При плавании судна в море, довольно часто возникает необходимость рассчитать – на каком расстоянии следует пройти навигационную опасность, чтобы безопасно разойтись с ней с заданной вероятностью Рзад.
Рассмотрим решение этой задачи (рис. 24.16).
Рис. 24.16. Расчет курса на расхождение с навигационной опасностью с заданной вероятностью
Судну, следующему курсом КК1, необходимо безопасно пройти навигационную опасность (точка А), оставив ее с левого борта на с Рзад (95%).
Для решения этой задачи необходимо:
- исходную (упреждающую) точку К, в которой предполагается изменить курс для безопасного расхождения с навигационной опасностью, соединить с навигационной опасностью (точкой А);
- снять с путевой карты расстояние от исходной точки К до навигационной опасности А (S = 18,0 мили);
- рассчитать, сколько потребуется времени, чтобы судно, следуя заданной скоростью (V = 6,0 уз.) прошло это расстояние (S = 18,0 мили): ;
- рассчитать судовое время прихода в точку А: Т2 = Т1 +t1 = 13.00 + 3.00 = 16.00;
- рассчитать время плавания по счислению, т.е. время плавания судна от последней, принятой к счислению, обсервации (точки Т0) до точки А: t = Т2 – Т0 = 16.00 – 12.00 = 4 часа;
|
|
- по формуле: (если t > 2 ч), или по формуле: (если t£ 2 ч) рассчитать радиальную (круговую) СКП счисления: мили;
- по формуле: рассчитать радиальную (круговую) СКП счислимого места, которую будет иметь судно в точке А: мили;
- по формуле рассчитать предельную (с заданной вероятностью) радиальную погрешность счислимого места судна для точки А: ;
Коэффициент по заданной вероятности
Таблица 24.2
Рзад | 0,30 | 0,50 | 0,60 | 0,63 | 0,70 | 0,80 | 0,90 | 0,95 | 0,96 | 0,98 | 0,99 | 0,993 | 0,997 | 0,999 |
КР2 | 0,6 | 0,83 | 0,96 | 1,0 | 1,1 | 1,27 | 1,53 | 1,73 | 1,8 | 2,0 | 2,15 | 2,23 | 2,41 | 3,0 |
- от навигационной опасности (точки А) провести на путевой МНК дугу окружности радиусом (для нашего примера Dбез = 3,88 мили ≈ 3,9 мили;
- от исходной точки К провести касательную к окружности и снять ее направление – искомый истинный курс ИК, которым судно пройдет навигационная опасность в (3,9мили);
- рассчитать значение компасного курса: КК = ИК – DК и, в момент прихода судна в исходную точку К – задать его рулевому;
- рассчитать время, когда судно может (после прохода навигационной опасности на Dбез) лечь на прежний курс КК1 ® в точку К/.