затем и в технических, промышленных.

В философии марксизма человек – общественное существо. Общество, с одной стороны, создается человеком, с другой – формирует человека, социализирует его. Не только сам человек, но и его чувства – зрение, слух, обоняние – культурно ориентированы. Социальная природа человека – все, что делает человека человеком, формируется социально (способность к прямохождению, мышление, речь).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: