“культура” от лат. “возделывание почвы”, ее “культивирование”, то есть изменение в природном объекте под воздействием человека, его. Уже в этом первоначальном содержании термина язык выразил очень важную особенность культуры—заложенное в ней человеческое начало, акцентировав внимание на единстве культуры, человека и его деятельности. В дальнейшем слово “культура” получило более обобщенное значение и им стали называть все созданное человеком. В таком понимании культуры действительно отражаются ее существенные черты. Культура предстает как сотворенная человеком “вторая природа”, надстроенная над природой естественной, как мир, созданный человеком, в отличие от девственной природы. Там, где есть человек, его деятельность отношения между людьми, там имеется и культура.
Современная наука пришла к необходимости выделения конкретных аспектов культуры как общественного явления:
- генетический – культура представляется как продукт общества.
- гносеологический – культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей.
|
|
- гуманистический – культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей.
- нормативный – культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе.
- социологический – культура выражается как деятельность исторически конкретного социального объекта.
Культура – это ядро, основа, душа общества:
- это материальные и духовные ценности человека,
- это способ жизнедеятельности людей,
- это их отношение между собой,
- это своеобразие жизни нации и народов,
- это уровень развития общества,
- это накапливаемая в истории общества информация,
- это совокупность социальных норм, законов, обычаев,
- это религия, мифология, наука, искусство, политика.
Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.
Культура делится на определенные виды и роды. Принято различать материальную и духовную культуру. К материальной относят культуру труда и материального производства, культуру быта, культуру места жительства, культуру отношения к собственному телу, физическую культуру. Материальная культура является показателем уровня практического овладения человеком природой.
Духовная культура включает в себя познавательную, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную.
Множественная структура культуры определяет и разнообразие ее функций. Главная – гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней или вытекают из не. Функция трансляции – передача социального опыта. Познавательная функция – накапливая знания о мире, создает возможность для его освоения. Регулятивная функция – регулирует различные стороны, виды общественной деятельности. семиотическая функция – без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным. Ценностная функция – культура определяется как система ценностей.