В своих взглядах на историю философы разделились на две группы:
- тех, кто рассматривал историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (иррационалисты);
- тех, кто видит определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом.
Среди подходов к истории как к внутренне логическому процессу выделяют формационный, цивилизационный и культурологический подходы.
Формационный подход был предложен Марксом и Энгельсом.
На каждом этапе общественного развития люди вступают в производственные отношения. Производственные отношения образуют экономическую систему, базис для институтов государства и общества, общественных отношений. Общественные отношения – это надстройка по отношению к экономическому базису. Базис и надстройка взаимно влияют друг на друга. В зависимости от уровня производительных сил и производственных отношений, типа базиса и надстройки выделяют общественно-экономические формации. Рост уровня производительных сил приводит к изменению производственных отношений и к смене общественно-экономические формации.
|
|
Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию, которая разрешает противоречия между производительными силами и производственными отношениями и между базисом надстройкой.
Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (социалистическая).
Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889-1975). цивилизация – устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.
История – нелинейный процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках земли.
Цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют на другие цивилизации. Локальные цивилизации замыкаются в национальных рамках. К основным цивилизациям относятся: шумерская, вавилонская, минойская, эллинская (греческая), китайская, индусская, исламская, христианская и некоторые другие цивилизации.
Цивилизации конечны в своем существовании. Каждая цивилизация проходит в своей судьбе 4 стадии: зарождение, рост, надлом, дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.
По своей структуре цивилизация состоит из творческого меньшинства и инертного большинства. Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации.(невыгодное географическое положение, военная агрессия). Большинство склонно «тушить» энергию меньшинства.