Польская культура XIII-XV ВВ

Если в X–XII вв. Польша усваивала культурные достижения латинского Запада, то в XIII–XIV вв. она уже сумела "на равных" включиться в общеевропейский культурный процесс, а в XV в. вносила уже особый оригинальный вклад в европейскую культуру. Этот же XV в. стал мостом, ведшим от средневековья к Новому времени в истории польской культуры: христианство достигло того уровня зрелости, какой подготавливал рождение новых, реформационных течений; начался процесс секуляризации культуры; с конца XV в. в Польше появляются первые кружки гуманистов.


Образование, просвещение, наука

Важнейшим событием в истории польской культуры этого времени стало основание Краковского университета в 1364 г. Он был создан по образцу итальянских университетов, где университетскую корпорацию составляли студенты, как бы нанимая профессоров на службу. Главной задачей университета была подготовка людей для государственной службы, поэтому первоначально в Кракове не было теологического факультета, зато на факультете права было целых 8 кафедр.

Правда, в конце XIV в. характер Краковского университета переменился: папская булла санкционировала создание в Кракове теологического факультета, университет был реорганизован по парижскому образцу (то есть корпорацию отныне образовывали профессора, а не студенты), перед ним была поставлена новая задача подготавливать духовенство и содействовать христианизации Литвы. XV и первая половина XVI в. стали временем расцвета Краковского университета; позднее он отстал от современной ему европейской науки и культуры.

Вторым звеном в системе образования были школы, создаваемые при епископских кафедрах и в городах. В них преподавались науки не только тривиума (грамматика, диалектика, риторика), но и квадривиума (арифметика, геометрия, астрономия, музыка).

Третий и базовый уровень системы образования составляли приходские школы, которых в Польше XV в. было около 3 тыс.. В них давались элементарные навыки чтения и счета в рамках тривиума.
Польские юноши из шляхетских, купеческих и даже некоторых крестьянских семей пополняли образование в поездках по зарубежным университетам. В XIII в. такие выезды были еще редки; в XIV – их были сотни, и главной их целью была Прага; в XV в. они стали массовым явлением и курс их лежал чаще всего в Италию.

Наряду с молодежью такие поездки часто предпринимали монахи, особенно доминиканцы, славившиеся своей ученостью.
В целом, благодаря развитию системы образования в Польше XIII-XV вв. возникла своя средневековая "интеллигенция".

Как и повсюду в Европе языком образованных людей был латинский. Польскому языку отводилась функция средства устного общения. В письменности он использовался только в проповедях, в предназначенных широкой публике рассказах о чудесах, в некоторых литературных произведениях. Однако в XIV-XV вв. заметно возрастание роли польского языка в обществе: уже в конце XIII в. синод польской церкви требовал преподавать латынь в приходских школах по-польски; в конце XIV в. развернулась работа по переводу на польский язык латинских сочинений; в первой половине XV в. Якуб из Паршовиц приступил к составлению грамматики польского языка.

Огромным событием в истории просвещения стало появление в Польше книгопечатания в последней четверти XV в.; помимо польских типографий потребность в печатной книге покрывали зарубежные, прежде всего германские, издатели.

XV в. стал временем складывания собственных научных школ в Польше. Разумеется, главным научным центром стал Краков. Здесь особое развитие получили математические и астрономические исследования (Мартин Круль из Журавицы, Мартин Булиц из Олькуша, Ян из Глогова, Миколай Будка, наконец, учитель Николая Коперника Войцех из Брудзева). Поэтому есть все основания считать, что гениальные открытия Коперника в XVI в. были подготовлены польской ученой традицией.

В Кракове успешно развивались также юриспруденция, философия и теология. Особенно известным философом и теологом XV в. был Матвей из Кракова, который выступал против спекулятивных подходов в этих науках и развивал принципы критического рационализма в своих сочинениях.
Среди польских ученых XV века нельзя не поставить на одно из центральных мест Яна Длугоша, создавшего одно из крупнейших произведений европейской средневековой историографии ("Хроники славного Польского королевства" в 12 книгах).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: