Понятие и задачи учетной политики

Глава 11. учетная политика ОРГАНИЗАЦИИ

В соответствии с ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся:

o методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, признания доходов и расходов;

o приемы организации документооборота;

o порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

o система внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля;

o способы применения счетов бухгалтерского учета и системы регистров бухгалтерского учета;

o и иные соответствующие способы и приемы.

Бухгалтерский учет, согласно, Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129 – ФЗ «О бухгалтерском учете» есть «упорядоченная система сбора, регистрации и общения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций».

Идентичность данного определения учетной политики, приведенному в ПБУ 1/98, позволяет говорить об учетной политике в широком смысле слова как о системе ведения бухгалтерского учета в конкретной организации.

Задачи, поставленные перед учетной политикой можно сформулировать в виде требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету (п.7 ПБУ 1/98):

1) требование полноты - полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности;

2) требование своевременности - своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности;

3) требование осмотрительности, означающее большую готовность к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская создания скрытых резервов);

4) требование приоритета содержания перед формой, предусматривающее отражение организацией в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности в зависимости не только от их правовой формы, но и от экономического содержания и условий хозяйствования. В том случае, когда организация в силу национального законодательства не может руководствоваться при отражении отдельных хозяйственных операций экономическими соображениями, она освещает последствия этого в пояснениях к бухгалтерской отчетности. Например, основные средства, приобретенные на условиях финансовой аренды (лизинга), будут амортизироваться в установленные сроки, а не в период расчетов за них с продавцом;

5) требование непротиворечивости, которое заключается в соблюдении тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;

6) требование рациональности, предполагающее рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации. При этом предусматривается, чтобы в учете подробно отражалась та информация, на основании которой пользователи имеют возможность принимать решения, оценивать финансовое положение организации, результаты ее деятельности.

Формально говорить о сроках формирования учетной политики можно только в отношении вновь создаваемых организаций. Все остальные организации, т. е. организации которые существуют более одного отчетного периода, должны были сформировать учетную политику в том отчетном периоде, за который была представлена первая бухгалтерская отчетность. Принятая организацией учетная политика должна была применяться последовательно из года в год, претерпевая изменения только в установленных Законом случаях: изменение законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. Т. е. «старые» организации могут говорить только об изменениях к ранее сформированной учетной политике, даже если ее текст будет изменен на 100%.

В соответствии с пунктом 5 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» формируется главным бухгалтером организации на основе настоящего положения и утверждается руководителем организации». Т. е. ПБУ 1/98 возлагает на главного бухгалтера обязанность по формированию учетной политики, а не ответственность за формирование.

Приказ по учетной политике используется как внутренними, так и внешними пользователями.

Внешние пользователи используют Приказ по учетной политике в следующих целях:

- аудиторы – в целях подтверждения достоверности отчетности;

- прочие пользователи отчетности – в целях понимания отчетности, оценки отдельных ее показателей (через раскрытие учетной политики).

Внутренние пользователи используют Приказ по учетной политике в следующих целях:

- менеджмент компании в целях управления решениями, и стандартизации учетных процессов;

- бухгалтерская служба в целях обеспечения достоверности отчетности, и стандартизации учетных процессов, как элемент контрольной среды;

- методологи организации как инструмент соблюдения организацией норм бухгалтерского учета;

- контролеры (ревизоры, внутренние аудиторы) в целях подтверждения показателей отчетности, как элемент контрольной среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: