Тема 5. Организация бухгалтерского учета. Учетный цикл и подготовка финансовой отчетности

Классификация счетов

Взаимосвязь синтетических счетов с аналитическими

Синтетический счет «Топливо»

Субсчета


«Бензин» «Дизельное топливо» «Другие»

Аналитические счета

«Бензин» «Бензин» «Бензин»

АИ-93 А-76 АИ-91

4. Классификация счетов характеризует систему счетов как важнейшего элемента метода бухучета, способствует их правильному применению для учета средств и совершения хозяйственных процессов. Применяемые в бухучете счета не одинаковы по экономическому содержанию учитываемых на них объектов, по назначению, структурным особенностям и другим признакам. В связи с этим их требуется классифицировать, сгруппировать, т.е. подразделить на качественно однородные группы, что позволит выявить характерные особенности каждой отдельной группы счетов, понять их содержание и способы использования в учете.

Классифицируют счета по двум признакам:

1. по экономическому содержанию. В основу положена классификация средств и источников. Эта классификация дает возможность установить, что учитывается на тех или иных счетах, и в результате получить систематизированную экономическую информацию об объектах учета;

2. по назначению и структуре. Позволяет установить, какие счета должны применяться для получения тех или иных экономических показателей об учитываемом объекте.

Обе классификации тесно связаны между собой и взаимообусловлены. Строение счета, его структура определяют характер оборотов по дебету и кредиту, его сальдо. Строение счета зависит не только от его экономического содержания, но и от назначения. Одни счета применяются для отражения движения и состояния материальных ценностей, другие – для учета затрат на производство продукции, третьи – для определения доходов.

Счета бухгалтерского учета


Счета средств и их источников Счета процессов и их результатов Забалансовые

Основные Регулирующие (контрарные)

Собственный капитал
Расходы
Транзитные
Доходы
Калькуляционные
Собирательно-распределительные
Расчетные
Инвен тарные
Де нежные
Инвес- тиции

Финансово-результатные


Основные счета применяются для контроля за наличием и движением хозяйственных средств и источников их образования, так как учитываемые на них объекты являются основой хозяйственной деятельности. Они подразделяются на подгруппы:

Инвентарные. Предназначены для контроля за поступлением, выбытием и остатками материальных ценностей. Поступление этих средств показывается по дебету, выбытие – по кредиту, счет активный, остаток дебетовый. Аналитический учет ведется в денежном и натуральном выражении.

Денежные. Для контроля за наличием и поступлением денежных средств, хранящихся в банках, в кассе в различных валютах. Счета активные, дебет показывает поступление, кредит – выбытие, остаток дебетовый.

Инвестиции в акции, уставные капиталы других субъектов, а также финансовые инвестиции. По структуре счета активные.

Собственный капитал. Счета применяются для учета образования и пользования собственных источников субъекта, по структуре относятся СКО (пассивные). По кредиту отражается увеличение источников, по дебету – выбытие источников. Кредитовое сальдо показывает наличие фондов на предприятии.

Расчетные счета служат для учета расчетов предприятия с его дебиторами и кредиторами. Различный характер расчетов обуславливает различное строение этих счетов и получение с их помощью разных показателей.

Регулирующие счета. С их помощью корректируется оценка хозяйственных средств в текущем учете. Хозяйственные средства субъекта оцениваются на основе фактических затрат на их производство и приобретение. Регулирующие счета, уточняют или регулируют оценку какого - либо вида средств. С этой целью кроме основного счета в текущем учете ведется еще один связанный с ним регулирующий счет. Для нахождения фактической величины учитываемого объекта сумма регулирующего счета вычитывается из суммы основного счета. Основные средства и нематериальные активы с момента их получения или ввода в действие и до выбытия учитываются к первоначальной стоимости. Обособленно на отдельном счете отражается сумма их износа на данный момент. Сопоставив первоначальную стоимость с суммой износа, т.е. вычтя износ, получаем фактическую (остаточную) стоимость основных средств.

Счета процессов и их результатов подразделяются на:

Собирательно – распределительные счета. Служат для сбора тех расходов и доходов, которые в момент их оплаты или начисления не могут быть отнесены непосредственно на соответствующие объекты, это «Накладные расходы», «Расходы будущих периодов» – счета активные и «Доходы будущих периодов» – пассивные.

Калькуляционные счета. Предназначены для учета всех затрат, связанных с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг в целях исчисления себестоимости продукции, материалов работ.

Счета доходов – доходы от основной и неосновной деятельности. Счета пассивные, по кредиту отражается начисление (получение) дохода, в конце года они описываются на увеличение итогового дохода.

Транзитные счета (однодневные). Используются для учета одноэлементных расходов. В конце месяца зачисляются на калькуляционные счета. Так же, как калькуляционные, остатков эти счета не имеют, в конце месяца они должны быть закрыты, кроме 21 подраздела (в конце месяца показывается остаток незавершенного производства).

Счета расходов. По структуре счета активные, по дебету отражается увеличение расходов, в конце года все расходы списываются на уменьшение итогового дохода.

Финансово – результатные. «Операционно – результатный счет»– итоговый доход. По дебету отражаются расходы субъекта, а по кредиту – доходы. Кредитовый остаток показывает доход, дебетовый – убыток. Сальдо на этом счете не бывает, так как, в конце отчетного периода полученная разница списывается на счет «Нераспределенный доход (непокрытый убыток)». – чистый доход, отражающийся в распоряжении предприятия после налогообложения (корпоративный подоходный налог 30%).

Забалансовые счета отражают средства, которые не принадлежат данному предприятию, а находятся на ответственном хранении или во временном пользовании. Эти средства нельзя учитывать со средствами, принадлежащими предприятию. Все операции, затрагивающие забалансовые счета, отражаются не двойной записью, а односторонней, только по дебету или только по кредиту.

6. Типовой план счетов финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов – это систематизированный зашифрованный перечень синтетических счетов, сгруппированных по экономическому содержанию, составленный по принципу убывания ликвидности и распределения активов и обязательств на краткосрочные и долгосрочные. Приведенные показатели представляют собой четырехзначный код или номер. Разработка Рабочего плана счетов представляет собой определение четвертой цифры этого кода, после этого этот номер будет именоваться счетом.

Для облегчения работы с Планом счетов каждому подразделу и его счетам присваивается номер (код), который может заменить его наименование.

Аналитические счета в Типовом плане счетов не предусмотрены. Кажлый субъект имеет право открывать субсчета в рабочем плане счетов, который утверждается руководителем субъекта в учетной политике.

Основа для разработки Рабочего плана имеет следующую структуру:

1. Краткосрочные активы

2. Долгосрочные активы

3. Краткосрочные обязательства

4. Долгосрочные обязательства

5. Капитал и резервы

6. Доходы

7. Расходы

8. Счета производственного учета

Контрольные вопросы:

1. Что представляют собой счета?

2. В чем отличие дебета от кредита?

3. Как определяется сальдо активному счету?

4. Дайте определение двойной записи.

5. Как называется связь между счетами, возникающую в результате

двойной записи?

6. Что представляют собой синтетические счета?

7. Знаете ли Вы, способы исправления ошибок?

8. На какие виды делятся счета бухучета?

9. Что значит открыть счет?

10. Чем отличается сложная проводка от простой?

Список литературы:

1. Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.2007 г. №234-ІІІ

3. Стандарты бухгалтерского учета (Постановление Национальной комиссии по бухучету №3 от 13.11.96г.)

4. Концептуальная основа для подготовки и представления финансовой отчетности (приказ МФ РК от 29.10.02 г. №542)

5. Перечень групп синтетических счетов Рабочего плана, счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности субъектов

6. Инструкция по разработке Рабочего плана счетов для организаций, составляющих финансовую отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (приказ МФ РК от 22.12.05 г. №426)

7. Радостовец В.К. Бухгалтерский учет на предприятии. Алматы, 2000 г.;

8. Нурсеитов Э.О. Бухгалтерский учет в организациях: Учебное пособие, Алматы, 2006 г.

9. Сейдахметова С.М. Современный бухгалтерский учет. Алматы, 1998 г.

10. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета. Москва,. 1999 г.

План лекции:

1. Законодательное регулирование бухгалтерского учета в Республике Казахстан

2. Учетная политика

3. Учетный цикл. Его этапы

4. Документация. Документооборот

5. Способы исправления ошибочных бухгалтерских записей

6. Проведение инвентаризации

Цель занятия рассмотрение бухгалтерских документов, их назначения и классификации, проведения инвентаризации, способы исправления ошибочных бухгалтерских записей, составление вступительного баланса, регистрации и анализа хозяйственных операций и их отражение на счетах бухгалтерского учета. Разноска бухгалтерских записей из журнала на бухгалтерские счета, закрытие временных счетов.

Ключевые слова: документ, документооборот, регистрация, учетные регистры, учетная политика, пробный баланс, инвентаризация.

1. Государственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Казахстан осуществляется Министерством финансов Республики Казахстан.

Министерство финансов:

1) обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

2) определяет порядок ведения бухгалтерского учета;

3) принимает нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

4) разрабатывает и утверждает национальные стандарты и методические рекомендации к ним;

5) разрабатывает и утверждает типовой план счетов бухгалтерского учета;

6) публикует в периодических печатных изданиях национальные стандарты в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

7) взаимодействует по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности с иными государственными органами и профессиональными организациями;

8) утверждает квалификационные требования, предъявляемые к профессиональным бухгалтерам, с учетом рекомендаций консультативного органа.

Для регулирования системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Казахстан, установления принципов, основных качественных характеристик и правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в Республике Казахстан принят Закон «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007 года, № 234-ІІІ. Действие настоящего Закона распространяется на:

-индивидуальных предпринимателей;

-юридические лица, филиалы и представительства иностранных юридических лиц, зарегистрированные на территории Республики Казахстан в соответствии с

Руководство или индивидуальный предприниматель может в зависимости от объема учетной работы:

1) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

2) ввести в штат должность главного бухгалтера;

3) передать на договорной основе ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности бухгалтерской или аудиторской организации или профессиональному бухгалтеру;

4) вести бухгалтерский учет лично.

Государственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Казахстан осуществляется уполномоченным органом.

Наряду с государственным регулированием в Республике вводится и негосударственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, которое осуществляет консультативный орган.

Консультативный орган создается в форме консультативно-совещательного органа, состав которого утверждается уполномоченным органом по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан, и действует на основе положения о нем.

В состав консультативного органа входят представители государственных органов, некоммерческих организаций, субъектов частного предпринимательства, организаций с долей участия государства, государственных предприятий.

Наряду с законом о бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Республике Казахстан действуют международные стандарты финансовой отчетности и национальные стандарты финансовой отчетности.

Составление финансовой отчетности осуществляется организациями в соответствии с международными стандартами, опубликованными на государственном или русском языке организацией, имеющей письменное разрешение на их официальный перевод и публикацию в Республике Казахстан от Фонда Комитета международных стандартов финансовой отчетности.

Стандарты – это правила подготовки финансовой отчетности. Для достижения унификации принципов бухучета, используемых для финансовой отчетности во всем мире, в 1973 г. был создан Комитет международных стандартов финансовой отчетности. КМСФО разработан, опубликован и рекомендован к повсеместному принятию и соблюдению 41 международный стандарт финансовой отчетности.

В соответствие с МСФО 1 учетная политика представляет собой основополагающие принципы, методы, процедуры, правила и практика, принятые компанией для подготовки и представления финансовой отчетности. Другими словами учетная политика – это совокупность приемов и способов, принимаемых руководителем предприятия для ведения бухгалтерского учета и раскрытия финансовой отчетности, в соответствии с ее принципами и основами.

Известны два метода составления отчетности в соответствии с МСФО. Это метод трансформации финансовой отчетности и конверсия.

Метод трансформации представляет собой корректировку показателей предшествующих отчетных периодов. Организация отражает в учете операции и события по национальным стандартам, а затем производятся корректировки финансовой отчетности так, чтобы они соответствовали МСФО.

Конверсия, или метод параллельного учета, заключается в том, что учетные данные формируются в двух системах финансовой отчетности, в результате имеется отчет в формате национальных стандартов и формате МСФО.

2. Учетная политика - это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Учетная политика формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации.

В современном понимании учетная политика компании – это основополагающий документ, в котором максимально полно раскрываются все имеющиеся особенности бухгалтерского учета в конкретном периоде деятельности компании. При своем правильном формировании учетная политика обеспечивает эффективное взаимодействие участвующих в учетном процессе структур организации и минимизирует материальные, трудовые и временные затраты в ходе разрешения возникающих вопросов.

Как результат, грамотно разработанная учетная политика фирмы позволяет:

· выбирать эффективную схему для ведения бухгалтерского и налогового учета;

· снижать финансовые и налоговые риски;

· оптимизировать схему налогообложения.

К слову, именно учетная политика может стать решающим аргументом в спорах с налоговой инспекцией, оказывать значительную помощь в вопросе защите интересов налогоплательщика в судах. Однако чтобы действительно помочь компании отстоять свою позицию, данная политика должна разрабатываться профессионалами с учетом специфики деятельности организации.

Итак, разработка учетной политики направлена на подготовку комплекса документов, которые будут регламентировать деятельность бухгалтерской службы и предоставлять в ее распоряжение совокупность различных внутрифирменных стандартов, адаптацию к имеющимся системам компьютеризированного учета, рациональный механизм по составлению внутренней и внешней бухгалтерской отчетности.

Следует отметить, что, прежде всего, в четко составленной учетной политике заинтересовано само предприятие, поскольку основными целями, достигаемыми ее разработкой и последующим утверждением, является закрепление правил и основных методик ведения бухгалтерской и налоговой отчетностей, а заодно и регулирование организационных моментов бухучета. Таким образом, разработка учетной политики призвана унифицировать все формы и методы отчетности, существующие на предприятии, максимально эффективно организовать между структурными элементами предприятия документооборот (и в горизонтальной, и в вертикальной плоскостях). В конечном итоге учетная политика будет не только облегчать и упрощать работу по учету и повышать эффективность документооборота, но также экономить трудозатраты предприятия и его материальные ресурсы.

3. Каждый новый отчетный период хозяйствующий субъект начинает со вступительного баланса, т.е. баланса, составленного на первое число отчетного периода. Регистрация хозяйственных операций и их отражение производятся в «Журнале регистрации хозяйственных операций». Контрольным инструментом бухгалтерских процедур является оборотная ведомость или, как еще ее называют пробный баланс. Ее используют для контроля оборота и остатков по всем синтетическим счетам. Завершающим этапом обработки бухгалтерской информации выступает составление заключительного баланса – баланса на последнее число отчетного периода.

Учетный цикл представляет собой последовательность этапов учетного процесса, начиная с анализа финансовых операций до составления финансовой отчетности и закрытия счетов.

Учетный цикл состоит из следующих этапов:

1. Оформление первичных документов (приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, мемориальный ордер)

2. Регистрация операций

3. Перенос итоговых сумм из операционной книги в Главную книгу в конце месяца

4. Согласование остатков счетов по вспомогательной книге с балансом соответствующих контрольных счетов Главной книге

5. Подготовка пробного баланса на конец месяца

6. Подготовка финансовых отчетов на основе пробного баланса

7. Закрытие счетов прибылей и убытков

8. Составление годовых финансовых отчетов

4. Развитие бухгалтерского учета в значительной мере связано с разработкой и применением многообразных учетных регистров с определнной последовательностью и способами записи в них. Любую форму бухгалтерского учета можно рассматривать как систему, включающая стадии ввода, процесса преобразования и вывода информации.

Документ – это материальный носитель, который содержит в зафиксированном виде информацию о совершившейся хозяйственной операции, оформленной в установленном порядке.

Документация – способ первичной регистрации хозяйственной операции и обоснование правильности бухгалтерских записей. Ни одна запись не может быть сделана без соответствующего оформления его документом.

По назначению документы делятся на:

· распорядительные (приказы, распоряжения, соглашения, договора поставки, купли-продажи)

· оправдательные (счета, приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер и т.п.)

· документы бухгалтерского оформления (справки, ведомости)

· комбинированные (реестры, сводные ведомости)

· разовые (приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, платежные поручения, авансовые отчеты, доверенности)

· накопительные (реестры, лимитно-заборные карты, инвентарные карточки, накопительные ведомости)

· первичные (счета, накладные, приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, чеки, доверенности)

· сводные (отчет кассира, реестры, акт списания, акты сверки…)

· внутренние (договоры, счета, доверенности на получение, карточки учета ОС)

· внешние (доверенности на отпуск, счета к оплате)

· типовые (счета-фактуры, акты приемки-передачи, карточки учета материалов)

· специализированные

Все документы должны составляться своевременно, содержать достоверные данные, иметь обязательные реквизиты, содержание хозяйственной операции и ее основание, подписи лиц, ответственных за содержание операции и правильность ее оформления.

К ведению бухгалтерских документов предъявляются определенные требования, основными из которых являются: документальность записей, краткость и ясность записей, взаимный контроль записей.

Документы должны составляться аккуратно, текст и цифры написаны четко и разборчиво, подписи в документах должны быть разборчивыми. Ни в тексте, ни в цифровых данных не разрешаются подчистки, помарки и исправления. Ответственность за достоверность данных несут должностные лица, подписавшие этот документ.

Бухгалтерские документы с момента их выписки до момента передачи в архив находятся в движении, проходят ряд этапов учетной обработки. Такое движение документов получило название документооборот. Он включает в себя стадии, каждую из которых проходят почти все документы: составление документа, его прием в бухгалтерию, запись данных документа в учетные регистры, передача в текущий архив.

Основной задачей правильной организации документооборота является ускорение движения документов, которое при высоком качестве оформления является одним из принципов организации бухгалтерского учета.

Организация документооборота должна отвечать следующим требованиям:

· на каждый вид документов определяется кратчайший путь продвижения, исключающий лишние операции и инстанции

· назначаются конкретные исполнители, отвечающие за оформление документов и их обработку на каждой инстанции; сроки обработки документов должны быть минимальными.

6. Применение того или иного способа зависит от характера ошибки и времени ее обнаружения.

Наиболее простым является корректурный способ исправления ошибочных записей. Он применяется в тех случаях, когда ошибочная запись в учетном регистре обнаружена до составления баланса и сама ошибка допущена только в регистре. В таком случае исправление ошибки производится тем же способом, как и в документах, то есть путем зачеркивания тонкой чертой ошибочного текста или суммы и надписи правильного текста (суммы) над зачеркнутым. Исправление ошибочной записи в регистре корректурным способом, что и в документе, оговаривается на полях регистра (по возможности на той же строчке) и под­писывается главным бухгалтером.

Другой способ исправления ошибок в учетных регистрах называется дополнительной проводкой. Этот способ исправления ошибки применяется независимо от времени ее обнаружения - до или после составления баланса - во всех случаях, когда в учетных регистрах указана правильная корреспонденция счетов, но сумма операции приуменьшена. Такая проводка записывается по счетам синтетического и аналитического учета на общих основаниях с другими проводками.

Третий способ исправления ошибок называется " красное сторно". Способ красного сторно основан на применении в бухгалтерском учете отрицательных чисел и заключается он в следующем. Если при проверке записей в учетных регистрах будет обнаружена ошибка в корреспонденции счетов, допущенная как в самой проводке, так и в записях на счетах, то составляется новая проводка, в которой красными чернилами полностью повторяется текст ранее составленной ошибочной проводки. Эта проводка на общих основаниях с другими записывается в регистрах синтетического и аналитического учета, причем все записи в регистрах, как и в проводке, делаются только красными чернилами. Затем составляется обычными чернилами новая проводка, но уже с правильной корреспонденцией счетов. Эта проводка, как и в других случаях, записывается в соответствующие регистры синтетического и аналитического учета.

При подсчете оборотов в регистрах синтетического и аналитического учета все суммы, написанные красными чернилами, не складываются, а наоборот, вычитаются. Таким образом, числа, написанные красными чернилами, считаются подлежащими вычитанию. Так как они повторяют ранее написанные положительные числа, то тем самым достигается их исключение из общего итога оборотов, что и погашает неправильную запись. Записи, сделанные на основании последней - правильной проводки, покажут действительную величину оборотов, подлежащих отражению на соответствующих счетах синтетического и аналитического учета.

7. Инвентаризация – способ бухгалтерского учета, при помощи которого сопоставляются и регулируются учетные данные в средствах субъекта с их фактическим наличием с целью обеспечения соответствия этих показателей.

Основным требованием, предъявляемым к бухгалтерской отчетности, является ее достоверность (реальность статей). Поэтому для подтверждения данных отчетности предприятию необходимо проводить инвентаризацию.

Контрольные вопросы:

1. Что такое бухгалтерский документ.

2. Формы бухгалтерских документов.

3. Что такое реквизиты документа.

4. Что такое учетный регистр?

5. Классификация учетных регистров.

6. Основные способы исправления бухгалтерских ошибок.

7. Определение инвентаризации. Виды инвентаризации

8. Понятие «учетный цикл».

9. Что такое пробный баланс.

10. Назовите формы бухгалтерского учета

Список литературы:

1. Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.2007 г. №234-ІІІ

3. Стандарты бухгалтерского учета (Постановление Национальной комиссии по бухучету №3 от 13.11.96г.)

4. Концептуальная основа для подготовки и представления финансовой отчетности (приказ МФ РК от 29.10.07 г. №542)

5. Типовой план счетов бухгалтерского учета и финансовой отчетности, №185 от 23.05.2007 г

6. Инструкция по разработке Рабочего плана счетов для организаций, составляющих финансовую отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (приказ МФ РК от 22.12.05 г. №426)

7.Радостовец В.К. Бухгалтерский учет на предприятии. Алматы, 2000 г.;

8.Нурсеитов Э.О. Бухгалтерский учет в организациях: Учебное пособие, Алматы, 2006 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow