double arrow

Методические вопросы учетной политики определяют


Содержание и раскрытие учетной политики.

Рис. 11.3. структура бухгалтерского аппарата третьего типа

Рис. 11.2. Структура бухгалтерского аппарата второго типа

Рис. 11.1 Структура бухгалтерского аппарата первого типа

В таких бухгалтериях возможно создание сектора учета товарных операций, сектора учета расчетных операций, общего сектора. Выполнение счетных работ массового характера в одном секторе дает возможность усилить контроль за этими операциями и упростить увязку взаимоконтролируемых показателей.

Ко второму типу структурного построения относятся более крупные бухгалтерии. Они подразделяются на отделы, а внутри некоторых отделов создаются группы. Структура учетного аппарата второго типа может быть представлена так (рис. 11.2).

Главный бухгалтер

 
 


           
     


                       
 
Группа
 
Группа
 
Группа
 
Группа  
 
Группа  
 
Группа  


В таких бухгалтериях, например, отдел учета товарных операций имеет группу учета товаров и тары на складах, группу учета товаров и тары в розничных торговых предприятиях, группу учета транзитных операций.




Следует заметить, что руководящая роль главного бухгалтера при многоступенчатости построения бухгалтерии становится затруднительной.

Для сравнительно небольшой организации характерна двухстепенная форма построения аппарата бухгалтерии – это структура третьего типа. Однако в отличие от первого типа деление счетного аппарата производится не только на секторы или отделы, но выполнение определенных видов хозяйственных операций имущества или обязательств поручается отдельным исполнителям в лице бухгалтера или внутреннего аудитора и т.п. Схематично это выглядит следующим образом (рис. 11.3).

 
 


Деление аппарата на отделы, секторы, конкретных исполнителей зависит от объема учетных работ, специфики деятельности. При этом в силу недостаточности объема работ по учету однородных операций зачастую отдельными исполнителями вменяется в обязанность учет разнообразных операций.

Кроме четкой структуры бухгалтерского аппарата, к предпосылкам рациональной организации учета относится распределение обязанностей между сотрудниками бухгалтерии, что требует внимательного подхода со стороны главного бухгалтера, учета индивидуальных особенностей и знания исполнителей.

Возможен пооперационный принцип распределения труда между сотрудниками отделов. Так, например, один работник отдела принимает отчеты с документами от материально ответственных лиц, второй указывает цифры корреспондирующих счетов, третий вводит информацию в компьютер и т.д. В основе этого принципа лежит деление работы по однородности технических приемов. Наряду с известными достоинствами пооперационное разделение труда между бухгалтерами отделов может привести к обезличке, уменьшению ответственности при исполнении учетных работ. Однако такая система создает возможность для специализации рабочих мест, применения поточных методов и сокращения затрат времени на выполнение учетных работ.



Функциональное разделение работ в противоположность пооперационному позволяет иметь полное представление о ходе учетных работ, приближает к учитываемым объектам, создает условия для полной и равномерной загрузки каждого счетного работника. Однако при таком распределении работ требуется больше квалифицированных работников.

Распределение обязанностей между сотрудниками бухгалтерии находит выражение в должностных инструкциях организации, разработка которых – важный этап в планировании учетных работ.

Должностные инструкции

Должностные инструкции – это регламент, обеспечивающий целенаправленность труда работников. Они дают возможность:

· установить для каждого работника перечень подлежащих выполнению операций;

· определить и закрепить обязанности должностного лица, а также его права и персональную ответственность;

· контролировать выполнение работы каждого исполнителя, оценить ее результаты.



Кроме того, должностные инструкции разграничивают задачи каждой службы и в то же время вносят согласованность действий разных служб управления данной организации; учитывают рациональное использование фонда рабочего времени.

Должностные инструкции бухгалтеров разрабатывает главный бухгалтер организации совместно со специалистами после соответствующей подготовительной работы. После утверждения руководителем организации их передают каждому должностному лицу для исполнения.

Должностная инструкция разрабатывается по определенной структуре. Чаще всего она содержит: раздел I «Общие положения», раздел II «Должностные обязанности», раздел III «Права», раздел IV «Ответственность».

В разделе I «Общие положения» должны быть определены порядок назначения на должность, подчиненность, состав подчиненных должностных лиц; нормативные акты, регламентирующие его деятельность; квалификационные требования.

В разделе II «Должностные обязанности» содержится состав работ, соответствующий данной должности. Конкретный перечень обязанностей устанавливается в зависимости от организационной структуры предприятия, бухгалтерского аппарата, автоматизации учетного процесса, порядка взаимодействия с другими службами и подразделениями.

В разделе III «Права» излагаются права работника по приему и увольнению с работы, представлению к поощрению и возможному взысканию, в отношении повышения квалификации и совершенствования учетного процесса.

В разделе IV «Ответственность» перечисляются функции, за выполнение которых работник несет ответственность, с конкретным описанием и ссылками на законодательные акты, их регламентирующие.

Учетная политика организации. Формирование учетной политики.

Бухгалтерский учет в организации ведется по определенным правилам.

Все предприятия на территории РФ согласно Федеральному закону о бухгалтерском учете №129 , Федеральному закону от 21.11.96г. и “”положения о бухгалтерском учете и отчетности РФ (№170 МФ РФ) от 26.12.94г. должны определить формирование учетной политики организации. Содержание учетной политики раскрывается в приложении к приказу Минфина РФ от09.12.1998г. № 60н, которое называется Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98).

Предприятия самостоятельно формируют учетную политику исходя из особенностей своей деятельности.

На выбор учетной политики могут влиять следующие факторы:

1. Форма собственности и организационно – правовая форма предприятия.

2. Отраслевая принадлежность организации или вид деятельности.

3. Объемы деятельности, средне – списочная численность, может ли хозяйствующий субъект применить упрощенную систему налогообложения, или налог на вмененный доход, какая будет материальная заинтересованность и как это будет способствовать расширению воспроизводства?

4. Взаимоотношение с системой налогообложения, каков порядок расчетов по налогу на прибыль (осуществляются ли авансовые платежи по налогу на прибыль), налогу по НДС, наличие льгот и т.д.

5. Технические возможности материальной базы бухгалтерского учета (вручную или использование программ), основные средства – собственные или арендованные.

6. Уровень квалификации бухгалтерских кадров; каковы частота и повышение квалификации, стаж работы по специальности и т.д.

7. Про формировании учетной политики важно определить способы и методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности предприятия, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, виды учетных регистров, обработка информации и иные соответствующие способы. Основными правилами при формировании учетной политики являются допущения и требования, соответствующие общим принципам бухгалтерского учета

8. Допущения– это определение условия создаваемые предприятием или организацией. При постановке бухгалтерского учета, которые не должны менять ее.

Требование– это неуклонное следование установленным условиям бухгалтерского учета.

В учетной практике, возможно несколько допущений:

I. Предприятие должно вести учет собственного имущества отдельно от имущества других предприятий, находящихся у него на временном пользовании.

II. Условие непрерывной деятельности предполагающей, что учет ведется непрерывно, пока продолжается деятельность предприятия, т.е. до реорганизации или ликвидации.

III. Условие последовательности применения учетной политики, т.е. отчет из одного года в другой год одних и тех же методов, способов бухгалтерского учета (консервативность).

IV. Доходы и расходы предприятия должны относиться к отчетному периоду, в котором они были произведены, независимо от фактического поступления денежных средств.

Важнейшими требованиями являются:

1) Полнота в учетной практике, т.е. учет всех хозяйственных фактов, обязательное документальное проведение их без каких – либо пропусков.

2) Осмотрительность – предприятие должно быть более готово к получению убытков (расходов) и обязательств, чем возможных доходов (прибылей).

3) Приоритет содержания над формой в случае возможного юридического противоречия хозяйственного факта национальному законодательству предприятие должно зафиксировать его в учете.

4) Непротиворечивость – предприятие должно использовать учет формирований данных аналитического или синтетического учета.

5) Рациональность – предприятие должно осуществлять учет рационально и экономично в соответствии с видом деятельности и затратами.

6)

При формировании учетной политики выбирается один из способов бухгалтерского учета по конкретному участку, этот способ применяется с начала года.

Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими ПБУ.

Основные аспекты учетной политики организации – методические, технические и организационные.

· установление границы между основными средствами и средствами труда в обороте;

· способ оценки основных средств

· сроки и способы начисления амортизации по отдельным группам основных средств;

· способы оценки нематериальных активов и способы ее отражения в бухгалтерском учете.

· способ оценки приобретенных материально-производственных запасов и использовании счетов 15 и 16.

· Способ списания материально-производственных запасов: метод средней цены, ФИФО, ЛИФО;

· Метод оценки незавершенного производства – по фактической или нормативно-производственной себестоимости, по прямым статьям затрат, по стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов;

· Порядок учета и распределения общехозяйственных расходов;

· Варианты учета затрат на производство, калькулирование себестоимости продукции и формирование производственного результата;

· Метод учета затрат на производство и калькулирование фактической

· себестоимости продукции;

· способ распределения косвенных расходов между объектами калькулирования;

· вариант учета выпуска продукции;

· метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг);

· вариант распределения чистой прибыли.

Технические вопросы учетной политики можносгруппировать по следующим направлениям.

1. Разработка собственного рабочего плана счетовпутемвыбора из действующего плана счетов для отражения коммерческой и финансовой деятельности.

2.Выбор формы бухгалтерского учета, системы и перечня учетных регистров.

3.технология обработки учетной информации. При использовании компьютерной техники надо ориентироваться на прогрессивные методы учета.

5. Инвентаризация имущества и обязательств в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета.

Способы ведения бухгалтерского учета применяются с 1 января следующего за годом издания организационно-распорядительного документа, а для вновь созданных организаций - не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица, то есть государственной регистрации организации.

Внесение изменений в учетную политику.

В основе учетной политики лежит правило последовательности ее применения из одного отчетного года к другому.

Иногда хозяйствующий объект по независящим от него обстоятельствам может нарушить допущения и внести изменения в учетную политику, которые должны быть обоснованы и оформлены приказом руководителя.

Например: реорганизация предприятия, смена собственников, изменения в законодательстве РФ, разработка и внедрение новых систем бухгалтерского учета.

Последствия изменений различных аспектов учетной политики неодинаковы. Если замена технических и организационных элементов затрагивает лишь качественные характеристики самого учетного процесса, то корректировка методических приемов часто отражается на финансовых результатах деятельности организации. Это может повлиять на выводы и действия пользователей бухгалтерской отчетности. Такие изменения должны оцениваться в стоимостном выражении.

Стоимостная оценкапоследствий изменений в учетной политике может определяться:

*как разница в оценке в отношении которых используется новые приемы оценки, до и после внесения этих изменений;

*какнепогашенная величина первоначальной стоимости активов.

При внесении изме нений в учетную политику необходимо обоснованно определить дату, начиная с которой вводится новый учетный прием. Введение новшества не должно искажать финансовый результат деятельности предприятия, усложнять учетный процесс, создавать препятствия для его нормального осуществления. Поэтому наиболее приемлемым моментом изменения учетной политики является 1 января нового года.

Изменения в учетной политике должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности. Объяснению должны подлежать изменения методических приемов учета .Каждый случай изменения в учетной политике должен быть объектом особого внимания со стороны аудитора. Анализируя любые изменения, их обоснованность, предпочтительность применения новых учетных приемов и способов, аудитор должен получить подробные разъяснения руководства организации. При наличии несоответствия хозяйственной ситуации и интересов собственников, аудитор должен отразить этот факт в своем заключении.

Ограниченность изменений, вносимых в учетную политику, их обоснованность, раскрытие в бухгалтерской отчетности и контроль аудитора сделают учетную политику актуальной, соответствующей реальной хозяйственной ситуации.

Состав и содержание информации об учетной политике в бухгалтерской отчетности, регламентируются общегосударственными нормативными документами по бухгалтерскому учету.







Сейчас читают про: