Чувственное и рациональное в познавательном процессе

Познанием называют деятельность, направленную на получение знаний. Теория познания – гносеология.

Объектом познания называется то, на что направлено познание, что познается. Субъектом познания называют конкретного носителя познавательной деятельности. Субъектами выступают отдельные люди, группы людей, общество в целом.

В самом процессе познания выделяют две формы: чувственное познание и рациональное познание. Чувственное познание осуществляется с помощью органов внешних чувств. Ступенями чувственного познания являются ощущения, восприятия, представления. Ощущения возникают в результате внешнего воздействия на органы чувств человека. Целостный образ предмета создают восприятия, представляющие собой совокупность ощущений. Более высокой ступенью чувственного познания выступают представления – образы, возникающие в памяти человека на основе прошлых ощущений и восприятий.

С помощью чувственного познания можно судить только о внешних свойствах отдельных предметов. Для постижения сущности вещей и явлений, выяснения общих закономерностей их существования чувственного опыта недостаточно. Задачу обобщения информации выполняет рациональное познание.

Рациональное познание представляет собой процесс абстрактного, обобщающего мышления. Основными ступенями абстрактного познания являются понятия, суждения, умозаключения. Элементарной единицей является понятие. Из понятий строятся все логические рассуждения. Понятие отражает общие, существенные признаки явлений. Суждением называются совокупность понятий, отражающую связи и отношения между предметами и их свойствами. Умозаключение представляет собой процесс получения из двух или нескольких суждений нового суждения на основании законов логики.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: