Метатеоретические формы организации и функционирования научного познания

Метод – это способ деятельности, совокупность приемов, применяемых исследователем для получения определенного результата. Теория метода называется методологией. Она – теоретическое обоснование методов и форм познания.

По степени общности методы бывают частные, общенаучные и всеобщие. Частные применимы в узкой области конкретных исследований, общенаучные – в более широкой (анализ, синтез, индукция, дедукция), всеобщие методы – философские.

В научном познании различают два уровня - эмпирический и теоретический. К эмпирическим методам относятся: наблюдение, эксперимент, моделирование.

Наблюдение – целенаправленное, планомерное, систематическое восприятие предметов и явлений окружающей действительности.

Эксперимент – испытание изучаемых объектов в контролируемых и управляемых условиях.

Моделирование – это материальная или идеальная имитация реально существующего объекта путем конструирования модели, воспроизводящей основные особенности этого объекта.

К теоретическим методам относятся: анализ, синтез, индукция и дедукция.

Анализ – метод исследования, состоящий в расчленении целого на его составные элементы.

Синтез – это метод, состоящий в соединении отдельных элементов в единое целое.

Индукция – метод, основанный на умозаключениях от частного к общему.

Дедукция – метод, основанный на умозаключениях от общего к частному.

Научное познание действительности осуществляется с помощью исторического и логического метода. Исторический метод – метод, применение которого требует мыслительного воспроизведения конкретного исторического процесса развития. Логический метод является особым методом отражения того же исторического процесса, только освобождает от стройности изложения исторических случайностей.





double arrow
Сейчас читают про: